Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
Кроммелинк: "Великодушный рогоносец". Четвертый спектакль Мейерхольда в Берлине
RoteFahne, 15. April 1930
<...> Странная пьеса и странный спектакль... Правда, Мейерхольд подвергает осмеянию мелкобуржуазный материал пьесы, но любой классово сознательный рабочий плевал на поставленные тут "проблемы". Театр занимает примирительную позицию по отношению к давно преодоленным мелочным проблемам мещанства. Мещанское спутано здесь с "общечеловеческим". <...>
Сценический конструктивизм как... много шума из ничего. Нет материала -- революционного материала. Все эти танцы, кувырканье, сальто-мортале и все прочие цирковые трюки, правда, услаждают нас, как и нежный душевный лепет пьесы, однако даже самый талантливый "футуризм", "дадаизм" и "конструктивизм" сам по себе не создает революционной идеологии. "Биомеханика" и любая другая механика повисает здесь в безвоздушном пространстве -- на фоне гигантской социальной действительности СССР. Одной техникой не спасешь слабую пьесу, какой бы крупный новатор театра за нее ни взялся. И динамика "в себе" выдыхается на глазах... <...>