|
Скачать FB2 |
| |
Эрнст Хардт
Шут Тантрис.
Драма в 5-ти актах.
Перевод Петра Потёмкина под редакцией М. А. Кузмина.
Действующее лица.
Замок в Санкт-Лубине.
Позы и манера держаться действующих лиц подобны осанке княжеских статуй на хорах Наумбургского собора.
Акт 1.
Покой Изольды в Лубинском замке.
Висячий ковёр отдаляет левую треть покоя. Она на ступень выше остальной части. Задняя стена этой трети представляет собой широкое двойное стрельчатое окно. Взор видит могучие верхушки сосен и за ними безграничное небо. У ложа на круглом столе большая золотая клетка. В ней сидеть волшебная собачка Петикрю, -- игрушка из металла и драгоценных камней. Около стола, на полу, высоки светильник. Большая часть покоя направо от ковра почти пуста. Впереди стоит стол, покрытый скатертью, затканной гербами. Посредине и направо широкие створчатые двери. Изольда сидеть на ложе перед клеткой. На ней свободная домашняя одежда, отороченная мехом. Брангена распускает ей заплетённые в две косы волосы. Тусклый холодный свет понемногу расплывается, усиливается. Восходящее солнце красит верхушки деревьев и вливает в комнату свои лучи, золотые и красные.
Сцена 1.
Брангена открывает ларь, вынимает одежды, гребни, зеркало, ящички, и приготовляет стол для одевания.
Брангена накидывает ей на плечи покрывало. Изольда садится за приготовленный стол Брангена причёсывает её, разделяя волосы на отдельные пряди и, уже расчесанными, перекидывает их через плечо Изольды.
Сцена 2.
Изольда быстро поворачивается, так как её паж вошёл в правую дверь. Он принёс шахматницу и кладёт её на стол.
Брангена сняла с неё покрывало и передаёт ей широкую одежду. Волосы Изольды она спрятала в шелковую шапочку.
Паранис садится на подушку у её ног. Брангена убирает стол.
Молчание.
Паранис целует край её одежды и уходит.
Сцена 3.
Те же, без Параниса.
Брангена, рыдая, становится перед ней на колени и прячет голову в её одежду. Изольда поднимает её.
Паранис вбегает и облокачивается на подоконник.
Брангена и Паранис отворяют дверь направо и отступают, чтобы пропустить короля и трех баронов.
Брангена и Паранис уходят.
Сцена 4.
Марк с баронами останавливается в некотором отдалении от Изольды. Деновалин держится позади и во время этой и последующей сцены почти не двигается.
Изольда и Деновалин в отдалении неподвижно и застыло стоят друг против друга.
Сцена 5.
Сцена 6.
Входит Динас.
Сзади Динаса выступают два латника и становятся направо и налево у дверей.
Занавес.
Акт 2,
Большой зал в Лубинском замке. Стрельчатые окна. Направо на заднем плане широкая дверь. Налево, перпендикулярно к задней стене, длинный стол. Вокруг него стулья с высокими спинками. Два передних стула побольше и повыше, украшены королевскими гербами. У левой стены выше несколькими ступеньками трон. Четыре гельских барона сидят и стоят у стола. Входит Ганелун.
Сцена 1.
Сцена 2.
Марк и Деновалин входят. Слуга запирает за ними дверь, и становится к стене около двери. У Марка в руке пергамент. Не замечая баронов, он сердито проходит вперёд. Деновалин идёт сзади и становится между троном и столом. Бароны встали.
Бароны садятся, входит Динас.
Бароны вскакивают.
Слуга уходит.
Сцена 3.
Слуга докладывает, Изольда входит в зал в сопровождении Параниса, и останавливается в глубине. Бароны встают.
Изольда идёт, не дожидаясь Динаса, на средину зала.
Паранис опускается на колени около Изольды, и она кладёт ему на голову руку, точно на голову собаки.
Слуга уходит.
Деновалин отошел к заднему узкому концу стола.
Занавес.
Акт 3.
Внутренний двор замка. На первом плане слава замковые ворота. В глубине, направо, над высокой и широкой лестницей, под колоннадой, дверь церкви. Налево ворота во внутренний двор замка. Между постройками стены, осенённые большими деревьями. Путь между замком и церковью устлан коврами. Налево посредине каменный колодезь. На заднем плане народ, сдерживаемый тремя латниками. У подножия лестницы направо и налево по слуге.
Сцена 1.
Хохот.
Хохот.
Сцена 2.
Слуги проходят в церковь. Церковная дверь остается открытой.
Проносят распятие.
Гимелла проходит.
Брангена проходит.
Он падает на колени.
Изольда босая, в пурпурном плаще, идёт между королём и палачом. Паранис следует за ней. Народ частью падает на колени.
Раздается звук трещотки. Из-за колонны выходит болящий. Его бородатое лицо полускрыто капюшоном плаща. Народ в ужасе отодвигается назад. Шествие останавливается. Болящий склоняется перед Изольдой так низко, что почти достаёт лбом земли.
Болящий скрывается вбок за лестницу. Шествие идет в церковь, где раздаётся звон колоколов. Слуги и народ примыкают к шествию.
Двери церкви закрываются. Сцена на миг пустеет, звуки колоколов растут и слышится пение. Потом в два приёма, сперва дальше, потом ближе, слышится ритмический треск трещоток болящих.
Сцена 3.
Болящие вступают во двор. Одичалый сброд в пёстрых лохмотьях: плащи с капюшонами, все в складках, без рукавов. Длинные палки, костыли, цветные платки вокруг темных лбов, загорелые лица. Белые, как лунь, волосы, развевающееся и стриженные волосы, голые руки, босые ноги. Пестрая, объединенная общим недугом, толпа. Они чувствуют себя робко и стараются заглушить свои голоса.
Молодой болящий в венке из двух-трёх красных цветков на чёрных волосах смеётся.
Каждый раз, как старик заговаривает, остальные цыкают на него, чтобы он замолчал.
Все обступают его. Пришлый болящий из тени колонн выходит на лестницу.
Пришлый болящий бросает им деньги.
Пришлый болящий сходит с лестницы.
Они трещат.
Сцена 4.
Дверь церкви приотворяется. Палач выводит Изольду. Пришлый болящий падает на колени и склоняется до земли.
Несколько болящих становится на колени. Палач снимает с Изольды корону и плащ. Она стоит неподвижно, закрыв глаза нагая, скрытая своими длинными белокурыми волосами.
Колокола в тишине звучит сильнее.
Пришлый болящий порывисто поднимается с колен и поворачивается к болящим.
Он бросает им деньги, за которыми тянутся только немногие.
Пришлый болящий вырывает у расслабленного старика костыль, так что тот падает, повергает Ивейна на землю и бросается в толпу, разя страшными ударами направо и налево. В левой руке у него меч, раньше закрытый плащом, но он не прибегает к нему. И сейчас остальные болящие говорят глухо от удивления и ужаса.
Пришлый болящий повергает рыжего ударом костыля.
Несколько убогих пробуют бежать, таща за собой побитых.
Сцена 5.
Пришлый болящий, у которого во время схватки свалился капюшон, подходит быстрыми шагами к лестнице. Голова его перевязана узко сложенным платком, Изольда, закрыв глаза, неподвижно стоит наверху.
Пришлый закрывает лицо руками.
Изольда, трепеща, бежит и падает.
Входит Деновалин.
Сцена на время остается пустой. Звуки колокола растут. Потом открываются двери. Двое слуг выходят и становятся на лестнице. Из церкви выходят понемногу.
Сцена 6.
Подбегают слуги.
Марк сходит с лестницы и неподвижно останавливается на середине её.
Марк прислонился к колонне и пристально смотрит вниз. Народ толпится за ними в дверях церкви.
Все лица поворачиваются к нему и группы застывают, охваченные ужасом. Марк говорит твердо и спокойно.
Толпа около расступается. Марк смотрит сверху на тело и говорит твердо, медленно и торжественно.
Занавес.
Акт 4.
Большой сводчатый зал замка. На середине левой стены широкая деревянная лестница. На задней стене, налево, створчатые окна, направо -- широкая железная решётка, сквозь которую виден двор замка, залитый луной. Вдоль правой стены высеченная из камня скамья, прерванная посредине камином. Ближе к рампе над ней высокое стрельчатое окно. У задних окон стол, за которым Динас, Ганелун, 1-ый и 2-ой бароны играют в шахматы. Впереди стол и ларь с расставленными на нём шахматными досками. Стол у каменной скамьи стоит на возвышении, оканчивающемся сзади перилами. Возвышение покрыто коврами. Кравчие берут из шкафа, стоящего налево у лестницы, кубки с вином и ставят их перед игроками. У стола, что на возвышении, лежит Огрин, королевский шут, и спит. Светильники льют тусклый свет. Некоторое время играющие молчат.
Сцена 1.
2 рыцаря входят со двора.
Бароны встают и окружают его.
Бароны и рыцари опять садятся за стол. Марк, незамеченный, сходит с лестницы. Подавленный и расстроенный, ходит он взад и вперёд и, наконец, становится у перил лестницы. Облокотившись, слушает он разговоры.
Марк подходит к столу и кладёт руку на плечо Динасу.
Сцена 2.
Сцена 3.
Рыцари и бароны встают, Марк вскакивает, слегка отступает назад и держится рукой за спинку скамьи. Изольда останавливается на нижней ступени. Брангена, Гимелла и Паранис следуют за ней.
Брангена становится сзади возвышения и перегибается через перила к королеве. Паранис садится у ног Изольды. Гимелла помещается за столом, в глубине. По двору бродит пришлый шут и прижимается своим измученно-бледным безбородым лицом к решётке. Голова его обрита, платье старо и изорвано.
Огрин становится на колени перед ларем с шахматной доской.
Огрин бежит к решётке.
Сцена 4.
Марк отворяет решётку и впускает прошлого шута. Шут выступает немного вперёд направо и пристально смотрит на Изольду. Огрин обходит и осматривает его.
Смех.
Изольда вздрагивает и пристально смотрит на него.
Марк улыбаясь, идёт на своё место. Огрин за ним.
Смех.
Пришлый шут закрывает лицо руками.
Между тем пришлый шут уселся на спинку каменной скамьи, упёр локти в колени, положил на них голову и смотрит на Изольду.
Тихий смех.
Смех.
Смех. Шут опять садится.
Смех.
Смех.
Молчание.
Огрин отскакивает.
Смех.
Смех.
Смех испуганно обрывается, бароны и рыцари, постепенно собравшиеся кольцом вокруг шута, у стола королевы, слегка отступают назад.
Смех.
Все испуганно отступают.
Изольда во время слов шута выпрямляется на своем кресле и, откинувшись назад, пристально смотрит на него, глазами, полными ужаса.
Кое-кто приближается к шуту, он вскакивает на скамью.
Рыцарь хватает шута.
Молчанье.
Огрин хлопает в ладоши и покатывается со смеху.
Смех.
Изольда прячет голову на грудь Брангены.
Первый латник входит. Два остальных с чужеземным рыцарем остаются у решётки.
Сцена 5.
Чужеземный рыцарь оборачивается и пристально смотрит на него.
Его кладут на каменную скамью у камина. Там лежит он, как изваянье на саркофаге.
Изольда на миг берёт кольцо, смотрит на него, потом выпускает его из рук, готовая упасть.
Рыцари отпускают шута. Шут садится на ступеньках.
Бароны поднимаются по лестнице, стража и рыцари выходят во двор. Кравчие тушат почти все огни.
Все ушли со сцены. Месяц бросает тень решётки в зал. Пришлый шут сидит неподвижно на корточках. Огрин оборачивается к нему.
Сцена 6.
Тело пришлого шута содрогается под чёрным плащом от судорожных рыданий.
Занавес.
Акт 5.
Первые лучи утра проникают сквозь решётку и окно в зал, усиливаясь к концу акта. Пришлый шут сидит на скамье у окна. Брангена, держа светильник, спускается по лестнице.
Сцена 2.
Брангена исчезает наверху. Шут сидит неподвижно, подперев голову руками. Через минуту Изольда вместе с Брангеной спускается с лестницы и подходит вплотную к неподвижному шуту. Брангена останавливается на последней ступени лестницы.
Сцена 3.
Обе женщины, точно оглушённые, некоторое время стоят неподвижно.
Женщины стоят друг против друга.
Брангена идёт за шутом.
Занавес.
|