Гораций
Гораций: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Гораций (Quintus Horatius Flaccus), знаменитый римский поэт, 65--8 до Р. Хр., сын вольноотпущенника, учился в Риме и в Афинах, участвовал в битве при Филиппи против триумвиров и спасся бегством. Первые стихи Г. доставили ему дружбу Вергилия и Мецената. Остальную жизнь Г. провел в довольстве в поместье Сабинум (подарок Мецената). Гл. произведения: "Сатиры", насмешки над общественными и литературными нравами; "Эподы" (по образцу ямбов Архилоха), резкие нападки на отдельных людей. Лирическ. произведения Г. -- "Оды" (carmines; 1--3 книги в 24; четвертая в 13), по греческим образцам Алкея и Сафо. Оды воспевают любовь, застольное веселье или в художественной форме трактуют о нравственно-философских вопросах. "Послания" (Epustolae) -- отчасти продолжение сатир, отчасти беседы по философским и литературным вопросам. 3-е Послание -- Ad Pisones или De Arte Poetica -- рассуждение о поэтическом творчестве. По своему мировоззрению Г. -- эклектик, основная идея его поэзии проповедь житейской мудрости, счастья в спокойствии и умеренности желаний, в безмятежном пользовании настоящим. Г. сообщил римской лирике греческую красоту, довел художественную форму стиха до высокой степени совершенства. И в этом его главное значение в истории римской и всемирной литературы. По мастерскому владению стихом, разнообразию и звучности размеров и ритма Г. долго служил классическим образцом для многих поэтов. Нов. критич. издание соч. Г. Kiessling'а и Heinze (1886--1901), L. Muller'а (1900), Keller'а и Holder'а (1899 и сл.) Школьн. изд. Nauck'а (1905), Kruger'а (1904). Ср. Jakob (1889), Friedrich (1894), Belling (1902); Благовещенский, "Г. и его время" (1864), Луциан Миллер, "Жизнь и соч. Г." (1880), Молостов, "Лекции римской литературы" (1888) Русск. перев. всех соч. Г. -- Фета.
  
   Источник текста: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. -- Санкт-Петербург, 1907--1909.
  

II.

   ГОРАЦИЙ Квинт Флакк [Quintus Horatius Flaccus, 65--8 до христ. эры] --
   древнеримский поэт "золотого века" римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Г. -- мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Г. попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи. В 42 до христ. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его лит-ая деятельность. Вергилий вводит Г. в литературный кружок известного сотрудника Августа -- Мецената (см.), к-рый делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Г. становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Г. к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, -- из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Г. приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Г. начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Г. на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений -- форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" -- диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Г. "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" [по-римски -- сатира -- "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая -- в 30 г.). Г. сам называет их -- "Разговоры"]. Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы". Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация -- настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия (см.), последователем к-рого Г. себя считал. Параллельно с сатирами Г. [с 41 по 30] писал "Эподы" -- стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах -- резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, -- в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 -- гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.). К сатирам и эподам примыкают "Послания" -- написанные гекзаметром письма разным лицам, с к-рыми Г. так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Г. темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее лит-ые письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars poetica" (см. "Поэтика"). Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Г. -- оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая -- в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Г. (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Г. сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Г. в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Г. в 18 г. до христ. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это -- прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима. -- Г. далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Г. вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это -- публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" -- это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха (см.), Г. значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Г. лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Г., писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла (см.) по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Г., благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов. В Риме Г. читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена "гуманизма". Но культ Г. начался с XVII в. Много заимствует из его "Ars poëtica" для своей "Поэтики" Буало [1674]; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. "Чайльд-Гарольд", "Дон-Жуан"), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Г. в своих сатирах Кантемир (см.); увлекались им -- Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. -- "Памятник" и др.), Дельвиг, Майков и др.

Библиография:

   Изданий и переводов Г. огромное множество. Новое издание Heinze R., Lpz., 1921; Критич. изд. Volmer F., Lpz., 1921. Указание перев. и изд. см. у Schanz M., Gesch. d. röm. Liter., I, München, 1927. Полный (с незначит. проп.) русск. перев. А. Фета, М., 1883 (изд. 2-е, СПБ., 1898), перев. отдельных стихотв. в разных журналах (в "Гермесе" и др.); лучший перевод всех од -- Порфирова П. Ф. (изд. 2-е, СПБ., 1902); см. указ. русск. перев. у Нагуевского Д. И., История римской литературы, т. II, Казань, 1925.
   II. Руководящие пособия: Благовещенский H. M., Гораций и его время, Варшава, 1878 (не устар. до сих пор); Ribbeck, Gesch. d. röm. Dichtung, Stuttg., 1889; Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz., 1921; Campbell A. V., Horace. A new interpretation, 1924.

Н. Дератани

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 627--630.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-6272.htm
  

III.

