Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
Франц Вайскопф1. Беседа с Мейерхольдом
Berlin am Morgen, 1. April 1930
9.15 утра на Силезском вокзале. На перроне уже собрались люди, все в нетерпении. Два красных букета на фоне темных пальто и шляп.
"Действительно ли он приедет на этот раз?" -- "Совершенно определенно!"
"Нет, он не приедет!" -- "Он приедет!"
До последней минуты неизвестно, приедет или не приедет Мейерхольд. До последней минуты находятся скептики. Наконец, на перроне появляется поезд, Мейерхольд спускается в сопровождении жены, актрисы Зинаиды Райх, и нескольких артистов его труппы. Вспыхивают кодаки, трещат кинокамеры, вручают цветы, три дюжины человек говорят одновременно. Снимают шляпы, пожимают руки. Малыш, приехавший с труппой, начинает плакать.
"Как долго Вы, собственно, намерены оставаться в Берлине?"
"Более двух недель, точнее, 17 дней, затем мы хотим показать наши спектакли в Гамбурге, Кёльне, Франкфурте и полдюжине других немецких городов, а затем -- Чехословакия и Франция. Переговоры со Швейцарией и Швецией повисли в воздухе. Особый интерес представляют переговоры со Швейцарией, последняя, как известно, не поддерживает дипломатических отношений с Россией, и въезд туда сулит русским артистам большие трудности.
В Москву мы хотим вернуться к началу театрального сезона. Итак, мы должны спешить. Я не буду говорить о моей "биомеханике" и о "принципе трансформации", двух столпах моего режиссерского метода, ваша газета недавно опубликовала информационную статью на эту тему. Добавить к сказанному нечего. Из постоянного репертуара хочу показать прежде всего "Ревизора" в моей трактовке, в Москве он уже шел, потом "Лес" Островского, также в моей трактовке, и, наконец, "Рычи, Китай!" Третьякова. Последний спектакль будет идентичен московскому, так как я убежден, что в Берлине смогу воспользоваться большим бассейном. Возможно, мы покажем и "Великодушного рогоносца" Кроммелинка, там в свое время главную роль исполнял великий московский комик Ильинский. Через несколько дней он приедет в Берлин и сыграет здесь эту роль. Может быть, мы покажем и "Командарма 2" Сельвинского и, наконец, под занавес -- феерическую комедию Маяковского "Баня"".
Далее Мейерхольд говорит, что хотел бы побывать во многих берлинских театрах. Германия как театральная страна -- первая в Западной Европе.
Находясь в Берлине, он обязательно хочет познакомиться с "Группой молодых актеров", собирающихся вскоре на гастроли в Москву. Также он хотел бы повидать Пискатора. Мейерхольд считает его талантливейшим немецким режиссером, полагая, однако, что Пискатор чересчур подпадает под власть техники в ущерб важнейшей из проблем режиссуры -- проблеме актера. Пискатору надо было бы сплотить вокруг себя группу артистов, так как это было сделано нами в Москве. Палленберг2 -- единственный в своем роде великий артист, но он не имеет никакого отношения к конструктивистскому театру, который работает, основываясь на принципах "биомеханики" и "трансформации".
1Вайскопф (Weisskopf) Франц Карл (1900 - 1955) -- немецкий журналист, писатель, дипломат, член Союза пролетарско-революционных писателей Германии. Участник I и II международных конгрессов революционных писателей в Москве и Харькове. В 1933 г. был выслан из нацистской Германии. Жил в Праге, Париже, США. В 1953 г. вернулся в ГДР. (Репортаж Вайскопфа дан в переводе З. С. Пышновской).
2Палленберг (Pallenberg) Макс (1877 - 1934) -- австрийский актер. В 1914 г. приглашен Рейнхардтом в Немецкий театр. Играл в пьесах Брехта (Гели Гей -- "Что тот человек, что этот", Пичем -- "Трехгрошовая опера"), работал с Пискатором (роль Швейка).