Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
(П.) Начало гастролей Театра имени Мейерхольда
Rote Fahne, 3. April 1930
Мейерхольду дали плохих консультантов. Поэтому он решил начать гастроли в Германии "Ревизором", пьесой, в которой он смог блеснуть художественными изысками, но которой недостает крепкой идеологии <...> Хотелось бы отметить, что с точки зрения пролетарской Германии такое начало гастролей нецелесообразно. <...>
Мы хотим в капиталистическом окружении буржуазной Германии увидеть наивысшие моменты творчества Театра имени Мейерхольда, а не то, что в масштабе его достижений должно быть признано идеологически несостоятельным <...> Все, что показал нам Мейерхольд, это много, когда начинаешь замечать отсутствие пластической дисциплины, легкости, красочности в одряхлевшем, разлагающемся буржуазном немецком театре. Но этого мало для театра, представляющего страну пролетарской диктатуры. Мейерхольд должен, если его гастроль имеет целью нечто иное, чем у других весьма проблематичных советских театров, наподобие театра Грановского2 или Таирова3, идеологически утвердиться в одном ряду с достижениями революционного театра Германии.
------
(П.) -- журналист "Rote Fahne". Расшифровать псевдоним не удалось.
2Грановский Алексей Михайлович (Авраам Азарх; 1890 -- 1937) -- режиссер, создатель ГОСЕТа. После учебы в Петербурге некоторое время (до 1-й мировой войны) был ассистентом у Рейнхардта. По завершении гастролей ГОСЕТа в Германии (1928) не вернулся на родину, работал в "Габиме" и др. театрах. А. Керр в своих рецензиях дал высокую оценку Грановскому, окрестив его "Мейерхольдом в квадрате". Театральные постановки бывшего руководителя ГОСЕТа в эмиграции не имели успеха у большинства критиков. Покинув театр, под именем Алексиса Грановского снимал фильмы в Германии и Франции.
3Таиров Александр Яковлевич (1885 -- 1950) -- русский актер и режиссер, создатель Камерного театра. Театр трижды гастролировал в Германии (1923, 1925, 1930), познакомив мир, по словам критика Казимира Эдшмида, со своим "стилем нежного экспрессионизма".