   ГОРАЦИЙ [полное имя -- Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus)] (65 до н. э., г. Венузий, -- 8 до н. э., Рим) -- рим. поэт. Сын вольноотпущенника, Г. переехал в Рим, где учился у грамматика Орбилия. Ок. 45 до н. э. отправился в Афины для завершения философ. образования. После убийства Цезаря Г. стал на сторону республиканцев и получил в их войске звание военного трибуна. В неудачной для республики битве при Филиппах (42 до н. э.) Г. бежал с поля сражения, "кинув щит". После объявления амнистии Г. снова в Риме. Там он покупает должность квесторского писца и вскоре начинает лит. деятельность. В 38 до н. э. Г. был представлен Вергилием и Барием Меценату и вскоре вошел в его кружок, объединявший поэтов -- сторонников нового режима. В 33 до н. э. Г. получил от Мецената в подарок небольшое поместье близ Тибура.
   Первыми произв. Г. были две кн. сатир, или "бесед" ("sermones"), составленных по образцу греч. диатриб. В 1-й кн. (ок. 35--34 до н. э.) -- 10 сатир, во 2-й (ок. 30 до н. э.) -- 8. Тогда же им созданы и 17 эподов, ямбических стихотворений (см. Ямб). Содержание сатир, утративших в эпоху принципата свойственную сатирам Луциллия политич. остроту, -- человек, его мораль и заблуждения. Произв. Г. обратили на себя внимание Октавиана Августа, предложившего ему стать личным секретарем, от чего Г. отказался. В 30--20-х гг. до н. э. Г. создал три кн. од (в 1-й кн. -- 38, во 2-й -- 20, в 3-й -- 30), опубл. в 23 до н. э. В них поэт применил много стихотв. размеров, новых для римской лирич. поэзии. Содержание од разнообразно: обращения к друзьям, любовь, мысли о быстротечности жизни, призывы к гражд. примирению, восхваление Августа. В 13 до н. э. поэт выпустил 4-ю кн. из 15 од. Наряду с лирич. темами первых трех книг здесь содержится воспевание пасынков Августа -- Тиберия и Друза. В 17 до н. э., исполняя почетное поручение Августа, он создает "Юбилейный гимн" ("Carmen saeculare") для трехдневных празднеств.
   Творчество Г. противоречиво: восхваляя Августа и Мецената, он пытается остаться в кругу тем частной жизни. Предпочитая "малые формы", Г. на склоне лет много внимания уделяет и критике, создает жанр посланий. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об иск-ве поэзии, названное еще в древности "Наукой поэзии" ("Ars poëtica"). Г. подчеркивает огромную общественно-культурную роль поэзии, считая своей гл. заслугой перенесение эолийской лирики (см. Греческая древняя литература) на рим. почву (Оды, кн. 3, знаменитый "Памятник"). Крылатыми стали выражения Г.: "золотая середина" ("aurea mediocritas") и "лови день" ("carpe diem"). Творчество Г., замечат. мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, одна из вершин рим. поэзии. Г. обогатил ее новыми для нее размерами греч. лирики. Его называли "numerosus" ("богатый стихотворными размерами").
   Произв. Г. полностью сохранились (250 рукописей). Уже в эпоху ранней Империи он стал школьным поэтом. В 3 в. н. э. Порфирий написал к его соч. комментарий. В эпоху поздней Империи известность Г. идет на убыль. Интерес к нему вновь появился в ср. века в период т. н. Каролингского Возрождения, а гуманисты эпохи Возрождения считали Г. вместе с Вергилием одним из своих любимых поэтов. Первое изд. соч. Г. вышло ок. 1469--70 в Венеции. Если в ср. века ценились сатиры и послания Г., то Возрождение оценило его как лирика. Значит. было влияние Г. и на М. Монтеня. В век классицизма Г. стал образцом поэта и теоретика. Его "Наука поэзии" послужила основой для "Поэтического искусства" Н. Буало (1674).
   В России ода Г. "Памятник" была переведена многими поэтами, начиная с М. В. Ломоносова; ее переложили Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Стих. Пушкина "Кто из богов мне возвратил..." -- вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Г.
   Соч.: Quintus Horatius Flaccus ex fide atque auctoritate decem librorum manuscriptorum, opera Dionysii Lambini emendatus, Lugduni, 1561; Opera..., ex rec. R. Bentley, Camb., 1711; Werke, erklärt v. A. Kiessling und R. Heinze, 5 Ausg., B., 1921; Opera, ed. Fr. Klingner, Lipsiae, 1959; в рус. пер. -- Оды, сатиры, послания, пер. А. Фета, М., 1883; Полн. собр. соч., под ред. и с прим. Ф. А. Петровского, М. -- Л., 1936.
   Лит.: Благовещенский Н. М., Гораций и его время, СПБ, 1864, 2 изд., Варшава, 1878; Миллер Л., Жизнь и сочинения Горация, СПБ, 1880; История рим. лит-ры, т. 1, М., 1959; Masson J., Vita Horatii Flacci, Leiden, 1708; Sellar W. J., The Roman poets of the Augustian age. Horace and elegiacs poets, Oxf., 1892; Boissier G., Nouvelles promenades archeologiques. Horace et Virgile, 8 éd., P., 1913; Smiley Ch. N., Horace. His poetry and philosophy, N. Y., 1945; Noyes A., Portrait of Horace, L.., 1947; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957; Stegen G., Les épitres littéraires d'Horace, Namur, 1958; Perret J., Horace, P., 1960; Commager S., The odes of Horace, New Haven -- L., 1962.

Ю. Ф. Шульц.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 268--270.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-2682.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru