Йеринг Герберт
Мейерхольд на Штраземаннштрасе: "Лес"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
   

Герберт Йеринг. Мейерхольд на Штраземаннштрасе: "Лес"

Berliner Börsen-Courier, 10. April 1930

   Начало удручающе. Зал все еще наполовину пуст. Берлин: либо гастроль -- сенсация, и все катится дальше, или провал, и интереса нет ни у кого. <...>
   Но постепенно партер заполняется, постепенно на этом обдуманно назначенном спектакле публика открывает для себя: Островский, русская классика. <...> Пьеса, место которой где-то между Коцебу[i] и романтиками и которая вряд ли может возбудить к себе интерес.
   Мейерхольд решает эту пьесу. Он де-драматизирует ее. Это самое интересное в спектакле. Мейерхольд изымает из действия двух странствующих актеров, сентиментального неудачника и веселого счастливчика, дает им прелюдию, рамку как персонажам интермедий -- трагику, комику, делает их типичными и постепенно позволяет им вмешиваться в действие как каноническим фигурам комедии дель арте. В действие? Нет, в картины эпических состояний. <...>
   Эпизация театра. Оторвавшийся от земли театр гэгов. Всякий переход действия, всякая смена событий уничтожены. Изложение, демонстрация. Плакатированные названия сцен[ii]. Труппа неравноценна, о некоторых исполнителях и говорить не стоит. Но в другой драматургической композиции актеры сразу же начинали ориентироваться примерно так, как в симультанных декорациях "Рычи, Китай!". Независимо от этого стиля существует Зинаида Райх, жена Мейерхольда, тихая, простая, почти лирическая героиня -- томительная возлюбленная, очаровательно балансирующая между чувственностью и иронией. В этом же стиле работает комик Игорь Ильинский, клоун, Арлекин, очень свободный и в то же время точный, маленький чертик, напоминающий Палленберга, но не такой проницательный, не такой естественный, не такой гениальный (зато более точный).
   Как же обыгрывает Мейерхольд эти эпические таблички с надписями?.. Он остается между заостренным динамическим экспрессионизмом и жестким стилем маски. В долголетней изоляции -- вот в чем его сила и его готовность к риску. Сила, ибо он работает уединенно, без всяких грандиозных приемов, спокойней, постоянней, систематичней, не следуя рабски сезонной смене моды. Опасность в том, что эта изоляция имела следствием канонизацию, оцепенение стиля. <...>
   Мы можем его театру с табличками противопоставить кое-что собственное. "Саперы в Ингольштадте"[iii], "Эдуард II" в Мюнхене[iv], "Что тот человек, что этот"[v] исполняются в подобном эпическом стиле. В наших спектаклях нет стилизации, мы на пути к форме. В решении пространства мы свободнее и самостоятельнее. Каспар Неер[vi] с его разорванным пространством пошел гораздо дальше, чем Мейерхольд с его установками для лазания. Но соприкосновение этих фигур налицо. <...>
   Мейерхольд не имеет ничего общего с Пискатором. Напротив: он деполитизирует в игровой форме даже "Ревизора", строит "Лес" по формальным принципам. Мейерхольдовский театр -- формалистический театр ("ein artistisches Theater"). Он соотносится со Станиславским так, как Рейнхардт соотносится с Брамом[vii]. Мейерхольд опоздал в Берлин. Но его театр не отделить от европейского театра. Это героическое режиссерское достижение, можно сказать, аристократическое. В сущности, лишенное связи с массой. В этом трагизм Мейерхольда, в особенности -- в России.

-----

   [i] Коцебу (Kotzebue) Август фон (1761 -- 1819) -- один из наиболее плодовитых немецких драматургов гетевской эпохи (более 200 мелодрам, исторических драм и комедий), "мещанская драма" которого стала синонимом беспроблемности и ремесленничества (отсюда выражение "коцебятина"). Не слишком хорошо знавший театр Островского Йеринг, конечно, ошибался, проводя эту параллель.
   [ii] Имеются в виду возникавшие высоко над сценой на экране надписи, названия эпизодов, напоминавшие кинотитры. "Эпизация театра", "плакатированные названия", "таблички" -- как видно, первооткрыватель таланта Брехта Йеринг обращает здесь внимание на достаточно рано давшие о себе знать параллели между Мейерхольдом и Брехтом.
   [iii] Постановка пьесы молодого автора Марии Луизы Фляйсер "Саперы в Ингольштадте", осуществленная другом Брехта Якобом Гайсом в "Театер ам Шиффбауэрдамм" в марте 1929 г., имела скандальный успех (художник Каспар Неер). Было дано всего 43 представления. Сила Фляйсер заключалась в анализе "безъязыкости" мещанства; не случайно в конце XX в. драматурги неонатуралистической волны выбрали в качестве образца именно Фляйсер.
   [iv] Постановка брехтовской переделки драмы Кристофера Марло "Жизнь Эдуарда Второго Английского" на сцене мюнхенского "Каммершпиле" осуществлена самим Брехтом в 1924 г. Экспериментируя с "новыми формами" эпического театра, которые и имеет в виду Йеринг, Брехт опирался прежде всего на творчество постоянно сотрудничавшего с ним художника Каспара Неера (впервые были применены белые грим-маски, грубая мешковина, служившие выражению "морального конформизма").
   [v] имеются в виду постановки постоянно перерабатывавшейся Брехтом пьесы "Что тот солдат, что этот" -- в Дармштадтском театре (сентябрь 1926 г., режиссер Якоб Гайс, художник Каспар Неер), радиопостановка 1927 г. с Еленой Вайгель в роли Бэгбик и берлинская постановка 5 января 1928 г., осуществленная знаменитой "триадой" Э. Энгель -- Б. Брехт -- К. Неер.
   [vi] Неер (Neher) Каспар (1897 -- 1962) -- немецкий театральный художник, ближайший сподвижник Брехта, с которым он работал с 1923 г. Брехт называл Неера "Bühnenbauer" (художник-конструктор) в противоположность "Bühnenbilder" (художнику-декоратору).
   [vii] Брам (Brahm) Отто (1856 -- 1928) -- немецкий режиссер, критик и театральный директор, значительная часть жизни которого связана с Немецким театром. Брамовский лозунг синтеза "правды жизни" с "искусством человека" были принципами и Рейнхардта, но Рейнхардт, отойдя от натурализма Брама, неизмеримо высоко поднял режиссерское искусство, искусство мизансцены, значение проблемы пространства и стиля.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru