Любич-Кошуров Иоасаф Арианович
Слеза святого

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Венецианская легенда).


Иоасаф Любич-Кошуров.
Слеза святого

(Венецианская легенда)

0x01 graphic

   Узкая, низенькая дверь, через которую, чтобы пройти, нужно было согнуться, вела в тюрьму.
   За этой дверью были еще две двери, очень ветхие, с расшатавшимися досками, потемневшими от сырости и времени, с объеденными сыростью краями.
   Когда-то вторая дверь, -- первая, как отворишь наружную, -- была для крепости сбита посредине поперек через доски толстой железной полосой, и концы гвоздей с четырехугольными, широкими шляпками, которыми полоса была прибита к доскам, плотно пригнуты с оборотной стороны. Но теперь ржавчина переела гвозди на сгибе, железная полоса отстала от досок, и самые гвозди вылезли из своих гнезд...
   Только концы гвоздей с оборотной стороны двери еще держались и словно вросли в дерево... Но они напрасно так крепко впились в доски эти маленькие, покрытые ржавчиной, кусочки железа...
   Пока люди-тюремщики хлопотали о цепях и неволе, а люди-узники могли только тосковать о потерянной свободе, -- время делало за них великое дело свободы...
   Сырость и ржавчина, поселившиеся в тюрьме вместе с тоскою и мукой, вместе с холодом и мраком, перегрызли железные зубы, эти маленькие острые кусочки железа!..
   А третья, последняя дверь ничем не отличалась от обыкновенных дверей, даже замка на ней не было: она запиралась на два больших железных крюка -- один вверху, другой внизу.
   Этот нижний крюк был приколочен к порогу и оттого, что на полу было постоянно сыро, с трудом поворачивался на своем гвозде, обросшем толстым слоем ржавчины.
   Дверь даже никогда и не запирали на нижний крюк; ржавчина, прежде чем совсем перегрызть крюк, крепко припаяла к нему шляпку гвоздя, и нужно было колотить молотком по крюку, чтобы вогнать его как следует в петлю на двери.
   Одна только наружная дверь была сделана более прочно.
   Наружная дверь сплошь была вся обшита железными листами, держалась плотно и крепко на больших, во всю дверь, стрельчатых обложенных медью петлях.
   Но сырость и ржавчина, съевшие в продолжение многих лет две внутренних двери, по мокрым, склизким ступеням из дикого нетесанного камня, минута за минутой, час за часом, год за годом, незаметно и неслышно добрались до верхнего порога и по гвоздям железной обшивки последней двери проникли наружу и грызли, грызли год за годом, минута за минутой, час за часом, широкие квадратные шляпки гвоздей.
   И так как сырость и ржавчина делали свое дело медленно, неслышно и тихо, никто не заметил их тайной работы: ни тюремщик, ни сам старый дож не замечали времени, как не замечают времени все люди.
   Никто...
   Неслышно и тихо сырость и ржавчина делали свое дело, великое дело свободы...
   И их никто не видел... Никто, кроме двух изваяний, стоявших уже три века по сторонам тюремного входа...
   В папских тиарах и мантиях безмолвно стояли они в своих нишах, сплошь серые, с холодными, словно застывшими лицами и недвижными складками их одеяния.
   Наступила Пасха... Двадцатая Пасха, как в тюрьме томился Иосиф Фламель, ученый из Рима...
   Только один Бог знал, что Иосиф Фламель работал во имя науки и во имя Бога.
   А Иосифа Фламеля обвинили в ереси.
   И теперь Иосиф Фламель стоял на коленях, прижавшись лбом к холодной двери и молил Бога, приближающегося в эту ночь к воротам ада, отворить дверь и его темницы...
   А тюремщик в это время тоже стоял на коленях перед дверью, только с другой стороны, со стороны двора, и очищал ржавчину с железной облицовки двери...
   Заведующий тюрьмами сказал тюремщику:
   -- Наступает Пасха, все ликует и радуется: очисти также ржавчину с дверей башни Фламеля...
   Две ядовитых жидкости были у тюремщика: одна жидкость уничтожала ржавчину с меди, другая с железа.
   Чтобы не перепутать жидкости, тюремщик поставил одну склянку в левую нишу, другую в правую...
   "Пусть порадуется и Фламель, -- думал тюремщик, старательно обмывая губкой, намоченной в жидкости, стрельчатые медные петли. -- Нужно и его привести в порядок к празднику..."
   Фламель для него был не узник, а сама башня, в которой томился Фламель... А об узнике он и не думал...
   Ведь он был тюремщик, а тюремщик всегда заботится больше о тюрьме, чем об узниках.
   И еще, может-быть, думал тюремщик, что для Фламеля хорошо, если к празднику хоть снаружи почистить его башню...
   Оков Фламеля он, может быть, и не стал бы чистить...
   Наступала уже ночь, и тюремщик не мог хорошо видеть, сходит ли ржавчина с медных петель, или нет.
   Но он узнал хорошо свойства обеих жидкостей и не очень внимательно смотрел на медные петли.
   Он тер губкой медные петли и рассуждал сам с собою:
   -- Теперь и Фламель будет доволен, и для него будет праздник, как праздник...
   И он не видел, как на мраморной щеке безмолвного мраморного папы, недвижно стоявшего в нише; скатилась вдруг слеза и упала в склянку с ядовитой жидкостью...
   Во теперь Фламелю не придется плакаться на свою участь...
   А жидкость в склянке шипела и пенилась...
   Когда на утро тюремщик пришел взглянуть на свою работу, он нашел дверь тюрьмы лежащею у порога с словно перегоревшими петлями...
   Словно та жидкость, которою он смывал ржавчину с петель, испепелила и медь, и железо...
   Даже склянка с остатками жидкости растаяла, как лед, и от нее остался только маленький обтаявший кусочек, подобный кусочку льда...
   И Фламеля не было в тюрьме...
   Безмолвно и недвижно стояли в своих нишах два мраморных изваяния в тиарах и мантиях, два мраморных папы с застывшей навеки непонятною думой в холодных чертах.

------------------------------------------

   Источник текста: Очерки Бронной: [Рассказы] / И. Любич-Кошуров.  -- Москва "Русская типо-лит.", 1901.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru