Іоаннъ Гусъ, великій провозвѣстникъ новаго ученія, названнаго его именемъ, родился 24-го іюня (6-го іюля) 1369 года въ мѣстечкѣ Гусинцѣ, въ Чехіи. Воспитывался онъ въ Пражскомъ университетѣ, гдѣ въ 1393 году окончилъ курсъ, въ 1396 -- получилъ степень магистра, черезъ два года назначенъ профессоромъ богословія и философіи и, наконецъ, въ 1402 году избранъ въ ректоры и проповѣдники при Виѳлеемской часовнѣ. Послѣдняя должность доставила ему вліяніе на народъ, который слушалъ его проповѣди такъ же охотно, какъ и студенты. Когда великій расколъ (shisma) сталъ распространяться по западной Европѣ, Гусъ энергически возсталъ противъ заблужденій папы, особенно противъ индульгенцій, продававшихся въ это время въ Чехіи. Вслѣдъ за тѣмъ онъ сталъ опровергать многіе обряды католической церкви, называя ихъ несогласными съ духомъ христіанскаго ученія. Папа Александръ V потребовалъ Гуса въ Римъ, но онъ не явился туда. Затѣмъ, соединившись съ Іеронимомъ Пражскимъ, онъ еще краснорѣчивѣе вооружился противъ папской власти, за что былъ преданъ сначала проклятію, а въ 1414 году потребованъ на Констанцскій Соборъ. Заручившись императорской охранной граматой и обѣщаніемъ папы Іоанна XXIII, Гусъ прибылъ въ Констанцъ, гдѣ былъ вскорѣ арестованъ и заключенъ въ тюрьму, въ которой просидѣлъ слишкомъ шесть мѣсяцевъ. Наконецъ, въ публичномъ засѣданіи Собора, 6 іюня 1415 года, онъ былъ осужденъ какъ еретикъ и присужденъ къ смерти на кострѣ.
Въ назначенный день Гусъ былъ выведенъ изъ тюрьмы къ ожидавшей его процессіи, и, вмѣстѣ съ ней, двинулся за городъ. Дошедши до мѣста казни, гдѣ уже былъ воздвигнутъ костеръ. Гусъ палъ ницъ и, поднявъ глаза и руки къ небу, среди торжественной тишины сталъ молиться. Затѣмъ, успокоенный молитвой, сказалъ нѣсколько разъ: "Господи! въ руцѣ Твои предаю духъ мой!" и, обращаясь въ предстоящимъ, просилъ ихъ убѣдительно не считать его еретикомъ, не вѣрить его обличителямъ. Народъ волновался. "Мы не знаемъ, въ чемъ онъ виновенъ", раздавались голоса: "знаемъ только, что онъ молится, что онъ говоритъ какъ истинный праведникъ". Иные предлагали ему исповѣдаться, въ надеждѣ, что убѣжденія духовника побудятъ его къ отреченію и спасутъ его отъ мучительной смерти. Гусъ съ радостью согласился на предложеніе народа; но когда призванный священникъ объявилъ ему, что онъ согласенъ исповѣдать и причастить его только подъ условіемъ его отреченія, то Гусъ сказалъ, что не имѣетъ особенной нужды въ исповѣди, потому что не знаетъ за собой ни одного смертнаго грѣха. Онъ хотѣлъ говорить по этому случаю съ народомъ, но рѣчи эти показались опасными католикамъ -- и палачи получили приказаніе приступить къ казни. Они подняли Гуса, все еще стоявшаго на колѣнахъ. "Господи Іисусе Христс!" воскликнулъ онъ, вставая: "я смиренно переношу за Тебя страшную смерть; молюся Тебѣ: отпусти врагамъ моимъ согрѣшенія ихъ!" Получивъ позволеніе говорить со стражею, онъ благодарилъ ее за ласковое съ нимъ обхожденіе и объявилъ, что надѣется царствовать съ Іисусомъ Христомъ, пострадавъ за Евангеліе. По окончаніи этой рѣчи, палачъ снялъ съ него платье и, скрутивъ руки назадъ, привязалъ мокрыми веревками къ столбу, глубоку вбитому въ землю. Замѣтивъ, что лицо его обращено на востокъ, служители казни нашли это неприличнымъ для еретика и поворотили его на западъ. Когда зажгли костеръ, Гусъ запѣлъ громкимъ голосомъ: "Христе, Сыне Бога живаго, помилуй мя грѣшнаго!" Когда онъ въ третій разъ началъ ту же молитву, огонь, раздуваемый вѣтромъ, заглушилъ его голосъ; но онъ еще двигался въ облавахъ дыма и пламени столько времени, сколько нужно для троекратнаго чтенія молитвы Господней. Когда тѣло сгорѣло дотла, собрали остатки костра, положили ихъ въ телѣгу, вмѣстѣ съ золой и пепломъ, и бросили въ Рейнъ, чтобъ ученики его не воздали имъ поклоненія. Но вѣрные чехи сгребли священную для нихъ землю, напоенную кровью мученика, и съ благоговѣніемъ отвезли ее въ Прагу, въ Виѳлеемскую церковь.
Такъ погибъ, на 46 году отъ рожденія, великій проповѣдникъ чешскаго народа въ XV вѣкѣ. "Онъ шолъ на смерть, какъ на веселый пиръ", говоритъ о немъ суровый католикъ, Эней Сильвій: "ни одинъ вздохъ не вылетѣлъ изъ груди его; нигдѣ не обнаружилъ онъ ни малѣйшаго признака слабости. Среди пламени, онъ до послѣдняго издыханія возносилъ молитву въ Отцу".
Большая часть чешскихъ сочиненій Гуса стоятъ въ болѣе или менѣе близкомъ отношеніи къ его реформѣ, отчасти посвященныя объясненію св. писанія, отчасти политическія по разнымъ вопросамъ реформы, отчасти нравоучительныя. Главнѣйшія изъ нихъ слѣдующія: "Постила, или объясненія на недѣльныя евангелія", "Десять пунктовъ или кусковъ золота", "Зерцало грѣшнаго человѣка", "Ученье о тайной вечери", "Тройная вервь" и другія. Изъ учоныхъ трудовъ Гуса заслуживаетъ вниманія "Чешское правописаніе". Затѣмъ, важнымъ памятникомъ его литературной дѣятельности и пропаганды остались многочисленныя письма, изъ которыхъ особенно извѣстны его посланія въ друзьямъ, писанныя изъ констанцской тюрьмы. Наконецъ, Гусъ былъ авторомъ "Духовныхъ Пѣсенъ", положившихъ начало гуситской народной поэзіи" которая значительно развилась впослѣдствіи.