Аннотация: Из комедии "В тихом омуте черти водятся"
Из комедии "Петербургские квартиры" Из водевиля "Беда от сердца и горе от ума" Из водевиля (шутки-поговорки) "Всякий шут Иван Иваныч!" Из водевиля "Принц с хохлом, бельмом и горбом" Из водевиля "Титулярные советники в домашнем быту" Из водевиля "Женская натура" Из водевиля "Деловой человек, или Дело в шляпе"
Ф. А. Кони
Водевильный куплет
----------------------------------------------------------------------------
Стихотворная комедия конца XVIII - начала XI в.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания М. О. Янковского
Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание.
М.-Л., "Советский писатель", 1964
----------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Из комедии "В тихом омуте черти водятся"
Из комедии "Петербургские квартиры"
Из водевиля "Беда от сердца и горе от ума"
Из водевиля (шутки-поговорки) "Всякий шут Иван Иваныч!"
ИЗ КОМЕДИИ
"В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ"
КУПЛЕТЫ НЕЗАЦЕПИНА
У вас всегда уважен вдвое,
Кто протереться в знать умел,
Или наследство родовое
Еще про_у_хать не успел.
Иной повеса бьет баклуши,
Душа и ум нехороши,
Но у него пока есть души -
И все невесты без души.
<1834>
ИЗ КОМЕДИИ "ПЕТЕРБУРГСКИЕ КВАРТИРЫ"
КУПЛЕТЫ ЩЕКОТКИНА
Начальник отделения -
Отдельная статья!
Его все чтут за гения -
И гений этот - я!
Не нужно уж Лизеточке
Дела мне подшивать.
Не будешь по котлеточке
В дежурство посылать!
Я десять лет всё кланялся,
Надломы есть в спине.
Зато теперь зачванился -
Покланяются мне.
Теперь головомытия
Сам стану учинять,
Без правил общежития
Пушить и распекать!
Могу столоначальнику
Задать я нагоняй,
А он мне, как начальнику,
И пикнуть не дерзай.
Чуть что неглижир_о_вано,
Чуть нету в ком пути... -
Я тотчас же тово-воно...
Со мною не шути.
Жена скажи племяннику -
Его я помещу
И Ване место к празднику
Я теплое сыщу.
Теперь без затруднения
Ему проложим путь:
Начальник отделения
Ведь, брат, не кто-нибудь!
Билетцы из пергамента
Мне всякий завезет.
Директор департамента
Обедать позовет.
Теперь все представления
Я сам начну писать,
(показывая на шею)
И здесь вот украшения
Уж мне не миновать.
Сошью салопчик норковый
Тебе я к Рождеству.
Гуляй в мантилье шелковой
На радость торжеству!
Жена! Теперь квартальница
Перед тобою пас!
Отделенья начальница...
Целуй меня тотчас!
КУПЛЕТЫ ПРИСЫПОЧКИ
...Я в Питер отправляюся
И начал рассуждать:
Что ж праздно я шатаюся
И чем бы промышлять?
Но ничего с купечества
Нажить я здесь не мог:
Не знают человечества,
Прости им это бог.
За всё давай натурою,
Не верят гр_о_ша в долг:
Одной литературою
Ведут здесь славный торг.
Я между журналистами
Дружка тотчас сыскал:
Платил ему всё чистыми,
Чтоб обо мне кричал.
С такою ловкой сделкою
Я вздорец издавал...
И видите-с - безделкою,
А человеком стал.
КУПЛЕТЫ ЖУРНАЛИСТА
Премудреная задача
Журналиста ремесло.
Мне нужна на лето дача,
Надо, чтоб в любви везло,
Чтобы корм был для кармана,
Пища для души была,
И бутылочка кремана
Не сходила со стола.
Нынче с каждого две шкуры
Всякий силится содрать.
Отчего ж с литературы
Мне оброков не сбирать?
Я в газету облекаю
Свою личность, как в броню.
Деньги с книжников взимаю,
А чуть не дал - разбраню.
Там хватай хоть звезды с неба,
Там что хочешь намели, -
Я лишь тисну - и без хлеба
Сядет раком на мели.
Я статейками упрочил
Вес, доход и капитал:
Тех порочил, тех морочил,
Тем кадил, а тех ругал!
Наградить могу я славой
И убить могу вполне.
Благочиния управа
Не мешает в этом мне.
Нынче враг со мной издатель -
Я роман не ставлю в грош.
Завтра он со мной приятель -
Я пишу: роман хорош!
После вновь раскритикую...
Тут не видно плутовства...
Я формально публикую,
Что пишу из кумовства!
"Петербургские квартиры"
Пишет Кони, слышал я.
Там под видом он сатиры
Хочет выставить меня.
Надо, чтоб уж поневоле
Тут я руку приложил.
Напишу: в них нету соли -
Мне их автор насолил.
Нет, меня не облапошат!
Я придумал всё хитро:
Напишу, что _Кони - лошадь_ -
Благородно и остро.
Да и Нестор-то наш самый
Запоет кукареку!
Я его теперь за драмы
То есть вот как распеку.
Он намедни преотменный
Пир давал на целый свет
И меня, о дерзновенный!
Он не позвал на обед.
<1840>
ИЗ ВОДЕВИЛЯ
"БЕДА ОТ СЕРДЦА И ГОРЕ ОТ УМА"
КУПЛЕТЫ РЕГЕНТИ
Вы видали ль: шасто бродит
В свете бедненький голяк.
Места ищет, не находит,
Прятал дырка на свой фрак.
Вот нашел он, чуть пригрелся -
И рукою не достать:
Обзавелся, разоделся
И в кармане благодать!
Вышло дело-то не худо!
Как успел он, вот в чем чудо!
Чуда нет тут - примечай -
Фокус-покус: ein, zwei, drei! {*}
{* Раз, два, три! (нем.). - Ред.}
Часто здесь купец удалый
Торг широко так ведет,
Забирает капиталы,
На чужой гуляет счет.
Но чуть срок пришел уплаты,
Купчик наш тю-тю... банкрут!
А чрез год, глядишь, палаты
Уж выводит тут как тут!
Вышло дело-то не худо! и т. д.
Прожектер иной затеет
Печи греть совсем без дров
И порядком понагреет
Легковерных простаков...
Всё распишет, как в романе,
А выходит как назло:
Дрожь у пайщиков в кармане,
А ему, глядишь, тепло!
Вышло дело-то не худо! и т. д.
Фокус-покусы на свете
Завсегда играют роль.
Те от них катят в карете,
А другие трут мозоль.
Не надсаживая груди,
Не трудя свои глаза,
Тот при _дамах_ вышел в люди,
А другой чер_е_з _туза_.
Оно, в сущности, не худо!
Но как вышли, вот в чем чудо!
Ошень просто - примечай:
Фокус-покус - ein, zwei, drei!
<1851>
ИЗ ВОДЕВИЛЯ (ШУТКИ-ПОГОВОРКИ)
"ВСЯКИЙ ШУТ ИВАН ИВАНЫЧ!"
КУПЛЕТЫ БОРОДАВКИНА
Питер - дивная столица,
Я осмелюсь доложить:
Распотешить мастерица
И карман растормошить.
Здесь что шаг, то удивленье!
Всюду мрамор да гранит!
И уж точно просвещенье:
Всё на газе обстоит.
Всё так чисто и вальяжно...
Всюду этакий бонтон...
И устроено так важно -
На немецкий всё фасон.
Как кондитерские знатно
Здесь разубраны, ей-ей!
И у каждой аккуратно
Двое есть зубных врачей!
Над сластями, шоколадом
Порти зубы - нипочем!
Тут вам вырвут, вставят рядом -
Всё за рублик серебром!..
А уж сколько заведений,
В захолустьях даже всех,
Для душевных развлечений
И желудочных утех!
Здесь на дачах загляденье:
И воксалы и кафе,
Рестораны - объяденье,
Просто - то есть - _тут-а-фе_!
Так вас вежливо обступят,
Требуй, знай себе, не бось!
Правда, втридорога слупят,
Но зато уж всё - хоть брось.
