Прежде всего сдѣлаемъ общій очеркъ старинныхъ храмовъ въ первопрестольной столицѣ; зодчество во всѣхъ странахъ и у всѣхъ народовъ являетъ духъ, характеристику ихъ, оно какъ будто пишетъ бытъ народа колоссальными каменными буквами.
Въ душѣ русскихъ людей искони преобладаетъ религіозный элементъ; поэтому въ большихъ и древнихъ городахъ нашихъ, особенно въ Москвѣ, построено много церквей {Изъ нихъ многія уже уничтожены, особенно послѣ 1812 г. Въ XVI ст. въ одномъ Кремлѣ считалось 30 церквей, а во всей Москвѣ 400; можно полагать, что въ томъ числѣ находились и предѣлы церковные.}. По отзывамъ иностранныхъ авторовъ, при царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ, т. е. въ XVII ст., считалось въ Москвѣ до двухъ тысячъ церквей; конечно это количество преувеличено и кажется удивительнымъ и несбыточнымъ, но должно принять во вниманіе, что встарину всякій знатный и зажиточный человѣкъ хотѣлъ имѣть свою церковь, и потому въ то время существовало много домовыхъ церквей. Кромѣ того, на перекресткахъ улицъ (на распутіяхъ) находились часовни и монастырскія подворья. По случаю частыхъ пожаровъ, страшныхъ казней, въ честь упокоенія душъ своихъ родичей, также по случаю перенесенія изъ далекихъ странъ св. иконъ и мощей въ Москву, чувствуя угрызеніе совѣсти или просто по обѣщанію, въ честь своихъ патроновъ, въ благодарность, за исполненіе горячихъ и слезныхъ моленій,-- многіе строили церкви, разумѣется сперва деревянныя, небольшія, потомъ вѣковѣчныя, каменныя {Эти въ особенности боярами и царями: напримѣръ, за изгнаніе изъ Москвы поляковъ, кн. Пожарскій соорудилъ въ. Китаѣ городѣ храмъ Казанской Б. М., а кн. Трубецкой на Арбатѣ Знаменіе Б. М. Царь Мих. Ѳед. въ дворцовомъ селѣ Рубцовѣ по этому же случаю построилъ храмъ во имя Покрова Б. М., а на Тверской св. Пророка Елисея, въ память возвращенія изъ Польши родителя своего, митрополита Филарета. Старинный Домъ Романовыхъ, на Варваркѣ, также обращенъ въ Знаменскій монастырь; царь Алексѣй Мих. вступленіе свое на престолъ ознаменовалъ сооруженіемъ въ Огородной слободѣ церкви св. Харитонія, а бракосочетаніе съ Маріею Ильин. Милославскою -- храмомъ св. Петра Веригъ на Покровкѣ.}. Патріархъ Никонъ, замѣчая частые пожары въ Москвѣ, уговаривалъ набожныхъ и богатыхъ людей строить каменныя церкви, вслѣдствіе чего многія деревянныя были сломаны и на мѣстѣ ихъ выстроены каменныя.
Послѣ ляхолѣтья, г. е. послѣ литовско-польскаго разгрома Москвы, развалины и пепелища ея требовали возрожденія, москвитяне нуждались въ зодчествѣ; въ то смутное время многіе храмы въ ней были разграблены, осквернены и сожжены, и такъ-какъ въ русскихъ зодчихъ ощущался большой недостатокъ, то для построекъ приглашали иностранцевъ. Въ XV и XVI столѣтіяхъ итальянскіе зодчіе, вмѣсто византійскаго, распространяли въ Москвѣ свой стиль (смѣсь византійскаго съ ломбардскимъ), а въ XVII вѣкѣ новые зодчіе перенесли къ намъ гото-мавританскій стиль, который впрочемъ получилъ въ Москвѣ видоизмѣненіе, потому что русскіе не хотѣли во всемъ подчиняться чужеземному вкусу. Въ то время художественныя произведенія иностранныхъ зодчихъ обозначились въ храмахъ и потомъ въ домахъ.
Сколько ни упразднено и ни перестроено на новый стиль церквей въ Москвѣ помянутаго вѣка, но и до нашего вѣка уцѣлѣли еще нѣкоторые храмы, являющіе на себѣ печать существовавшаго въ то время византійско-русскаго зодчества, замѣчательнаго но своей оригинальности, вычурности и, въ особенности, избытку архитектурныхъ украшеній; въ этомъ стилѣ хотя и удерживалась первоначальная символика, но появилось болѣе изысканности во внѣшней орнаментовкѣ. Вотъ общая характеристика тогдашнихъ храмовъ:
Кровли церквей крыты были чешуйчатымъ гонтомъ, завивными черепицами, сизо-бѣловатымъ желѣзомъ и ярко-позолоченою мѣдью, какъ и нѣкоторыя главы церквей, съ водруженными на нихъ блестящими крестами, поэтому Москва и названа златоглавою (Москва золотыя маковки). Ко входамъ въ церковь пристраивались крыльца, паперти и трапезы на сѣверъ, двери которыхъ назначались для крестныхъ хожденій. Въ то же время построено было нѣсколько двухъ-этажныхъ церквей (верхній ярусъ для лѣтняго служенія, а нижній для зимняго). Длинныя и узкія окна ихъ съ желѣзными переплетами, рѣшотками и запорами мало пропускали свѣта внутрь зданій; зато, вмѣсто дневнаго свѣта, храмы озарялись блескомъ неугасимыхъ лампадъ и свѣчей. Этотъ таинственный полумракъ производилъ на душу молившихся глубокое и благоговѣйное впечатлѣніе...
