|
Скачать FB2 |
| |
Анри Лиштанберже.
Рихард Вагнер как поэт и мыслитель
Предисловие
Вступление
Вагнеровская драма. -- Философия Вагнера. -- Эстетика Вагнера. -- Общий план. -- Библиографические указания.
Глава первая.
Детские и юношеские годы Вагнера
I.
Воспитание Вагнера
Детские и юношеские годы Вагнера. -- Вагнер учится рисованию. -Вагнер и театр. -- Классическое образование Вагнера. -- Первые уроки музыки. Влияние Вебера. -- Влияние Бетховена. -- Музыкальные занятия. -- "Феи".
II.
Первые опыты
Вагнер и "Молодая Германия". -- Статья о немецкой опере. -- "Запрещенная любовь".
III.
"Риенци"
Сочинение "Риенци". -- Форма оперы в "Риенци". -- Драматический интерес "Риенци". -- Критика исторической оперы.
IV.
Вагнер в Париже
Дебюты Вагнера в Париже. -- Первый эскиз "Моряка-скитальца". -- Мнение о парижских театрах. -- Новый художественный идеал. -- Новые композиции.
Глава вторая.
Вагнер в Дрездене
I.
Проекты реформы
II.
"Моряк-скиталец"
Рассказ Гейне. -- Литературное значение "Моряка-скитальца". -- Вагнер и романтизм. -- Вагнер и Гете. -- Характеры в "Моряке-скитальце". -- Характеристика Сенты. -- Характеристика Летучего Голландца. -- Внутреннее действие в "Моряке-скитальце". -- Проблема искупления.
III.
"Тангейзер"
Проект драмы о Манфреде. -- Тангейзер -- историческая личность. -- Народная песнь о Тангейзере. -- Поэтический турнир в Вартбурге. -- "Тангейзер" и "Моряк-скиталец". -- Заимствования Вагнера у его предшественников. -- Характеристика Тангейзера. -- Символическое толкование "Тангейзера". -- Гипотеза "эволюционная" и гипотеза "унитарная". -- Синтез двух толкований.
IV.
"Лоэнгрин"
Рассказ Вольфрама Эшенбаха. -- Легенда о Рыцаре лебедя. -- Филологическая работа Вагнера. -- Внутреннее действие в "Лоэнгрине". Характеристика Лоэнгрина. -- Характеристика Эльзы.
V.
Вагнер-революционер
1
Вагнер и дрезденские артисты. -- Отношение публики к Вагнеру. -Враждебность знатоков и критики. -- Ссора Вагнера с Литтихау. -- Душевное состояние Вагнера к 1848 г.
2
Революция 1848 г. в Германии. -- Сочувствие Вагнера делу революционеров. -- Влияние Рекеля. -- Проект реформы Королевской Оперы. Речь Вагнера к Патриотической ассоциации. -- "Иисус из Назарета". -- Семья и собственность. -- Естественная эволюция человека. -- Предвестники кризиса 1849 г. -- Статья Вагнера о революции. -- Майские дни в Дрездене. -- Участие Вагнера в восстании.
Глава третья.
Вагнер в изгнании
I.
Первые годы изгнания
Состояние духа Вагнера. -- Главные теоретические сочинения. -- Общий характер теоретических сочинений.
II.
Философские идеи Вагнера (1848 -- 1854).
Вагнер под влиянием Фейербаха
Влияние Фейербаха. -- Влияние революции 1848 г. -- Закон необходимости. -- Враждебность Вагнера к христианству. -- Эгоизм и любовь. Необходимость революции. -- Вера Вагнера в революцию. -- Оптимизм Вагнера. Устойчивость религиозной веры у Вагнера. -- Кризис 1848 г. -- главным образом интеллектуальный.
IV.
"Кольцо Нибелунга"
1
Франкская легенда о кладе Нибелунгов. -- Романская легенда. -- Спор гвельфов и гибеллинов. -- Материалистическое толкование клада Нибелунгов.
2
Драматический эскиз на миф о Нибелунгах. -- Господствующая идея в эскизе 1848 г. -- Композиция "Юного Зигфрида". -- Концепция тетралогии. Новая концепция роли Вотана. -- Обработка тетралогии.
3
Вотан стремится к знанию и власти. -- Трагическая ошибка Вотана. -- Вотаном овладевает забота. -- Вотан и Зигмунд. -- Вотан и Брунгильда. -- Вотан отказывается от мечты о могущество. -- Вотан и Зигфрид. -- "Сумерки богов".
4
Характеристика Зигфрида. -- Высшая мудрость Зигфрида. -- Зигфрид и Брунгильда. -- Зигфрид отдает кольцо Брунгильде. -- Зигфрид делается изменником Брунгильды. -- Искупление мира Брунгильдой.
5
Общая идея тетралогии. -- Тенденция оптимистическая и пессимистическая.
V.
Эволюция пессимиста
Одиночество Вагнера в изгнании. -- Причины пессимизма Вагнера. Пессимистические тенденции Вагнера до 1854 г. -- Пессимистический кризис 1854 г. -- Вагнер обращается к пессимизму. -- Вагнер приближается к христианству. -- Пессимизм вагнеровских драм до 1854 г. -- Пессимизм в "Кольце Нибелунга". -- Пессимистический инстинкт Вагнера. -- Возрождение оптимистического инстинкта.
VI.
"Тристан и Изольда"
Вагнер оставляет композицию "Зигфрида". -- Аналогии между легендами о Зигфриде и Тристане. -- Моральная проблема Тристана и Изольды. -- Внутренняя драма Тристана и Изольды. -- Общий характер драмы. -- Любовный напиток в легенде о Тристане. -- Любовный напиток в "Тристане" Вагнера. -- Моральная эволюция у Тристана и Изольды. -- Царство дня и царство ночи. -- Отречение от воли к жизни. -- Смерть Тристана и Изольды. -- Пессимизм Тристана и Изольды.
VII.
"Мейстерзингеры"
Сочинение "Мейстерзингеров". -- Самопроизвольный гений: Вальтер Штольцинг. -- Традиция: Бекмесер и мастера. -- Ганс Закс примиряет гений с традицией. -- Литературная сатира в "Мейстерзингерах". -Любовь Ганса Закса к Еве. -- Отречение у Ганса Закса. -- Характер Ганса Закса.
Глава четвертая.
Возвращение Вагнера в Германию.
Байрейтское предприятие
I.
Сценическое исполнение драм Вагнера
Практическая деятельность Вагнера с 1859 до 1882 г. -- Идеальный взгляд на театральное искусство. -- Практический характер реформ Вагнера. Происхождение байрейтской идеи. -- Первоначальная форма байрейтской идеи. Участие Людвига, короля Баварского. -- Неудачи проектов Вагнера в Мюнхене. Сооружение Байрейтского театра. -- Художественная реформа, открытая в Байрейте. -- Моральное и национальное значение байрейтского дела. -- Основная идея Байрейта.
II.
Учение о возрождении
1
Абсолютный пессимизм. -- Вагнер освобождается от абсолютного пессимизма. -- Возможность возрождения.
2
Физическое вырождение человека. -- Возрождение при помощи растительной пищи. -- Смешение рас. -- Нашествие евреев на Германию. -- Искупление человечества кровью Христа. -- Невероятность вегетарианских теорий Вагнера. -- Мнение Вагнера о евреях. -- Мнение Вагнера о французах.
3
Идеальный консерватизм Вагнера. -- Вагнер остается верным своим главным идеям.
4
Возрождение при помощи знания. -- Ошибки науки. -- Преступления науки. -- Является ли Вагнер действительно врагом науки.
5
Сущность религии. -- Искажение христианской идеи. - Христианство Вагнера.
6
Роль искусства в учении о возрождении. -- Искусство и религия. -- Артист и священник.
III.
"Парсифаль"
Первая мысль о драме на сюжет легенды о Граале. -- "Победители". Рыцари св. Грааля. -- Клингзор и Замок Погибели. -- Кундри. -- Амфортас. Зигфрид и Парсифаль. -- Интуиция -- главное свойство Парсифаля. -- Откровение жалости. -- Откровение греха. -- Возвращение Парсифаля в Монсальват. Парсифаль делается королем Грааля.
Глава пятая.
Заключение
Инстинкт силы у Вагнера. -- Религиозный инстинкт Вагнера. Артистический гений Вагнера. -- Популярный характер вагнеровских произведений. -- Интегральное художественное произведение. -- Вагнер -- тип высшего дегенерата. -- Критика интегрального художественного произведения. Анализ гения Вагнера. -- Критика антивагнерианской легенды. -- Комедиант ли Вагнер? -- Значение вагнеровского мистицизма. -- Значение вагнеровских идей об искусстве. -- Вагнеровская драма и эволюционистская доктрина. Вагнеровская драма и аристократы искусства. -- Вагнеровская драма и поклонники латинского искусства. -- Историческое значение Вагнера.
---------------------------------------------------------------------------------
|