Кораис Адамантиос
О древности романов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Из коммент. г. Корея к изд. им кн. "Илиодоровы Эфиопики"].


   

О древности Романовъ.

   Г. Корей, ученый Грекъ, издавшій Иліодоровы Записки для пользы и удовольствія своихъ единоземцовъ, обогатилъ книгу сію важными замѣчаніями, изъ которыхъ мы почерпаемъ слRдующія извѣстія о древности романовъ, сочиненій, читаемыхъ къ нате время съ такою жадностію. Кто любитъ романы, тому непростительно было бы не знать ихъ исторіи. Вотъ она: Нѣкоторые Ученые утверждаютъ, что романы (конечно подъ другимъ именемъ) стали извѣстны Грекамъ во времена Александра Великаго, или по крайней мѣрѣ скоро спустя послѣ смерти сего Государя. По мнѣнію тѣхъ же Ученыхъ, Клеархъ, ученикъ Аристотеля, первой сочинилъ книгу сего рода. Вѣроятно также, какъ думаетъ Г. Гюе, Авторъ Трактата о произхожденіи романовъ, что Клеархово сочиненіе, подъ названіемъ Эротика, было не романъ, но собраніе разныхъ любовныхъ сказаній, подобныхъ тѣмъ, какія остались намъ отъ сочиненій Парѳенія, подъ именемъ: Любовныя похожденія, или сказаніи Плутарховыхъ и другихъ сочиненій и тогожъ содержанія. Сія догадка еще болѣе кажется справедливою, по свидѣтельству Аѳенея, которой пишетъ, что Клеарховы Эротики содержали въ себѣ исторію любовныхъ приключеній Гигеса, Даря Лидійскаго. Кажется также, что Клеархъ помѣстилъ въ скананіяхъ своихъ нѣкоторыя (философическія разсужденія о любви, по примѣру Аристотеля, своего учителя, и Ѳеофраста, которой вмѣстѣ съ нимъ учился у Аристотеля. Оба они писали разсужденія подъ именемъ Зрошиконъ; надобно думать, что и ІТлушархъ, подражая имъ, сочинилъ свое разсужденіе, которое находимъ въ его твореніяхъ подъ тѣмъ же названіемъ.
   Можетъ быть, намъ надлежало бы сказать тоже самое и объ Антифанѣ, хотя Антоній Діогенъ въ своихъ баснословныхъ исторіяхъ, названныхъ: Чудесности Ѳулейскія, положительно говоритъ, что Антифанъ, жившій гораздо прежде его, писалъ баснословныя повѣствованія въ томъ же родѣ. Впрочемъ весьма не трудно выправиться, кто такой былъ Антифанъ и въ какую эпоху онъ славился. Нѣкоторые почитаютъ его за одного съ Комическимъ Поэтомъ сего имени, родомъ изъ Ѳракіи, извѣстнаго по своему безстыдству и лживости. Какъ бы то ни было, первымъ изъ извѣстныхъ Романистовъ надлежитъ почитать Антонія Діогена, жившаго не иного спустя послѣ царствованія Александрова. Изъ его сочиненія: Чудесности Ѳулейскія, намъ осталось только одно содержаніе, списанное Фотіемъ. Главныя лица романа суть Диніасъ и Деркиллида, равно какъ у Иліодора -- Ѳеагенъ и Хариклея, у Ахилла Тація -- Клитофонъ и Левкиппа и проч. Фотій не безъ основательной причины заключаетъ, что Антоніево сочиненіе было образцомъ, источникомъ и началомъ всѣхъ романовъ.
   За Антоніемъ Діогеномъ слѣдуетъ Аристидъ Милетскій, сочинитель повѣстей неблагопристойнымъ и сладострастныхъ, названныхъ имъ Мелизіаки. Сіе произведеніе Іонійской нѣги было подведено на Латинской языкъ Сизенною, Римскимъ Историкомъ, современникомъ Силлы; удовольствіе, съ которымъ Римляне читали сію книгу, служитъ доказательствомъ развращенія нравовъ, начинавшаго тогда разпространяться. Плутархъ, въ жизни Красса, пишетъ, что Сурена, Парескій военачальникъ, въ числѣ прочихъ вещей, отнятыхъ имъ у Римлянъ по одержаніи побѣды надъ Крассомъ, нашедъ Аристидовы Мелезіаки, представилъ ихъ Сенату Селевкійскому и колко шутилъ надъ нѣгою Римлянъ, которые даже въ военное время и къ походахъ не могли обойтись безъ чтенія столь неблагопристойной книги.
   По моему мнѣнію, не должно налагать въ числѣ романовъ Сибаритскіе разговоры, которые Гезихій почитаетъ подражаніемъ Езоповымъ баснямъ, и въ которыхъ вмѣсто животныхъ разговариваютъ люди. Весьма вѣроятно, что сіе сочиненіе похоже было на новыя повѣсти Бокачго или Лафонтена, а можетъ быть, оно близко подходило къ Аристидовымъ Милезіакамъ. Тѣсная дружба между Сибаритами и жителями Милета подастъ причину къ сему заключенію. Извѣстный Золотой оселъ или Превращенія, твореніе Луція Апулея, собственно не принадлежитъ къ роду романовъ по своему содержанію.
   Ямвлихъ, Вавилонскій уроженецъ, современникъ Луціевъ, написалъ романъ, въ которомъ Синописа и Роданей суть главныя дѣйствующія липа; Фотій оставилъ намъ замѣчанія объ его содержаніи. За Ямвлихомъ слѣдуетъ Иліодоръ и подражатель его Ахиллъ Тицій, Авторъ Похожденій Клитіофона и Левкиппы.
   Г. Корей упоминаетъ еще о нѣкоторыхъ Писателяхъ старинныхъ романовъ, изчисленіемъ которыхъ не почитаемъ нужнымъ утомлять нашихъ читателей. Скажемъ только, вмѣстѣ съ Издателемъ французскаго журнала, изъ котораго выписываемъ сію статью, что если нынѣшняя Греція имѣетъ много такихъ ученыхъ и благомыслящихъ гражданъ, каковъ Г. Коркей и другіе единоземцы его, извѣстные по ихъ филантропическому усердію и по благородному употребленію ихъ богатства; то нѣтъ никакого сомнѣнія, что скоро послѣдуетъ возрожденіе Греческой націи; нѣтъ сомнѣнія, что скоро настанетъ время, когда взоры друзей истиннаго просвѣщенія, утомленные зрѣлищемъ рабства и униженія, отдохнутъ на сей классической землѣ, бывшей нѣкогда обиталищемъ Генія и свободы.

------

   Корайс А. О древности романов / [Из коммент. г. Корея к изд. им кн. "Илиодоровы Эфиопики"] // Вестн. Европы. -- 1805. -- Ч.19, N 4. -- С.294-298.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru