Иванъ Гундуличъ, знаменитѣйшій изъ старинныхъ дубровницкихъ поэтовъ, родился 27 декабря 1587 (8 января 1588) года въ Дубровникѣ. Жизнь и дѣятельность Гундулича совпадаетъ съ тѣмъ временемъ процвѣтанія дубровницкой республики, когда она достигла высочайшей степени своего развитія и славы. Школьнымъ его образованіемъ руководили іезуиты Сильвестръ Музи и Р. Риказоли; затѣмъ онъ изучалъ философію и право. Онъ началъ свое литературное поприще на 22-мъ году. Изученіе итальянскихъ поэтовъ отразилось въ его трехъ большихъ переводахъ, изъ которыхъ особенно замѣчателенъ переводъ "Освобожденнаго Іерусалима" Тасса, а также и въ его первыхъ оригинальныхъ произведеніяхъ, именно -- въ "Галатеѣ", "Церерѣ", "Клеопатрѣ", "Адонисѣ" и другихъ. Перенося итальянскія растенія на славянскую почву, онъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, старался перенести въ далматинскую литературу и итальянское благозвучіе стиха, и въ этомъ отношеніи достигъ такого совершенства, какое было не извѣстно ни его предшественникамъ, ни послѣдователямъ. Онъ присоединился потомъ въ обществу молодыхъ поэтовъ, посвятившихъ свою дѣятельность развитію драмы, и написалъ или перевелъ нѣсколько драматическихъ пьесъ, которыя разъигрывалъ на сценѣ вмѣстѣ съ своими товарищами. Вотъ названія этихъ пьесъ: "Аріадна", трагедія въ пяти дѣйствіяхъ, "Дубровничанва", идилическая драма въ трехъ дѣйствіяхъ, "Похищенная Прозерпина", драма въ трехъ дѣйствіяхъ, "Діана и Эндиміонъ", "Армида и Ринальдо" и другія. Затѣмъ, перевелъ шесть псалмовъ (6, 31, 37, 50, 101 и 141-й) и издалъ ихъ отдѣльной книжкой въ 1621 году, подъ заглавіемъ "Псалмы царя Давида", написалъ элегическую поэму въ трехъ пѣсняхъ "Слезы блуднаго сына" и нѣкоторыя другія менѣе значительныя пьесы, наконецъ знаменитаго въ далматинской литературѣ "Османа", эпическую поэму въ двадцати пѣсняхъ, которой современники пророчили безсмертную славу, и которая до-сихъ-поръ пользуется огромною извѣстностью въ южно-славянской литературѣ. Желая выбрать такой сюжетъ, который бы имѣлъ высокій поэтическій интересъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, далъ бы поводъ въ прославленію всего славянства, особенно его любимаго Дубровника, онъ взялъ предметомъ для своей эпопеи войну, происходившую въ 1621 году между поляками и турецкимъ султаномъ Османомъ и, въ особенности, событія послѣдовавшія за пораженіемъ турокъ подъ Хотиномъ и гибель султана Османа. Поэма представляетъ много истинно-прекрасныхъ мѣстъ. Патріотизмъ поэта выражается въ поэтическихъ обращеніяхъ къ любимому Дубровнику, въ сербскому народу, причемъ бросаетъ поэтически взглядъ на ея исторію и славу ея героевъ. Въ 1-й пѣснѣ поэтъ изображаетъ Османа, который томится, припоминая пораженіе недавно нанесенное ему поляками; онъ хочетъ наказать янычаръ, виновниковъ этого несчастія. Во 2-й пѣснѣ описанъ совѣтъ султанскихъ нашей: султанъ рѣшается послать въ польскому королю просить мира. Въ 3-й и 4-й пѣсняхъ изображено путешествіе султанскаго посла. Въ 5-й и 6-й разсказывается, какъ дорогою онъ встрѣчается съ Брунославою, которая ѣдетъ въ Турцію съ королевичемъ Владиславомъ, чтобы выкупить своего нареченнаго жениха, Боревскаго, и сталкивается на пути съ Соколицею, любовницею султана Османа. Далѣе, въ пѣсняхъ 7-й и 8-й, изображены подвиги этой Соколицы, которая, предводительствуя дружиною, опустошаетъ Польшу. Въ 10-й и 11-й пѣсняхъ описывается пребываніе султанскаго посла въ Варшавѣ и заключеніе мира. Въ пѣсняхъ 12-й, 13-й, 14-й и 15-й Брунослава, переодѣтая, посѣщаетъ въ темницѣ Коревскаго, но её предаютъ и толпа турокъ врывается въ темницу и убиваетъ ихъ обоихъ. Это служитъ поводомъ въ разрыву, такъ-какъ освобожденіе Боревскаго было однимъ изъ условій мира. Османъ беретъ себѣ въ жоны Соколицу и еще двухъ дѣвъ и готовится къ войнѣ. Пѣснь 16-я войско возмущается въ слѣдствіе приказа готовиться къ походу. Пѣсни 17-я, 18-я и 19-я: Османъ старается усмирить бунтъ, но его дядя, Даудъ-бей, становится во главѣ бунтовщиковъ, убиваетъ визиря и прочихъ приближонныхъ султана, освобождаетъ родственника султана Мустафу изъ темницы и провозглашаетъ его султаномъ. Пѣснь 20-я: Османа уводятъ въ семибашенный замокъ и тамъ удушаютъ его. Изъ двадцати пѣсенъ "Османа" двѣ были затеряны, и впослѣдствіи ихъ дополнилъ его внукъ, Петръ Саркочевичъ, а въ новѣйшее время извѣстный хорватскій поэтъ Иванъ Мажураничъ. Гундуличъ былъ женатъ на дочери магната Сарвочевича, Николицѣ, отъ которой имѣлъ трехъ сыновей: Матвѣя, Іеронима и Сигизмунда. Онъ умеръ въ 1638 году.