Порции поменьше горстки,
Бутерброты под стеклом,
Водку подают в наперстке:
Утонченности во всем.
Рыба - сиг, лосось и штокфиш.
Всё рассчитано на вкус.
Что желудка не испортишь,
Уж за это поручусь.
А насчет скажу Пассажа,
Есть ли в мире где такой?
Преогромный, в три этажа,
А ведь летом - весь пустой.
Хоть торговля там в изъяне,
Плохо сводится итог,
Да зато поют цыгане:
"Уж как веет ветерок!".
Всё в размерах здесь громадных,
От палат до фонарей...
И вдобавок дней отрадных
Не бывает и ночей.
Невский устлан весь паркетом,
Не езда - а просто бег!
Только жаль: он взломан летом,
А всю зиму - на нем снег!
А наш Излер - вот сноровка! -
Распотешник, чародей!
Уж куды умеет ловко
Обморочивать людей!
Всех калиберов народы
Там всю ночь и поутру:
Минеральные здесь воды
Всем, как видно, понутру.
Сколько разных есть сокровищ!
Видишь диво каждый час:
То в Кунсткамере - чудовищ,
То цыганский дикий пляс.
А послушать Лизу, Грушу,
Как распустят голосок, -
Потрясают просто душу,
Растрясают кошелек!
Что за дамы! Как порхают!
Легче, кажется, пера...
А шары-то как спускают...
Надувать здесь мастера!
Да, уж надобно сознаться,
Что отыщется не вдруг
В целом свете, может статься, -
Городок как Петербург!
<1851>
ПРИМЕЧАНИЯ
Из комедии Ф. А. Кони "В тихом омуте черти водятся". Впервые - М.,
1835. Поставлено впервые в Москве в 1834 г. Незацепин - гусарский полковник.
Но у него пока есть dtfuiu - имеются в виду крепостные крестьяне.
Из комедии Ф. А. Кони "Петербургские квартиры". Впервые - "Пантеон",
1840, No 4. Поставлено впервые в Петербурге в 1840 г. Щекоткин - чиновник,
только что получивший повышение и ставший начальником отделения
департамента. Билетцы из пергамента - визитные карточки, которые развозились
людьми, являвшимися с визитами. Представления - представления к повышению и
награждению чиновников. И здесь вот украшения уж мне не миновать - т. е.
ордена на шею. Присыпочка - спекулянт, мелкий делец, по выражению автора -
"так, середина между ничто и нечто". Не знают человечества - т. е.
бесчеловечны. Нестор - Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868), писатель,
драматург. Журналист говорит о нашумевших в то время драмах Кукольника "Рука
всевышнего отечество спасла" (1834) и "Князь Мих. Вас. Скопин-Шуйский"
(1835), отличавшихся открыто монархическим направлением и получивших
одобрение Николая I. Против первой пьесы резко выступил в печати Н. А.
Полевой, что привело к закрытию его журнала "Московский телеграф".
Из водевиля Ф. А. Кони "Беда от сердца и горе от ума". Впервые -
"Пантеон", 1852, No 1. Поставлено впервые в Петербурге в 1851 г. Регенти -
итальянец, "профессор белой магии, увеселительной физики и акробатического
искусства 4 из Болоньи". Вначале Регенти поет куплеты с акцентом иностранца,
плохо знающего русский язык. Далее, выходя из образа, становится водевильным
актером, несущим злободневные куплеты в зал. Теперь он лишен акцента и не
коверкает русский язык. В конце куплетов он вновь возвращается к образу
итальянца-фокусника. Тот при дамах вышел в люди, А другой через туза. Игра
слов: один сделал карьеру благодаря покровительству дам, другой использовал
связи с важной персоной.
Из водевиля (шутки-поговорки) Ф. А. Кони "Всякий шут Иван Иваныч!"
Впервые - "Пантеон", 1851, No 6. Поставлено впервые в Петербурге в 1850 г. В
основу заголовка пьесы положена поговорка "Всякий черт Иван Иванович".
Бородавкин - московский купчик, Дон-Жуан, расхваливает в петербургской
гостинице приезжей молодой провинциалке красоты столицы. Всё на газе обстоит
- в эту пору в Петербурге вводилось газовое освещение улиц. Пассаж -
универсальный магазин в Петербурге, на Невском проспекте, незадолго перед
этим открытый и поражавший своими масштабами и великолепием. Для привлечения
покупателей в Пассаже выступал цыганский хор. Не бывает и ночей - речь идет
о белых ночах в Петербурге. Невский устлан весь паркетом. Улицы Петербурга
были замощены деревянными торцами. Наш Излер. Имеется в виду увеселительное
заведение, организованное предпринимателем И. И. Излером на окраине
Петербурга, носившее название "Воксал искусственных минеральных вод". Воксал
- название не только вокзалов, но и больших павильонов увеселительного
назначения. "Искусственные минеральные воды", т. е. разного рода
безалкогольные напитки, занимали господствующее место только на вывеске
увеселительного сада Излера, где выступали эстрадные труппы артистов и
оркестры. Одновременно там был ресторан. "Воксал" Излера стал одним из
любимейших мест отдыха и развлечения состоятельных петербуржцев. Кунсткамера
- основанная Петром I коллекция естественно-научного характера. В 1722 г.
для Кунсткамеры было построено в Петербурге специальное здание, в нее были
добавлены личные вещи Петра I. Позже Кунсткамера стала музеем, доступным для
широкой публики. Послушать Лизу, Грушу. Речь идет о популярных солистках
модных в ту пору цыганских хоров. А шары-то как спускают - один из видов
массовых увеселений, с запуском воздушных шаров. Да, уж надобно сознаться,
Что отыщется не вдруг В целом свете, может статься, - Городок как Петербург.
Ср. со словами Фамусова в "Горе от ума": "А, батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица как Москва" (д. II, явл. 5).
Водевильный куплет
----------------------------------------------------------------------------
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX
века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот.
текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
41. Принц с хохлом, бельмом и горбом
42. В тихом омуте черти водятся
43. Титулярные советники в домашнем быту
44. Женская натура
45. Деловой человек, или Дело в шляпе
46. Петербургские квартиры
Федор Алексеевич Кони (1809-1879) - поэт, драматург, журналист,
переводчик, критик, педагог. Воспитанник Московского университета, человек
разносторонних знаний, он был талантливым критиком, а руководимые им
периодические издания - "Литературная газета" (1841-1843) и "Репертуар и
Пантеон" (1842-1857) - заняли важное место в истории русской журналистики.
В разносторонней писательской деятельности Ф. А. Кони водевиль занимает
центральное место. Им написано 25 пьес этого жанра. Среди них - "В тихом
омуте черти водятся" (М., 1834), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Принц с
хохлом, бельмом и горбом" (М., 1836); "Девушка-гусар" (Спб., 1835),
"Студент, артист, хорист и аферист" (Спб., 1838), "Женская натура" (Спб.,
1839), "Петербургские квартиры" (Спб., 1840), "Деловой человек" (Спб.,
1840), "Беда от сердца и горе от ума" (Спб., 1851) и другие.
Сатирические водевили Кони обличают казнокрадство, взяточничество,
погоню за наживой, подкупность судей, спекуляции, финансовые аферы,
продажность журналистики. В отличие от предшественников и современников,
также касавшихся в водевилях этих тем, Кони показывает, что осуждаемые
явления не частный случай, но следствие беззакония, ставшего системой.
Сатирические стихотворения Кони распространялись в списках, так как по
цензурным условиям не могли появиться в печати. Кони в глазах царского
правительства был человеком политически неблагонадежным и находился под
полицейским надзором. Злейшим врагом Кони был Ф. В. Булгарин, чей яркий
портрет драматург создал в четвертой картине "Петербургских квартир" (1840).
Ее особенно выделил Белинский в рецензии, посвященной этой пьесе. {См.:
Белинский В. Г. Собр. соч. Т. 4. М., 1954. С. 461.} Основную идейную
направленность водевилей Кони выражали куплеты. Они во многом подготовили
сатиру курочкинской "Искры".
Ф. А. Кони собрал свои пьесы в четырех томах, вышедших в свет в
Петербурге в 1871 году. В этом издании восстановлены куплеты, не пропущенные
ранее цензурой.
41. ПРИНЦ С ХОХЛОМ, БЕЛЬМОМ И ГОРБОМ
СЦЕНА ГУБЕРНАТОРА И ТОРТИКОЛЯ
Губернатор
Ты на все мои вопросы
Беспристрастно отвечай.
Есть доклады, есть доносы,
Ты их дома почитай:
Отношенья и прошенья
Рассмотреть тебя прошу.
Ты напишешь им решенья, -
А я имя подпишу.
Вся подьяческая братья
Тянет взятки заодно:
И решил их всех сослать я!
Тортиколь
(кланяясь)
И решили вы умно!
Губернатор
Публицисты всё ругают:
В желтый дом их посадить,
Пусть друг дружку разбирают...
Тортиколь
И умней нельзя решить!
Губернатор
А чтоб меньше вышло вздору,
Всех студентов поручить
Полицейскому надзору...
Тортиколь
Что ж умнее может быть?
Губернатор
Без стеснений и тиранства
Сбор умножить - я постиг:
Брать велю доходы с пьянства, -
Пьяный к счету не привык.
Тортиколь
Ждите самых верных шансов;
Общий вывод знатоков:
Что основа всех финансов
Есть развитье кабаков.
Губернатор
Допущу свободу мненья,
Но шпионов заведу:
А чуть резко рассужденье -
Тотчас снова на узду.
Тортиколь
Скажут в селах и в столице.
Вот настал свободы час!
Губернатор
А ежовы рукавицы
Мы припрячем про запас.
Тортиколь
С вашей хитрою наукой
Вам успеть немудрено:
Только этой старой штукой
Надувают уж давно.
Губернатор
Вижу, малый ты исправный,
С деловою головой;
И, пока я буду главный,
Ты советник будешь мой.
42. В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ
КУПЛЕТЫ НЕЗАЦЕПИНА
1
Ездит каждый день к обедне,
Бьет людей своих в передней,
Любит мужа муштровать
И оброки собирать.
Смотрит набожной старушкой,
А весь день сидит за мушкой
Или ездит по гостям
Клеветать на прочих дам.
Молодежь морали учит,
Девок всех стрижет и мучит,
Страсть другим считать года,
А свои сбавлять всегда.
За огарок рада драться,
А сто верст идет спасаться,
От нее ж спасенья нет:
В сплетни путает весь свет.
2
У нас зато уважен вдвое,
Кто протереться в знать успел
Или наследство родовое
Еще проухать не успел.
Иной повеса бьет баклуши,
Душа и ум нехороши,
Но у него пока есть души,
И все невесты без души.
43. ТИТУЛЯРНЫЕ СОВЕТНИКИ В ДОМАШНЕМ БЫТУ
КУПЛЕТЫ ЕЖИКОВА
А журнальные статеечки
Мне не стоят ни копеечки.
Я моим благоприятелям,
Всепочтеннейшим издателям,
За хвалу плачу натурою:
Иль кулем, иль целой фурою, -
Там - смотри по обстоятельствам
И по нежным их ласкательствам.
Да, да!
Но теперь - на удивление -
Сделал я изобретение!
Подорву, друзья любезные,
Все дороги я железные!
На парах, притом без отдыху,
Я пущу шары по воздуху!
А?!
Удивится, верно, публика,
Как ее вдруг за три рублика,
Для _единой токмо шуточки_,
В _паролетах_, в три минуточки -
Без круженья головы -
Я доставлю до Москвы!
Да!
Уж проект лежит в коллегии,
А дождусь лишь привилегии,
Не бояся контрафакции,
Распущу свои я акции,
Зашибу себе мильончики, -
И тогда свои баллончики
Стану в воздухе пускать -
И парами надувать.
А каково?
44. ЖЕНСКАЯ НАТУРА
КУПЛЕТЫ АБУЗОВА
Что богатство не мечта,
Докажу я вам формально!
Есть ли в мире красота
Лучше нашей _капитальной_?
Будь из рода обезьян,
Будь дурак себе набитый,
Только б был набит карман, -
Ты красавец знаменитый!
Ниже рифмы стихоплет,
Он безумец, всем известный,
Да хорош его доход, -
И стихи его прелестны!
Ждет венчальное кольцо
Дева спелая напрасно,
Дай сто тысяч налицо, -
И лицо ее прекрасно!
В век торговой суеты
Нынче ценят всё прилично,
И курс _личной_ красоты
Ниже красоты _наличной_.
45. ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ДЕЛО В ШЛЯПЕ
КУПЛЕТЫ ЖУЧКА
1
В мой кабинет за совещаньем
Идут ответчик и истец!
Я их снабжаю обещаньем
И провожу их наконец.
А там сыщу для них законы,
И всё решит одна статья:
Что проиграл и _сей_ и _оный_,
А выиграл - всё я да я
2
За взятки любят нас бранить,
А философствовать пуститься.
Так чем приказному и жить,
Как от других не поживиться
Но секретарь себя ведет
Согласно с волею монаршей, -
И сам он взяток не возьмет...
А есть грешок на этот счет -
Так разве что за секретаршей
46. ПЕТЕРБУРГСКИЕ КВАРТИРЫ
КУПЛЕТЫ ФОМЫ ФОМИЧА ПОХЛЕБОВА
Пускай контроли нынче строги,
А дело все-таки с грехом:
Лишь верны были бы итоги
Ты всё отличный эконом.
Я это дело знаю тонко
И интерес казны люблю,
Но дай мне вырастить цыпленка
Я с ним корову прокормлю.
КУПЛЕТЫ ПРИСЫПОЧКИ
Ползать и кланяться,
Важничать, чваниться.
Нам нипочем!
Штучками оными,
Смотришь, - персонами
Мы прослывем.
Как бы то ни было,
Только бы прибыло
Звонкой в карман.
Всё, что пользительно,
Тут позволительно,
Даже обман!
Вот мое правило,
Оно доставило
Мне капитал.
Я уж не бегаю:
Парочку пегую
Им я достал.
В дружбе с Задариным
Жить стал я барином:
Балы даю.
Жизнь веду чинную,
Пью не полынную,
Горское пью!
Так-то, любезнейший,
Совет полезнейший
Не презирай:
Дома ли, в свете ли,
Чтоб не осетили
Тон задавай!
Будь сам покорнее,
Был бы просторнее
Угол в избе.
Звякни деньжонками,
С детками, с женками
Придут к тебе!
Легко прославиться!
Никто не справится,
Кто ты таков?
Выше полковника,
Лучше чиновника
Ты без чинов!
Собственной личностью,
Звонкой наличностью
Действуй вовек.
Клюй знай, как цыпочка,
Скажут: Присыпочка -
Вот человек!
КУПЛЕТЫ ЖУРНАЛИСТА
АБДУЛЫ ФАДЕИЧА ЗАДАРИНА
1
Премудреная задача
Журналиста ремесло:
Надо, чтоб была мне дача,
Чтоб в любви всегда везло;
Чтобы корм был для кармана,
Пища для души была, -
И бутылочка кремана
Не сходила со стола.
Нынче с каждого две шкуры
Всякий силится содрать:
Отчего ж с литературы
Мне оброков не сбирать?
Я в газету облекаю
Свою личность, как в броню;
Деньги с книжников взимаю,
А чуть не дал - разбраню.
Там хватай хоть с неба звезды,
Там что хочешь намели:
А лишь тисну - и без хлеба
Сядешь раком на мели.
Я статейками упрочил
Вес, доход и капитал:
Тех порочил, тех морочил,
Тем кадил, а тех ругал!
Наградить могу я славой
И убить могу вполне,
Благочиния Управа
Не мешает в этом мне.
Нынче враг со мной издатель -
Я роман не ставлю в грош;
Завтра он со мной приятель -
Я пишу: роман хорош!
После вновь раскритикую...
Тут не видно плутовства...
Я формально публикую,
Что пишу из кумовства!
"Петербургские квартиры"
Пишет Кони, слышал я;
Там под видом он сатиры
Хочет выставить меня.
Надо, чтоб уж поневоле
Тут я руку приложил.
Напишу: в них нету соли -
Мне их автор насолил.
Нет, меня не облапошат!
Я придумал всё хитро:
Напишу, что Кони - лошадь, -
Благородно и остро!
Да и Нестор-то наш самый
Запоет: кукареку!
Я его теперь за драмы
То есть вот как распеку.
Он намедни преотменный
Пир давал на целый свет,
И меня... о, дерзновенный!
Он не позвал на обед.
2
По числу наличных денег
Судит нас крещеный мир:
Тот бесчестен, кто бедненек,
Кто же с деньгами - кумир.
И к какой нас благодати
Честь и совесть приведут?
Честь писателя - в печати;
Совесть чистая -
(бьет по карману с деньгами)
вот тут.
Пусть зовут вас шарлатаном...
Нынче кто ж не шарлатан?
Только бейте по карманам -
Так набьете свой карман.
3
Задам такой я им трезвон,
Что просто их сживу со света:
Пускай трепещут - "Пантеон"
"Литературная газета"!
Дам волю полную перу:
Скажу, что это куча сора! -
И, словом, так их разберу,
Что им не будет и разбора.
4
Я писатель, вы - писака,
Я старик, вы молодой...
Неравна меж нами драка,
Но готов идти на бой!
С вами я без замедленья
Буду драться как никто!
Лишь дала бы позволенье
Мне полиция на то!
ПРИМЕЧАНИЯ
41. Отдельное издание. М., 1836.- Кони Ф. А. Театр. Спб., 1871. Т. 3. В
основе пьесы - сказка Ш. Перро (1628-1700) "Riquet a la huppe" ("Рике с
хохолком") и созданная на ее основе одноименная феерия (1821) Ш.-О. Севрена
(1771-1853) и Н. Бразье (1783-1838). Кони переосмыслил эту пьесу и придал
своему произведению, особенно в куплетах, сатирический характер. Водевиль
впервые поставлен в Москве в Малом театре 13 октября 1833 г. Роли исполняли:
Принц - В. И. Живокини, Губернатор - М. С. Щепкин, Абрикотина - Н. В.
Репина. При постановке, как об этом свидетельствуют суфлерские экземпляры,
некоторые куплеты были исключены. Позднее, готовя издание своих
драматических произведений, писатель восстановил полный текст, а кое-что (в
сцене губернатора с секретарем) и добавил.
42. Отдельное издание. М., 1834. Перевод-перед елка водевиля Э. Скриба
и Ф.-О. Варнера "Madame de Agnes" ("Мадам Агнес"). Водевиль впервые
поставлен в Москве в Большом театре 28 сентября 1834 г. в бенефис М. М.
Кавалеровой.
43. Отдельное издание. Спб., 1836. Водевиль является переделкой пьесы
Ф. Ансело "La robe dechiree" ("Разорванное платье"). Впервые поставлен в
Петербурге в Александрийском театре 19 июля 1837 г., с участием А. Е.
Мартынова.
44. РТ. 1839, No 3. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в
Александрийском театре 30 ноября 1838 г. в бенефис И. И. Сосницкого.
45. Пантеон. 1840, No 5. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в
Александрийском театре 31 мая 1840 г. В роли Жучка - А. Е. Мартынов.
46. Пантеон. 1840, No 10. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в
Александрийском театре 3 сентября 1840 г. в бенефис В. В. Самойлова. Роли
исполняли: Похлебов - А. Е. Мартынов, Присыпочка - В. В. Самойлов. Пьеса Ф.
А. Кони была дозволена к представлению с исключением четвертой картины,
действие которой происходило в квартире журналиста Задарина, в лице которого
драматург изобразил Ф. В. Булгарина. Цензор, рассматривая немецкий перевод
водевиля, писал в рапорте: "Русский подлинник был одобрен к представлению,
но с исключением одного действия (квартира журналиста-взяточника), не
допущенного к представлению по просьбе г Булгарина, утверждавшего, что хотят
копировать его лицо на сцене <...> В немецком переводе удержано это
действие, и собственно содержание его не представляет причины к запрещению
<...> Нет никаких намеков на г. Булгарина, ни на "Северную пчелку" <...>
Можно ли оставить это действие на немецкой сцене?" Покровительствовавший
Булгарину Л. В. Дубельт, управляющий III отделением, наложил резолюцию:
"Нельзя" (Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох. М., 1916. С.
134-135). Полный текст водевиля со сценой у Задарина-Булгарина был напечатан
в "Пантеоне". Булгарин и связанные с ним журналисты, в частности В. В.
Межевич, ответили на пьесу Кони инсинуациями и клеветой. Завязалась
полемика, в которой победу одержал автор "Петербургских квартир". В. Г.
Белинский, первоначально отнесшийся к пьесе, увиденной в Александрийском
театре, критически, оценил ее иначе, прочитав текст, опубли кованный в
"Пантеоне". Он писал: "Эта пьеса имеет в печати всю прелесть новости, потому
что является со своим четвертым, и самым интересным актом: квартира
журналиста на Козьем болоте. Этот четвертый акт, не игранный на сцене и
потому не упомянутый в нашей (ранней. - А. Г.) театральной летописи, сам по
себе есть целая комедия, полная жизни, занимательности и остроумия"
(Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 401). И позднее великий
критик не раз одобрительно отзывался о "Петербургских квартирах". Как было
сказано выше, четвертая картина водевиля, в которой действует
Задарин-Булгарин, на сцене не появилась. Но едва ли случайно помимо
"Петербургских квартир" в вечер первого представления пьесы исполнялся
водевиль Л. О. (Межевича) "Выжигин", пьеса ничтожная, но, быть может,
выбранная бенефициантом В. В. Самойловым, чтобы намекнуть на связь Задарина
(о нем упоминается в куплетах первого действия) с автором "Ивана Выжигина".
Фамилия этого персонажа стала одной из кличек Булгарина. Кони в своей пьесе
не только разоблачил продажность и взяточничество Задарина (Булгарина), но и
ясно указал на связь его с полицией. В пьесе отразились реальные факты
деятельности продажного журналиста. Современники не могли не узнать его по
многим реальным подробностям. Надо, чтоб была мне дача. У Булгарина была
мыза Карлово, под Дерптом. В "Северной пчеле" он сообщал о предстоящем
отъезде и не забывал в присылаемых фельетонах указывать: мыза Карлово. Чтоб
в любви всегда везло. Семейная жизнь Булгарина сложилась несчастливо. В доме
хозяйничала тетка жены, злобная и сварливая, известная под прозвищем
"танты". Деньги с книжников взимаю. Булгарин брал взятки с авторов и
издателей. Наградить могу я славой И убить могу вполне. Благочиния Управа Не
мешает в этом мне. По цензурным причинам Кони не мог назвать адрес
покровителей, т. е. III отделение собственной его величества канцелярии.
"Петербургские квартиры" Пишет Кони, слышал я ... Напишу, что Кони - лошадь.
Еще до появления в печати пьесы Булгарин, знавший о ней, выступил против
Кони в "Северной пчеле", дабы доказать, что драматург сводит с ним личные
счеты. В одном из фельетонов была "обыграна" фамилия автора - прием,
неоднократно применявшийся Булгариным. Да и Нестор-то нашейный Запоет:
кукареку! Н. В. Кукольник не пригласил Булгарина на чтение своей пьесы
"Князь Холмский" и на обед. Разъяренный Булгарин поместил отрицательную
рецензию на пьесу, еще не напечатанную и не поставленную. Ф. А. Кони
напечатал в "Пантеоне" (1840, No 6) заметку об этом. Пускай трепещут -
"Пантеон", "Литературная газета"! Редактором журнала "Пантеон русского и
всех европейских театров" был Ф. А. Кони (1840-1841). "Литературная газета"
выходила с 1840 г. Ее сотрудником, а с 1841 г. редактором-издателем был тот
же Кони. Оба издания занимали враждебную позицию по отношению к Булгарину.