Милюков Павел Николаевич
М.И. Ростовцев

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   П. Н. Милюков: "русский европеец". Публицистика 20--30-х гг. XX в.
   М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. -- (Люди России).
   

М.И. РОСТОВЦЕВ

   Организаторы вечеров "Современных Записок" оказали большую услугу посетителям этих вечеров, введя в их состав лекцию нашего знаменитого историка М.И. Ростовцева. Занятый своим американским преподаванием и своими учеными экскурсиями, проф. Ростовцев не часто посещает Париж и еще реже выступает перед русской публикой. Те, кто имели случай слушать его живое, часто вдохновенное, изложение -- плод собственных оригинальных работ,-- не преминут воспользоваться представляющейся возможностью. Кое-кто из русских друзей, почитателей и учеников, были постоянными посетителями только что закончившейся французской серии лекций М.И. Ростовцева в Сорбонне. Они могут засвидетельствовать, как, казалось бы, такая строго научная тема, как история провинциального города на пути караванной торговли эпохи преемников Александра Македонского, превращается в устах блестящего лектора в яркую, сверкающую живыми красками картину, в которой каждый находит что-то связывающее это далекое прошлое с современностью, и уже поэтому всем близкое и понятное. Как это делается? Лектор признал долю живого воображения в своем рассказе: из кусков и обломков это воображение лепило на глазах слушателей цельное и яркое изображение и заполняло его чертами, общими всем временам и народам. Интересен и увлекателен был и процесс постройки и его результаты: то и другое обильно иллюстрированное фотографическими снимками и реставрациями. Но строить так свободно и смело на впервые возделанной ниве -- для этого одного воображения было бы недостаточно. Нужно все глубокое знание Ростовцева, не только почерпнутое из книг, но и проникнутое чутьем жизни,-- и нужен постоянный контроль виднейшего представителя науки: лишь тогда получаются те ценные результаты, которые давно выдвинули М.И. Ростовцева на одно из первых мест в ряду современных историков.
   Ради лектора можно было бы позабыть о трактуемом им предмете. Но предмет сам по себе представляет животрепещущий интерес. Раскопки, продолженные профессором Ростовцевым и его учениками после французского ученого Кюмона в греко-парфянско-римском городе Дура-Европос на среднем Евфрате, помогают заполнить существенный пробел между эпохами эллинизма и средневековым византийско-христианским миром. К концу своих лекций в Сорбонне М.И. Ростовцев приберег главную сенсацию, которая непосредственно вводит в преддверие этого мира. Под его руководством были раскопаны и исследованы два храма третьего века по Р.Х.: один христианский, другой еврейский. Оба расписаны первоклассной важности фресками. Роспись христианского храма эпизодами из жизни Христа представляет новый пункт отправления христианского искусства,-- иной, нежели христианское искусство первых веков, эпохи катакомб. И лектор ставит вопрос, характерный для его научных поисков: откуда пришло это искусство? Рим или Восток?
   Еще большую сенсацию представляет открытие единственного в своем роде памятника: древнейшей еврейской синагоги (245 г. по Р.Х.) Позднее украшение синагоги эпизодами из библейской истории было признано ересью. Изображение живых существ не допускалось. Находка расписанной синагоги ставит на новую почву вопрос об украшении библейскими картинами также и христианских церквей. М.И. Ростовцев готов искать параллелей на Востоке и даже в Индии, откуда, полный свежих научных впечатлений он только что вернулся.
   Я не сомневаюсь, что и интерес сюжета, и талант научной популяризации лектора будут по достоинству оценены многочисленными посетителями вечеров "Современных записок", которые этого редкого случая не пропустят.
   
   Последние новости. 1937, 17 июня
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru