Кржевский Борис Аполлонович
Тимонеда

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ТИМОНЕДА Хуан де [Juan de Timoneda (?-- ум. 1583)] -- испанский драматург, новеллист и собиратель народной поэзии. Жил в Валенсии, где занимался книжным делом. Несмотря на скромное художественное дарование, Т. сыграл довольно крупную культурную роль, успешно содействуя развитию влияния лит-ры итальянского и испанского Ренессанса (Бокаччо, "Селестина", плутовской роман). Как драматург он посвящает все свое внимание бытовой комедии, учитывая, однако, латинизирующие (Ариосто), психологические (пастораль) и жанровые (commedia rusticale) тенденции итальянской драматургии, а также опираясь на опыт основоположников испанского светского театра -- Торрес Наарро, Лопе де Руэды. "Три комедии" в прозе (Las tres comedias, 1559), куда вместе с переработками испанских переводов Плавта ("Амфитрион", "Близнецы") входит пьеса с современной тематикой ("Корнелия"), представляют своего рода вступление к серии стихотворных бытовых пьес сборника "Turiana" (т. е. "Поэзия с берегов р. Турии", 1565), где развернута актуальная для Ренессанса проблематика свободной любви, брака по выбору, распада семьи и т. п. ("Филомена", "Аврелия", "Палиано" и др.); здесь же даны удачные образцы интермедий ("Слепцы"), в к-рых Т. следует реалистич. традициям плутовского романа ("Ласарильо") и Лопе де Руэды. О связанности Т. характерными для его эпохи религиозными традициями свидетельствуют "Триптихи" (Ternarios sacramentales, 1575, 2 тт.), стихотворные опыты в области жанра "autos sacramentales" ("представления в честь таинства причастия"). Не менее важное место, чем пьесы, занимают в его творчестве прозаические сборники: "Десерт, или утеха путника" (El Sobremesa y alivio de caminantes, 1563, 2 части), включающий 165 повестушек, паремий и фацеций, взятых из Бокаччо, Поджо, Морлини, Гевары и др.; "Полезное назидание, или хранилище анекдотов" (El buen aviso y portacuentos, 1564), собрание 175 занятных житейских казусов, и наконец "Притчи" (El PatraЯuelo, 1566), где в 22 отрывках сжато и деловито пересказаны фабулы новелл, извлеченные автором из Бокаччо, Банделло, Gesta Romanorum, Ариосто и др. Просвещенная издательская деятельность Т., сохранившая для потомства сочинения его талантливого друга и вдохновителя Лопе де Руэды (умер ок. 1567), высокохудожественные памятники народной лит-ры ("Роза романсов" -- Rosa de romances, 1573, Кансьонеро -- ок. 1565) -- рисуют в самом положительном свете облик этого образованного и умного представителя испанского Ренессанса.

Библиография:

   I. Teatro profano ed. M. MenИndez y Pelayo, Valencia, 1911; Autos, ed. Gonzales Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de Autores espaЯoles, v. 58); Sobremesa y PatraЯuelo (та же серия, v. 3); Buen aviso y portacuentos, ed. R. Schevill, "Revue hispanique, v. 24), N. Y. -- Paris, 1911; Romances y Poesias (Biblioteca de Autores espaЯoles, v. 10, 16 и 42).
   II. Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, Петербург, 1907; Dunlop J., Geschichte der Prosadichtung, oder Geschichte der Romane..., Эbers v. F. Liebrecht, B., 1851; Menendez y Pelayo M., Origines de la novela, t. II, Madrid, 1907; Crawford J. P., Spanish drama before Lope de Vega, Philadelphia, 1922.

Б. Кржевский

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 264.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2641.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru