Родом я крестьянин с северного Поморья. Отцы мои за древлее православие в книге "Виноград Российский" навеки поминаются. Знаю Русь -- от Карелы и Пинеги до сапфирных гор китайского Беловодья. Много на своем веку плакал и людей жалел. За книги свои молю ненавидящих меня не судить, а простить. Почитаю стихи мои только за сор мысленный -- не в них суть моя... Тоскую я в городе, вот уже целых три года, по заячьим тропам, по голубым вербам, по маминой чудотворной прялке.
Учился -- в избе по огненным письмам Аввакума-протопопа, по Роману Сладкопевцу -- лета 1440-го.
Н. Клюев.
1930?
ПРИМЕЧАНИЯ
<Автобиография>. -- В статье: Кулиниг А. В. Из истории русской поэзии революционной эпохи. О крестьянских поэтах // Весник Киівського ун-та. 1967. No 9. Сер. філологи (отр.). С. 85;Соч. 1. С. 185-186.
Печатается по беловому автографу (ИМЛИ).
Датируется условно. На другом листе бумаги такого же формата и окраски, а также цвета чернил поэтом записан текст, который им, несомненно, рассматривался как приложение к "Автобиографии":
Родился 1886 г.
Из поэмы "Мать-Суббота"
Братья, Субботе Земли
Всякий любезно внемли:
Лишь на груди избяной
Вы обретете покой!
Николай Клюев.
Мои книги:
Сосен перезвон 1
Братские песни 2
Лесные были 3
Мирские думы 4
Неувядаемый цвет 5
Четвертый Рим 6
Мать-Суббота 7
Медный кит 8
Песнослов первый 9
Песнослов второй 10
Плач о Сергее Есенине 11
Львиный хлеб 12
Поэмы:
Деревня 1
Заозерье 2
Изба и поле 3
Избранные стихи. (Цит. по: Соч. 1. С. 204--205).
Родился 1887 г.... -- См. примеч. с. 436.
...с северного Поморья. -- См. примеч. с. 446.
...в книге "Виноград Российский" навеки поминаются. -- "Виноград Российский" или, по некоторым рукописям, "Вертоград духовный", у Павла Любопытного (1772-1848) -- старовера поморского согласия, писателя и историка книга названа "Исторический и новый вертоград Христов, или плачевныя и горестныя повести от множественно пострадавших за православную веру и благочестие от руки Никона, патриарха московского и ревностных его защитников" -- главное историческое сочинение настоятеля Выговской пустыни Семена Денисова (30-е гг. XVIII в.; отд. изд. М., 1906). Так как Клюев не указывает фамилий своих предков, а боярина Серых, которого он упоминает в "Праотцах", нет в сочинении, то невозможно установить, кого он имеет в виду из поминаемых в "Винограде" лиц.
...и Пинеги... -- г. и р. Пинега в Архангельской губ.
...до сапфирных гор китайского Беловодья. -- Беловодье -- название легендарной страны, где, по народным представлениям, распространенным среди бегунов или странников XVIII--XIX вв., сохранилось древлеправославное благочестие с благоверным государем и святейшим патриархом во главе, с сонмом благочестивого духовенства. Предполагалось, что Б. находится на Востоке, в горах Тибета или в Опоньском (Японском) царстве. Его страстно искали и горячо надеялись найти. Время от времени появлялись удачливые, кто побывал там. Постепенно поиски Б. угасли. "Легенда о Беловодье, -- отмечает современный исследователь русских утопий К. В. Чистов, -- была отнюдь не просто фантазией, рожденной пассивной мечтательностью. Она была поэтическим стимулом и санкцией своеобразного антифеодального движения, специфической формой борьбы крестьянства с правительством... формой до предела наивной и трагически бесперспективной, но исторически неизбежной" (Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Вопросы литературы и народного творчества. Петрозаводск, 1962. Вып. 35. С. 175).