|
Скачать FB2 |
| |
Калидаса
Мужеством добытая Урваши
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
В первом действии сцена представляет вершину Гималаев, во втором и в третьем -- дворец Пурураваса в Пратистхане, в четвертом -- лес Акалуша и в пятом -- дворец царя.
ПРОЛОГ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Голос за сценой. Владыки, помогите! Помогите!
Уходят оба.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Апсары стремительно появляются.
Царь в колеснице стремительно появляется со своим возницей.
Царь и возница исчезают.
Так разговаривая, они изображают восхождение на вершину горы Гемакуты.
Они показывают на что-то и продолжают некоторое время смотреть. Царь, сидящий на своей колеснице, появляется с возницей. Урваси с глазами, закрытыми от страха, и опираясь на руку Читралэхи, с ними.
Урваси приходит в себя.
Урваси смотрит на царя со страстью.
Урваси, подражая движению спускающейся колесницы, застенчиво опирается на царя.
Они приближаются.
Подруги обнимают ее.
Читраратта входит.
Они пожимают друг другу руки.
Все удаляются.
Все небесные девы и гандгарвы удаляются через небеса.
Читралэха освобождает Урваси, которая смотрит на царя и со вздохом глядит на своих подруг, удаляющихся в высотах воздуха.
Возница повинуется. Царь делает вид, что он садится в колесницу.
Все уходят.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ПРОЛОГ
Входит Нипуника, служанка царицы.
Царь с озабоченным видом входит в сопровождении Манаваки.
Они делают несколько шагов.
Они делают несколько шагов.
Они входят в рощу.
(Говоря так, он застывает, погруженный в любовную грезу.)
В это время появляется в воздушной колеснице Урваси, сопровождаемая Читралэхой.
Обе делают несколько шагов.
Они входят туда обе.
Урваси делает вид, что пишет, и бросает листок.
(Он берет ее за руку и усаживает.)
Все прислушиваются. Урваси кажется встревоженной.
Урваси выражает свое горе от разлуки и удаляется вместе со своей подругой, глядя на царя.
Входят царица Аусинари со своей служанкой и, в обычном порядке, придворные.
Нипуника читает.
(Падает к ее ногам.)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ПРОЛОГ
Пустынь. Хижина мудрого Бгараты.
Входят два ученика Бгараты.
Оба уходят.
Часть сада, примыкающая к дворцу Пратистханы.
Входит царедворец49.
Входит царь, как сказано, окруженный своей свитой, в сопровождении Манаваки.
Царь всходит по лестнице. Все делают как он.
Царь исполнен надежды. Появляется в воздушной колеснице празднично разубранная, как для свиданья, Урваси в сопровождении Читралэхи.
Обе опускаются на землю.
Голос за сценой. Сюда, сюда, о царица!
Все прислушиваются. Урваси и ее подруга выражают досаду.
Входит царица в сопровождении свиты, которая несет дары.
Они делают несколько шагов.
Царица смотрит на Нипунику.
Читралэха дает понять Манаваке происходящее.
Они уходят.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ПРОЛОГ
Лес Акалуша61.
За сценой, представляющей лес Акалушу, напевные строки62 возвещают о прибытии Саганджании и Читралэхи.
Входят Саганджания с Читралэхой. Читралэха, входя, оглядывается во все стороны.
Обе они уходят. За сценой, навстречу Пуруравасу, раздаются напевные строки.
Царь входит растерянный, с глазами, обращенными к небу.
(Поняв свою ошибку. Печально.)
(Он падает изнеможенный.
Меж тем как он встает, вздыхая, звучит музыка.)
Музыка.
Музыка.
Музыка.
Музыка.
(Он садится и складывает руки.)
Звучит музыка.
Музыка.
Музыка.
(Танцует, приближается, следуя ритму музыки, и становится на колени.)
Музыка.
(Повинуясь звукам музыки, он смотрит по всем сторонам.)
Музыка.
(Он приближается по звукам музыки и складывает руки.)
Музыка.
Музыка меняется.
Музыка.
(Он приближается и становится на колени.)
Музыка.
Музыка.
(Напев меняется.)
Музыка.
Музыка.
Музыка.
Музыка.
Музыка.
Музыка.
(Приблизившись под звуки музыки, он становится на колени.)
Музыка.
(Он становится на колени.)
(Танцует. Становится на колени.)
(Подходит ближе, сложив руки.)
Музыка.
(Он приближается под звуки музыки и берет самоцвет.)
(Бросает драгоценный камень далеко от себя.)
(Он приближается к лиане и обнимает ее.)
Там, где была лиана, мгновенно появляется Урваси.
Музыка.
Оба встают.
Музыка.
Напевные строки за сценой
Они оба удаляются из леса Гандгамаданы.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
ПРОЛОГ
Манавака входит с веселым видом.
Входит царь, Манавака, царедворец, горец84 Рэчака и придворные.
Они садятся.
Царедворец выходит, потом возвращается и вводит юношу в сопровождении отшельницы.
Женщина приближается.
Юноша, сложив ладони, приветствует своего отца, глаза которого полны слез.
Оба садятся на принесенные слугами кресла.
Царедворец склоняется и уходит.
Юноша приближается к царю.
Входят Урваси и царедворец.
Все садятся.
Урваси плачет.
Царь впадает в изнеможение.
Царедворец удаляется, опечаленный.
Все делают движение, точно взор их ослеплен.
Все садятся.
Рамбга усаживает юношу на престол.
Юноша приветствует всех троих.
Два вестника за сценой
Все уходят.
ПРИМЕЧАНИЯ *
* Примечания составлены Г. Бонгард-Левиным и В. Эрманом.
|