Алтари обыкновенно строили полукругомъ, съ выступомъ на сѣверъ; хоры, тогда называвшіеся полатями, устраиваемые въ предшествовавшіе вѣка, стали уничтожаться; рѣзные изъ дерева иконостасы, пестроузорчатые, были ярко вызолочены. Звонницы или колокольницы располагались на западъ и устраивались отдѣльно отъ церквей, съ пролетами для колоколовъ, съ отверстіями для звуковъ и съ крышами, подобными коронѣ. Таковые въ Москвѣ вычурные храмы суть: св. Никола Большаго Креста на Ильинкѣ, Спасъ за Золотой рѣшоткой въ Кремлѣ, Никола во Столпахъ въ Бѣломъ городѣ, Соборный храмъ съ Богоявленскомъ монастыргь на Никольской, Успеніе на Покровкѣ въ Бѣломъ городѣ (приведшій въ восхищеніе Наполеона, который строго приказалъ оберегать его отъ пожаровъ) -- и описываемый мною, замѣчательный по оригинальности своей, отчетливо изображенный въ рисункѣ пятиглавый храмъ Грузинской Божіей Матери.
Историкъ Татищевъ утверждаетъ, что встарину въ Москвѣ всѣ церкви были одноглавыя и что только патріархъ Никонъ велѣлъ сдѣлать на каждой церкви по пяти главъ, среднюю принимать за Іисуса Христа, а четырмя большими означать Евангелистовъ; другіе же полагаютъ, что среднею главою изображался Московскій патріархъ, а четырьмя остальными патріархи: Александрійскій, Антіохійскій, Константинопольскій и Іерусалимскій; впрочемъ замѣтимъ, что еще гораздо прежде Никона въ старинныхъ русскихъ городахъ существовали пятиглавые храмы.
Еще замѣтимъ, что всѣ наши храмы изстари бываютъ съ круглыми сводами; иностранные посѣтители Москвы хотѣли знать причину того, но не достигли до этого, извѣстно, что языческіе храмы (напр. Пантеонъ въ Римѣ) по большей части имѣли круглые своды, безъ сомнѣнія видъ небосклона былъ для нихъ образцомъ. Католики и лютеране также спрашивали у русскихъ: "для чего въ нашихъ храмахъ не бываетъ музыки?" "Для того", отвѣчали имъ, "что бездушные инструменты не могутъ славословить Бога и что въ Новомъ Завѣтѣ совсѣмъ не упоминается о музыкѣ". Также изстари русскіе любили громогласный звонъ колоколовъ. Олеарій говоритъ, что только одно русское ухо можетъ сносить этотъ звонъ.
Церковь Грузинской Божіей магпсри придѣльная, а не главная, при храмѣ св. Живоначальной Троицы, что въ Никитникахъ (у Микитникова двора у мельницъ, на Глинищахъ), между Ильинкою и Варваркою, недалеко отъ Варварскаго крестца {Варварка прежде называлась Покровкою, по бывшей здѣсь церкви Покрова Божіей Матери. На этомъ крестцѣ, близь церкви св. Варвары, за травянымъ рядомъ, гдѣ собирались разные знахари и знахарки, лечить отъ напущенныхъ болѣзней, находились тюрьмы съ пыточнымъ застѣнкомъ, почему полагаютъ и произошла поговорка: пойдемъ къ Варварѣ на расправу. Тамъ же, близь церкви св. Георгія, находился и Денежный дворъ.}; она извѣстна болѣе подъ именемъ Грузинской Б. М. {Ц. Грузинской Б. М. находится еще въ Земляномъ юродѣ, Ивановскаго Сорока. При императорѣ Александрѣ І-мъ принесена въ Москву грузинская святыня, крестъ св. Нины. Въ Москвѣ, въ XVIII ст., въ Новинскомъ монастырѣ была игуменьей Имеретинская царевна Нина. Съ подданствомъ Грузіи Россіи населилось въ Москвѣ урочище Грузины.}, потому-что въ ней находится чудотворный образъ Богоматери, привезенный въ Москву гостемъ Степаномъ Никитниковымъ въ 1629 г. изъ Персиды; этой иконѣ, по повелѣнію Московскаго патріарха Іосифа, сочинена особенная служба и установлено праздновать ей августа 22-го.
Придѣлы въ этомъ храмѣ суть:
1) св. Никиты великомученика; 2) св. Николая Чудотворца (построенная на иждивеніе гостя Ив. Лобкова); 3) Іоанна Богослова. Главный храмъ, какъ видно изъ находящейся въ ризницѣ записи, сооруженъ каменный, въ 1628 г. при царѣ Алек. Мих., иждивеніемъ московскаго гостя Григорія Леонтьева сына Никитникова, почему это урочище и называется въ Никитникахъ; еще быть можетъ потому, что эта церковь (т. е. св. Живоначальная Троица) сооружена на мѣстѣ деревянной, ветхой св. Никиты великомученника.
Жаль, что описываемый мною прекрасный храмъ находится въ глухомъ Грузинскомъ переулкѣ, сзади городскаго частнаго дома, близь пограничной стѣны, отдѣляющей Китай городъ отъ Бѣлаго. Этотъ храмъ и принадлежитъ къ Китаю городу, Китайскаго Сорока.