Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
Курт Керстен. Первый гастрольный спектакль Мейерхольда
Die Welt am Abend, 2. April 1930
Русским гостям был оказан самый радушный прием, превратившийся в финале в настоящую манифестацию в честь русского театра, мастерства Мейерхольда и его актеров. <...> Успех русских гастролей большой и вполне заслуженный <...>
Финальная сцена спектакля восхитительна. Это жалкое отупевшее общество годится лишь для паноптикума. Выдумка режиссера гениальна.
По этой постановке видно, с каким усердием, настойчивостью и аккуратностью проработаны на протяжении сотни репетиций каждый звук, каждое движение, каждый жест. Особенного внимания заслуживает работа Мейерхольда в области детализации изображения действительности. Тут можно было бы говорить даже о натуралистическом символизме, так как тенденция к гротеску доведена до высшего предела. <...> Мартинсон в карикатуре и гротеске поднимается до уровня Домье.
Мейерхольд с каким-то бешеным фанатизмом бичует пороки провинциального чиновничества. Он словно бы создает галерею образов провинциальных буржуа и провинциальной бюрократии. Флобер, безусловно, остался бы доволен таким типом творчества. Такая подача критики мещанства легче всего будет воспринята у нас <...>
Мы увидели блестящий спектакль, и я еще раз приветствую гениального режиссера новой России.
-----
Керстен (Kersten) Курт (1891 -- 1962) -- немецкий журналист и публицист, автор биографической книги "Ленин" (1920), книги-репортажа "Москва-Ленинград. Путешествие зимой" (1924). Сотрудничал с оппозиционными и левыми журналами, в том числе "Pan", "Front", "Linkskurve", "Aktion", "Das Wort" (журнал эмигрантов-антифашистов, выходивший в Москве). Эмигрировал в США. Своей книгой-репортажем о России внес вклад в создание в Германии ранней легенды о Мейерхольде -- художнике "потрясающей оригинальности", влияние которого "выходит далеко за пределы современности" (подробнее об этом см. в моей книге "Таиров, Мейерхольд и Германия...", с. 22 -- 23).