Человѣкъ, воспитанной въ хрістіанской Религіи, не можешь отступить отъ нее, не измѣнивъ прежде добродѣтели.
*
Ничто такъ тѣсно не соединяетъ понятія о тлѣнномъ и вѣчномъ, какъ могила хрістіанина.
*
Эизнь человѣческая походитъ на путешествіе черезъ гору, которой вершина представляетъ зрѣлыя наши лѣта. Возвышенныя мѣста болѣе подвержены дуновеніямъ бури и громовымъ ударамъ; такъ и средній возрастъ человѣка болѣе возмущается страстями и обстоятельствами. Спокойствіе обитаетъ только въ долинахъ, откуда началъ онъ и гдѣ окончитъ свое теченіе.
*
Утроба матери и утроба земли суть двѣ крайности нашего существованія въ семъ мірѣ. Страданіе открываетъ на свѣтъ глаза наши, страданіе закрываетъ ихъ навѣки. Что были мы до рожденія нашего, что будемъ по смерти, -- равно для насъ непостижимо. Часто предполагаемъ мы однако что-то лучше за обоими предѣлами... Какъ мать лелѣетъ и кормитъ грудью своею младенца; такъ земля съ чадолюбивою попечительностію питаетъ и снабдѣваетъ возмужалаго человѣка. Вотъ сходства, по коимъ простолюдинъ, наученный Природою, даетъ имъ одно нѣжное наименованіе, вотъ почему часто слышимъ мы въ устахъ его: мать сыра земля!
*
Утративъ уваженіе къ самому себѣ, мы неминуемо теряемъ уваженіе прочихъ; но не всегда, утративъ уваженіе отъ другихъ, теряемъ уваженіе собственное.
*
Кто въ ссорѣ съ самимъ собою; тотъ всего скорѣе можешь поссориться съ другимъ.
*
Человѣкъ, обманывающій другихъ, обманываетъ перваго -- самаго себя. Неменьше справедливо что человѣкъ способный обманывать себя самаго, тѣмъ болѣе способенъ обманывать другихъ. Слабый защитникъ хуже явнаго врага: отъ послѣдняго можно остеречься, на перваго полагаться опасно.
*
Большая часть людей дѣлятъ жизнь свою на двѣ половины: одна посвящается всякаго рода дурачествамъ, другая тщетнымъ сожалѣніямъ.
*
Молодой скряга и старой мотъ равно нарушаютъ обыкновенный порядокъ вещей, но неравно отвратительны. Презрѣніе богатства, такъ какъ презрѣніе почестей и самой жизни, хотя часто самое безразсудное, сохраняетъ всегда нѣкоторое право на уваженіе людей, которые не любятъ и не умѣютъ судить одѣйствіяхъ въ причинамъ.
*
Сей міръ по справедливости можно назвать коммерческимъ: никакой выгоды, никакого удовольствія не можемъ мы приобрѣсти здѣсь, не заплативъ за нихъ прежде или послѣ трудомъ, заботами, лишеніями или прискорбіемъ.
*
Фортуна дѣйствуетъ на гордость человѣка сильнѣе,чѣмъ погода на ртуть барометра.
*
Мизантропъ охотно допускаетъ дѣлать ему зло, чтобъ изъ того почерпнутъ новую причину; новое право ненавидѣть людей.
*
Купецъ, отдающій на прокатъ драгоцѣнныя вещи, ни чѣмъ не разнится отъ ростовщика: почему же ростовщикъ презрительнѣе ювелира? Не ужели отъ того, что деньги можно употребитъ на полезное дѣло, ажемчугъ и алмазы служатъ одной пышности и щегольству? --
*
Похвалы походятъ на нѣкоторые ароматы, отъ коихъ часто голова кружится.
*
Какъ не уважать престарѣлыхъ людей, когда самыя обыкновенныя вещи отъ одной древности своей становятся драгоцѣнными?
*
Любовь есть оселокъ чувствительности.
*
Любовь родится отъ надежды, но можетъ жить безъ ея отрады.
*
Утверждаютъ, что человѣкъ любитъ одинъ только разъ въ жизни; справедливѣе, кажется, сказать, что онъ любитъ одинъ разъ сильнѣе прочихъ. и причина сему очевидна: какъ нѣтъ въ Природѣ совершенно одинакихъ предметовъ; такъ не случается никогда совершенно одинакихъ дѣйствій или страданій.
*
Истинная любовь есть забвеніе себя самаго для счастія милаго предмета: съ симъ высокимъ чувствомъ ревность несовмѣстна. Ежели обожаемое мною существо счастливо --со мною или съ другимъ, все равно, -- ежели оно счастливо, я долженъ быть доволенъ.
*
Допустивъ, что ревность проистекаетъ не отъ оскорбленнаго самолюбія, но отъ сильной страсти, надобно будетъ согласиться, что Турки и Персіяне, считающіе десятками своихъ женъ или наложницъ, могутъ быть нашими учителями въ истинной любви.
*
По мнѣнію многихъ философовъ, которые съ биваковъ переносятъ свои катедры въ рестораціи, благородство состоитъ въ томъ, чтобъ на всякое неприятное слово отвѣчать ругательствомъ или побоями, но разсуждая, справедливо или нѣтъ насъ порицаютъ. Одинакая участь ожидаетъ всякаго, кто вздумалъ бы доказывать имъ ложность сего опредѣленія. Много ли же найдется охотниковъ вразумлять сихъ господъ, что гораздо болѣе подлости оказываетъ тотъ, кто уступаетъ страстямъ своимъ, гнѣву, мщенію и проч., нежели кто благоразумно уклоняется отъ ссоры или поединка?--
*
Я не знаю тяжелѣе состоянія: горнишной у пожилой прелестницы, повара у промотавшагося хлѣбосола и кучера у Московскаго вѣстовщика.
*
Вчера Аристъ ѣздилъ въ бѣдномъ экипажѣ: -- короткіе приятели не узнавали его, сего дня появился въ блестящей колесницѣ: -- ему кланяются люди, которыхъ онъ въ глаза не знаетъ.
*
Вы говорите, госпожа Болтаееа, что вы не терпите лжи, обмановъ, притворства: за чѣмъ же изволите румянишься, сурмиться, носить накладные волосы, вставные зубы, стеганыя подушечки и т. п.? Всѣ ето наглые обманы, которые развѣ въ почтенныя ваши лѣта остаются совершенно безвредны для ближняго.--
*
Отставной вельможа походитъ на прошлогодній календарь, а увядшая красавица на старыя газеты.
*
Самая лучшая мозаика со стороны пользы есть -- мостовая.
*
Башня не становится отъ того выше, что отражается въ близь текущей рѣкѣ: сочинитель не получаетъ болѣе постоянства, когда труды его переводятся на иностранный языкъ.
*
Чистой средній слогъ не только въ писаніяхъ, но и въ разговорѣ есть. наитруднѣйшій. Рѣдкой владѣетъ приятнымъ умѣньемъ въ обыкновенныхъ рѣчахъ избѣгать равно низкихъ выраженій и высокопарныхъ словъ. Въ нашихъ обществахъ не нравится даже, слишкомъ правильное расположеніе фразъ: здѣсь смѣшно говорить какъ книга, и тѣмъ болѣе по книжному.
*
Ежели въ монархическомъ правленіи цензура не пропускаетъ ничего оскорбительнаго для Государя въ гражданскомъ отношеніи, не должна ли она тѣмъ паче наблюдать, чтобъ не выходило изъ печати ничего нарушающаго святыя права всюду господствующаго царя въ нравственномъ смыслѣ -- здраваго разсудка? -- Почему же мы видимъ, что въ государствахъ, гдѣ имѣютъ нужду, гдѣ желаютъ распространитъ истинное просвѣщеніе, появляются безпрестанно новыя гадательныя книги, оракулы, сонники и т. п.? Конечно многіе не вѣрятъ этимъ бреднямъ; но сколько найдется въ народѣ слабыхъ головъ, сколько женщинъ, которыя, не позволяя себѣ ни малѣйшаго размышленія, почитаютъ священною истиною все напечатанное? О дѣтяхъ и поминать уже нечего....
*
Портретъ посредственнаго автора при новомъ его произведеніи предваряетъ догадливаго читателя, что книга погрѣшаетъ противъ извѣстнаго Аристотелева правила,-- что заключаетъ въ себѣ лишнее.
*
Приятно читать остроумную рецензію на книгу вскорѣ послѣ ея появленія; но ежели размыслить, какъ мало у насъ сочиненій, которыя съ похвалою могутъ выдержать строгій разборъ, и какъ вообще небогать у насъ классъ писателей, то изъ одного состраданія должно пожелать, чтобъ критики давали имъ время безъ помѣхи распродать сколько нибудь екземпляровъ новаго творенія, возвратить издержки, употребленныя на печатаніе, и придти въ состояніе приступить ко второму изданію своихъ трудовъ, въ которомъ изъ одной благодарности могли бы они воспользоваться сдѣланными замѣчаніями. Жаль только, что тогда у насъ долго не дождешься возврата авторскихъ убытковъ, а благодарности -- почти никогда.
*
Для того, кто много читалъ и хорошо знакомъ съ теоріею Словесности, одна новая мысль, ясно изложенная въ короткихъ словахъ, гораздо предпочтительнѣе велерѣчивыхъ диссертацій, которыхъ однообразная форма и обыкновенныя украшенія, всегда въ узаконенномъ порядкѣ слѣдующія, такую же наводятъ скуку, какъ вѣками освященное пустословіе Нѣмецкихъ судебныхъ актовъ.
*
Не полагайтесь на пышныя заглавія книгъ, не вѣрьте заманчивому названію статей! Какъ часта подъ личиною благочестія скрывается невѣріе, подъ личиною нравственности -- развратъ, подъ личиною учености -- невѣжество! Сколько разъ случалось мнѣ по оглавленію искать обѣщанныхъ мыслей, а находишь одну -- безсмыслицу!
С. Нечаевъ.
-----
Нечаев С.Д. Мысли / С.Нечаев // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.105, N 12. -- С.304-312.