МАЛЫШЕВ Григорий Григорьевич [ок. 1802*, Петербург -- 28.2(11.3)*.1868, там же; похоронен на Большеохтинском кладб.], поэт-самоучка, музыкант. Сын унтер-офицера. Получил дом. воспитание. После отъезда семьи остался в Петербурге на казенном попечении. В 1818 из кантонистов л.-гв. Егерского полка вступил в службу рядовым в тот же полк. Участвовал в рус.-турецкой войне (в 1828) и в Польской кампании (в 1831). Во время войны был назначен "комплектным музыкантом" в унтер-офицер, звании. В свободное от службы время писал стихи. В 1835 сочинил куплеты на встречу Николая I с прус, королем Фридрихом Вильгельмом III и пропел их в присутствии обоих монархов (опубл. отд. книжкой: СПб., 1835). В ноябре 1835 "высочайшим повелением" определен в придворную певческую капеллу "большим певчим". С 1840 "помощник учителя пения" (в чине 14-го кл.); в 1850 назначен учителем пения (в 1856 тит. сов.; при отставке в 1859 награжден чином коллеж, ас).
В 1848 в Петербурге вышел сб. "СтихотворенияГ.Малышева"(одобрит. отзывы: ОЗ, 1848, No 4, с. 63--64; СПбВед, 1848, 3 апр.; СП, 1848, 17 апр.; подп. Ф. Б.; с биографией М.), б. ч. к-рых посвящена радостям и тяготам солдат, жизни. Поэтика "солдатских" песен и стихов ориентирована (нередко подражательно) на фольк. традицию, хотя в них преобладает офиц.-патриотич. настроенность (ср. подобное сочетание у поэта-дилетанта Н. Ф. Верёвкина). В подчеркнуто народном духе, с широким использованием фольк. ритмики и лексики написаны любовные песни; мн. из них в стиле русских песен А. В. Кольцова. Популярной и нар. стала песня "Звенит звонок и тройка мчится". В 1854 опубл. поэму "Сны Эдмона" (СПб., 1854), где "западный" торговец (гл. герой) превращается из грешника-вольнодумца в праведника благодаря очистит, идеям рус. православия; в поэме ощутимо сильное воздействие славянофильских стихотворений К. К. Павловой и В. Г. Бенедиктова 40-х гг. В 1854 выпустил в свет удалые "солдатские куплеты" на темы Крымской войны (под назв. "Солдатская песня" -- СП, 1854, 22 июля; отд. изд. -- СПб., 1854); они свидетельствовали о том, что М. остался верен прежним поэтич. мотивам и настроениям.