Образъ Іоасафской Божіей Матери въ Московскомъ Архангельскомъ соборѣ.
Архангельскій соборъ, стоящій вмѣстѣ съ прочими соборами на бору, на гребнѣ Кремлевской горы, или, какъ выражались встарину, на маковицѣ,-- самъ по себѣ достопамятенъ во многихъ отношеніяхъ; онъ основанъ еще въ 1333 г. Вел. княз. Іоанномъ Данниловичемъ Калитою, въ благодарность Богу, за избавленіе отъ бывшаго въ Москвѣ голода; при вел. кн. Василіѣ Іоанновичѣ и при митрополитѣ Симеонѣ со всѣмъ священнымъ соборомъ перенесли въ него мощи русскихъ великихъ князей. Наконецъ по указу императрицы Екатерины ІІ-й, онъ опять возобновленъ и украшенъ въ 1772 г. До XVIIІ стол. этотъ соборъ былъ царской усыпальницей, первымъ положенъ въ него основатель храма въ 1341 г. Въ соборѣ трое мощей и 52 гробницы, въ числѣ которыхъ одна императорская (Петра II); на стѣнахъ, противъ гробницы, находятся портреты родовыхъ и удѣльныхъ князей.
Въ соборѣ два придѣла: св. Іоанна Предтечи (гдѣ погребенъ кн. Скопинъ Шуйскій, тамъ находится и портретъ его) и Покрова Пресвятой Богородицы, въ иконостасѣ котораго замѣчательны иконы своимъ богатымъ убранствомъ: Спаситель, сидящій на престолѣ, архистратигъ небесныхъ силъ, Михаилъ Архангелъ, образъ Пресвятой Богородицы съ предвѣчнымъ младенцемъ, въ сіяніи и проч. Тамъ много драгоцѣнностей {Къ числу ихъ принадлежитъ рукописная псалтирь, съ краткимъ толкованіемъ, изложенная красивымъ уставомъ; на поляхъ ея изображены лица, упоминаемые пророками въ псалмахъ.
Еще находится тамъ тафья или скуфья, убранная яхонтами и жемчугомъ; ее принесъ въ соборъ, въ 1700 г. Стольникъ Нарышкинъ, объявивъ, что ее прислалъ государь Петръ Алексѣевичъ и что эту скуфью носилъ царевичъ Димитрій Іохимовичъ. Замѣтинъ кстати, что подобное головное украшеніе носили тогда и свѣтскіе люди.}, дорогія раки, покровы на нихъ, евангеліи, кресты, кадилы, кіоты и пр.
Великіе князья и цари, предъ походами своими на враговъ, также и въ прощальные дни на масляницѣ, и въ христо-воскресные хаживали въ Архангельскій соборъ поклониться своимъ предкамъ {Мѣстомъ погребенія велик. княгинь былъ Спасопреображенскій соборъ до сооруженія Вознесенскаго монастыря.}.
Тамъ, налѣво отъ царскихъ воротъ на особомъ налоѣ, поставлена икона Одигиріи (Смоленской Божіей Матери); въ длину она менѣе аршина, а въ ширину нѣсколько болѣе полуаршина. Эта икона принадлежитъ Іосафу и извѣстна подъ именемъ Іосафской {Патріархъ Іосафъ находился на патріаршемъ престолѣ въ XVII столѣт. и погребенъ въ Успенскомъ соборѣ.}. Она извѣстна по древности, по изображенію и по оригинальному убранству своему. Должно полагать что этотъ образъ поставленъ въ Архангельскомъ соборѣ не въ древнее время, потому что объ ней не упоминается ни въ одномъ путеводителѣ, памятникѣ событій и въ указателѣ древнихъ монастырей и церквей московскихъ, въ которыхъ встрѣчаемъ довольно подробное описаніе иконъ, находящихся въ Архангельскомъ и другихъ соборахъ; въ нихъ означена даже мѣра и вѣсъ золота въ ризахъ и въ вѣнцахъ. На краяхъ доски Іосафской Божіей Матери изображены лики разныхъ святыхъ; точная копія ея представляется въ прилагаемой здѣсь картинѣ.