Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
Штефан Фингал. "Лес". Мейерхольдовская премьера в Театре на Штреземаннштрассе
Neue Berliner Zeitung. Das 12-Uhr-Blatt, 10. April 1930
<...> После этого спектакля проблема успеха Мейерхольда, кажется, решена. Он дает ясное, просто сформулированное зрелище с помощью приемов сказки. Он рассчитывает на простую публику и возвращает ей ее же товар в изысканной упаковке. <...>
Актеры сплошь восхитительны и учтивы. Они кружатся в циклоне этого темпа, качаются, шатаются, шествуют, танцуют, парят, скользят, поют, орут благим матом. Игорь Ильинский -- это Чаплин плюс Палленберг, поделенные на Джорджа Александера {Александер (Alexander), Джордж, сэр (Джордж Сэмсон; 1858 - 1918) -- английский актер, режиссер, театральный директор. Как актер был идеальным воплощением уайльдовских типажей, элегантных и высокомерных джентльменов.}. Он ошеломительный комик, надувает щеки, подмигивает, двигает носом и ушами, цирковой клоун и веселый философ. Мухин, трагик, гротескно порхающий призрак, Твердынская -- комическая старуха, рекламный цирк из Москвы, твердая, суховатая в ее преувеличении реальности как в маске и жесте, так и в мимической линии. И все танцуют как на канате под флейту мифического пана Мейерхольда танец древнего арлекина, который кажется бессмертным.
Только Зинаиде Райх позволяется свобода и дистанция от стиля Нестроя {Нестрой (Nestroy) Иоганн Непомук (1801 -- 1862) -- австрийский драматург, актер, автор многих сказочных и фантастических, сатирических и развлекательных комедий, продолживших традиции австрийского народного искусства.}. Она наполняет все чистотой, не перегружая игру излишними проблемами, ее игра -- одно волшебное художественное совершенство.
Фингал (Fingal) Штефан -- критик "Neue Berliner Zeitung".