Анекдоты и мысли, переведенные из французских журналов
Недавно один молодой человек, гуляя в Тюльери при захождении солнца, смотрел на него с великим вниманием и вдруг закричал: мое лучше, мое лучше! Угадайте, кто он?... Стихотворец, написавший поэму, в несколько сот стихов, на захождение солнца!
На сих днях один сумасшедший ходил нагой по улицам и носил на плечах аршин пять сукна. Для чего ты (спросили у него) не велишь сделать себе кафтан, когда у тебя есть сукно? Я жду, чтобы уставилась мода, отвечал он: мне не хочется употребить сукна на такой кафтан, который, вышедши из рук портного, выйдет уже из моды.
"Важное открытие для старых женщин!" говорит один журналист: "Нашли состав, который оживляет круговращение сока в ветхом дереве, сводит с него старую кору и заменяет ее новой!"
Лафатер умер, но физиогномические наблюдения не пресеклись. В новой Французской библиотеке романов находится следующее: верхняя губа изображает вкус, склонности, желания и чувство любви. Гордость и гнев сжимают ее, тонкий ум делает тоньше, добродушие круглее, а излишнее любострастие распускает до безобразия.
Капитал ума, говорит Борк, не велик в одном человеке. Людям надобно пользоваться общим банком и капиталом веков и народов.
Лизимон ищет в Линдане. Соглашаюсь (сказал ей муж), что добродетель не великое сокровище; но Лизимон не стоит даже и добродетели!!
Один парижский остроумец говорит, что ему в каком-то женском клубе случилось видеть три бюста славных авторов: Томаса, Руссо и Дидерота, которые много писали о женщинах. Первый (кажется) читает, второй задумался, третий проповедует. Бюст Томасов сделан из выкрашенного алебастра, Руссов из вызолоченного бронзы, Дидеротов из дикой лавы.
Мольер слишком волен для слуха наших дам, а флер слишком толст для их платья. Для набожности их не довольно общественной религии, а для роскоши имения мужей.
Мудрый не раскаивается, а исправляется. Народ не исправляется, а раскаивается. Женщины не исправляются, не раскаиваются, а только каются. Покаяние есть удовольствие женщин, когда уже все другие удовольствия для них исчезают.
Отчего любовники убивают себя чаще любовниц? Оттого, что женщине, природно набожной и стыдливой, труднее решиться на дело противное религии и слишком гласное. Любовник бросается в гроб, а любовница сходит в него. Более любовников умирает от яда или железа, более любовниц умирает от горести.
Вы боитесь потомства?.. Бедные люди! Взгляните на себя и на других: мы также потомство! И каких людей! Сократа, Аристиппа, Тимолеона, Катона, Брута!.. Признайтесь, что это судилище более смешно, нежели ужасно... Но в отдалении предметы кажутся иногда гораздо страшнее, нежели вблизи.
Сикар спросил у Массье, немого и глухого ученика своего: что есть время? Массье отвечал знаками: "Черта с двумя концами; путь, который начинается в колыбели и кончится во гробе". -- Что есть вечность? -- "Черта бесконечная или круг; день без вчерашнего и завтрашнего дня!" -- Что такое счастье? -- "Удовольствие беспрестанное". -- Что такое революция? -- "Дерево, поставленное вверх корнем".
-----
Анекдоты и мысли переведенныя из французских журналов // Вестн. Европы. -- 1803. -- Ч.9, N 9. -- С.42-45.