ГОЛЬЦЕВ Виктор Александрович (11(23).8.1850, Коломна Моск. губ.-- 18.11(1.12).1906, Москва], публицист, лит. критик, обществ, деятель, ученый. Из дворян. С 1855 семья Г. жила в Туле. В 1868 он окончил Тульскую г-зию с зол. медалью, в 1872 -- юрид. ф-т Моск. ун-та. Был оставлен при унполи-те по кафедре финансового права. В сент. 1875 -- окт. 1877 -- за границей (Париж, Гейдельберг, Вена, Лейпциг) с целью сбора материалов для диссертации и подготовки к профессорскому званию. Из Парижа отправил письмо в ж. "Вперед" (за подписью Русский конституционалист, опубл.: 1875, No 21, 15 нояб., с возражениями П. Л. Лаврова) с протестом против проповеди рев. насильств. методов установления полит свобод. Г. считал, что для России "необходимо прежде всего добиться... конституции, дающей возможность рабочим объединиться и идти вперед при свете науки" ("Из воспоминаний и переписки", РМ, 1906, No 10, с. 141). В окт. 1878 Г. защитил магистерскую диссертацию (отд. изд.-- "Гос. хозяйство во Франции XVII в.", М., 1878).
Однако из-за доноса, в к-ром Г. обвинялся в социально-рев. пропаганде, а также тайного циркуляра (не давать ему места "нигде в империи, ни в каком учебном заведении") мин. нар. просвещения гр. Д. А. Толстого, раздраженного нападками Г. на классич. систему образования (см.: "Из воспоминаний и переписки", РМ, 1905, No 4, с. 180--81), его науч. карьера была прервана. Весной 1878 он избран доцентом Моск. ун-та, но не утвержден; с весны 1879 доцент Новорос. ун-та (Одесса), однако по прибытии в августе к месту службы вынужден подать в отставку; в феврале 1881 утвержден доцентом Моск. ун-та, осенью открыл курс ("Учение об управлении"), но в августе 1882 -- вновь отставка.
Г.-- активный деятель зем. движения. В 1879 участвовал в 1-м съезде зем. оппозиции в Москве; сотрудничал в ж. "Вольное слово"; в 1887--88 входил в моек, орг-цию "Самоуправление". Г. принадлежит неопубл. ст. "Земский собор" (ЦГАОР, ф. 5831, оп. 1, д. 166; написана в кон. 1880-х гг.), получившая известность в либер. кругах как программа синтеза либер. и де-мокр. идей. В 1893--94 входил в рев.-демокр. партию "Народное право". Г. был знаком с народовольцами О. Фигнер, В. Карауловым, А. Копыловой (см.: Копылова-Орочко А. Д., Восп. об О. Н. Фигнер-Фроловской.-- КиС, 1930, No 1, с. 172-- 73). Заподозренный в "сношениях с революционерами", Г. подвергался арестам. В июне 1884 был доставлен в Петербург по делу К. М. Станюковича и др. сотрудников ж. "Дело" (освобожден в сентябре). Во время одиночного тюремного заключения написал большую часть докт. дис. "Законодательство и нравы в России XVIII в." (отд. изд.-- М., 1886). Второй арест -- в окт. 1888 (на три недели); привлекался по делу о распространении в Москве нелегального ж. "Самоуправление". Неоднократно находился под негласным надзором полиции; как увлеченный оратор, лектор, полемист он тяжело переживал запрещение публичных лекций и выступлений.
Единств, трибуной для Г. стала пресса. С 1878 началась его лит. деятельность (первые статьи -- в "Юрид. вест."; в 1880--83 Г.-- один из его редакторов). С 1879 сотрудничал как публицист и лит. критик в моек. газ. "Рус. курьер" (один из редакторов в 1882--83), "Моск. телеграф" (1881--83), "Рус. вед." (с 1882), "Курьер" (1899--1904), "Земство" (1880--83), а также в петерб. газ. "Голос" (1881--82) и "Порядок" (1881). Г.-- активный сотр. ж. "Вест. Европы", "Рус. богатство", "Дело", "Рус. старина", "Вопросы философии и психологии", "Ист. вест.", "Артист" и др.
С момента основания ж. "Рус. мысль" (1880) Г. принимал в нем деятельное участие (с марта 1885 -- неофиц. гл. ред., с апр. 1905 объявлен офиц. ред.), ставя своей целью объединение разл. течений оппозиции на основе конституц. идеи. Отсюда присущие ж-лу широта в освещении явлений политики и культуры; предоставление страниц славянофилам и западникам, народникам и либералам, позитивистам и материалистам; терпимость к новым (нередко чуждым Г.) идейным и лит.-эстетич. установкам. Г. стремился придать ж-лу "русский, демокр. характер, на общих основах зап.-европ. культуры" (РМ, 1904, No 12, с. 243). Н. Г. Чернышевский в письме Г. от 19 авг. 1888 отмечал, что "Рус. мысль" -- "честный журнал", однако критиковал его либер. программу за "шаткость и неопределенность" ("Из воспоминаний и переписки", РМ, 1903, No 1, с. 128). Как редактор Г. способствовал появлению на страницах ж-ла произв. Н. С. Лескова, М. Горького, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. И. Эртеля и особенно А. П. Чехова. При Г. "Рус. мысль" стала не только популярнейшим рус. ж-лом, но и одним из центров лит. и обществ, жизни кон. 19 -- нач. 20 вв.
Г. периодически вел осн. разделы ж-ла -- внутр. обозр., иностр. обозр., науч. обозр.; публиковал циклы статей под назв.: "Лит.-житейские заметки" (с 1887), "Из литературных наблюдений" (с 1893), "Не в очередь" (с 1896), "Со стороны" (с 1900) и др.
В публицистике 80--90-х гг. Г. выступал как сторонник постепенных полит, и социальных реформ, просвещения и воспитания народа. Он исходил из "требования уважать человеческое достоинство, обеспечить свободу мысли и слова, создать порядки, благоприятные для всестороннего развития личности..." (РМ, 1893, No 11, с. 155). С этих позиций полемизировал с M. H. Катковым и И. С. Аксаковым; защищал демокр. характер рус. интеллигенции (см.: МТ, 1881, No 297), с одной стороны, от нападок "Нового времени" А. С. Суворина, с другой (см. его ст.: "Либерализм и народничество", "Голос", 1882, No 320; "Еще о народничестве", РМ, 1893, No 10), -- от идеологов крайне правого народничества (И. Юзов-Каб-лиц); отстаивал прогрес. роль цивилизации и науки в развитии рус. об-ва ("Образованность и нар. правда", "Рус. курьер", 1882, No 82). Но в любой полемике, какой бы принципиальной и резкой она ни была, Г. сохранял своеобразное "джентльменство" ("в противнике желаю видеть человека, хочу идти навстречу его мнению, понять его и горячо поспорить с ним, в случае несогласия, но не оскорбить его лично" -- "Лит-ра и жизнь", РМ,1889, No 1, с. 145).
По своим социально-филос. взглядам Г.-- позитивист. Вслед за франц. философом А. Фулье он развивал идеалистич. учение об "идеях-силах" -- движущих факторах социальной эволюции. Пример подобной "идеи-силы" -- справедливость как высшая нравств. категория, к-рая, по мысли Г., должна пронизывать весь строй обществ, и личных отношений, служить основой правового и государственного устройства ("Эволюция идей-сил", РМ, 1890, No 7; "Идея справедливости в трудах франц. мыслителей 19 в.", "Юрид. вест.", 1892, No 1).
Вст. "Об экон. материализме" (РМ,1896, No 4) Г. выразил свое критич. отношение к марксизму, в противоположность к-ро-му он признавал "психич. фактор ист. развития, как самостоятельный". С открытым письмом к Г.-- "Несколько слов в защиту экон. материализма" -- выступил Г. В. Плеханов (РМ, 1896, N9 9). Раскрыв социально-экон. факторы ист. развития и показав ошибочность позиции Г., Плеханов, однако, отметил, что с людьми такого направления "экон. материалисты могли бы сойтись во многом, хотя, конечно, и не во всем" (Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 224).
В 80-е гг. Г. опубликовал ряд статей о природе иск-ва и худож. творчества: "По вопросу о прекрасном" (ВЕ, 1884, No 6), "К вопросу о задачах иск-ва" (РМ, 1888, No 11), "О прекрасном в иск-ве" (РМ, 1889, No 9). Последняя статья сопровождалась ответами Л. Н. Толстого на вопросы Г. о прекрасном в иск-ве; впоследствии эти ответы получили известность как "Письма к В. А. Гольцеву" и вошли в трактат "Что такое искусство?" (Толстой, XXX, 510--11). Толстовскую критику совр. европ. иск-ва и об-ва Г. рассматривал как мужеств. и строгий призыв к "нравств. ответственности иск-ва", родившийся в дни развращающего влияния декадентства ("Курьер", 1898, 20 дек.). Лишенная внутр. органичности, эстетич. позиция Г. отмечена влиянием позитивист, социологии иск-ва франц. философа Ж. М. Гюйо (ст. "Искусство с социологич. точки зрения", РМ, 1889, No 10). Развитие иск-ва мыслится Г. как безусловный прогресс, а реалистич. иск-во 19 в.-- как его вершина. Задача иск-ва -- изображение в живом конкретном образе движения человеческой души при свете обществ, и личного идеала. Предпочитая сознат. служение идее, Г. вместе с тем признавал "бессознат. творчество", а также неоднородность худож. дарований ("пророки освобождения" и "объективные художники"), требуя от художника, вслед за Чернышевским, лишь одного -- "развивать в себе человека". Пример "художника-человека" для Г.-- Чехов, к-рый всегда и везде "на стороне униженных и оскорбленных, на стороне искренности и правды", хотя в его рассказах чувствуется недостаток "мужественных, призывных нот" ["А. П. Чехов. (Опыт лит. характеристики)", РМ, 1894, No 5, с. 44,51]. Вместе с тем Г. желал, чтобы "художник-человек был и художником-гражданином" (там же, с. 52). В творчестве Короленко он находил сочетание глубокой человечности, неизменной любви к людям с "бодрым призывом к труду, к борьбе с разными бедами, гнетущими русскую землю" ["В. Г. Короленко. (Опыт лит. характеристики)", "Артист", 1895, No 45, с. 46]. Сторонник идейного иск-ва, Г. ценил в произв. не только направление и тенденцию, но истину и художественность ("По поводу 50-летия со дня смерти Пушкина", РМ, 1887, No 1). Укоряя "утилитарную критику" за узость и "иссушающую догматику", он в противоположность ей высоко ставил поэзию А. А. Фета -- "художника-гуманиста", певца "человеческой красоты и свободы духа" (РМ, 1889, No 1; речь Г. в февр. 1894 -- "Какое искусство выше: "чистое" или идейное"). В многочисл. лит.-критич. статьях и заметках, частично собранных в книгах: "Лит. очерки" (М., 1895; сочувств. отклики: А. Скабичевский -- "Новости и бирж, газ.", 1895, No 12; МБ, 1896, No 1), "О художниках и критиках" (М., 1899; рец.: НВ, 1899, 28 июля) и "Об иск-ве. Критич. заметки" (М., 1890; рец.: Н. Тим-ковский -- "Вопросы философии и психологии", 1890, No 2), Г. защищал лит.-эстетич. наследие 60-х гг. ("Из прошлого нашей лит-ры", РМ, 1904, No 4; "О лит. деятельности Н. А. Добролюбова", РМ, 1885, No 12; "Памяти Некрасова", в его кн.: Лит. очерки, М., 1895); отдавал дань памяти писателям и критикам не схожих с ним убеждений ("ПамятиА. А. Григорьева",в кн.: Почин. Сб. ОЛРС, М., 1895; "H. H. Страхов как художеств. критик", "Вопросы философии и психологии", 1896, No 3); критиковал натурализм за игнорирование человеческого духа, воображения и мечты в иск-ве ("Несколько замечаний о натурализме в иск-ве", РМ, 1894, No 6).
Вряде ист.-лит. статей, опираясь на личные восп. и переписку, Г. с присущей ему доброжелательностью запечатлел черты личности и лит. деятельности Чернышевского (РМ, 1903, No 1), Н. В. Шелгунова (РМ, 1901, No 10), Г.И.Успенского (РМ, 1902, No 4), Лескова (в кн.: Итоги, М., 1903).
Г. был чл. Моск. юрид. об-ва (в 1882--88 товарищ председателя), Об-ва любителей рос. словесности (с 1880; в 1905--06 врем, председатель), Моск. психол. об-ва, чл.-учредителем Об-ва нар. ун-тов. Весной 1906 избран приват-доцентом Моск. ун-та. В конце жизни примкнул к партии кадетов.
Личность Г. невместима ни в идеализир. образ "лидера освободит, движения" (рисуемый в воспоминаниях А. А. Кизеветтера, П. Д. Боборыкина, П. Б. Струве), ни в узкие рамки типичного либер. литератора, каким он иногда представлялся А. П. Чехову (до начала его дружбы с Г. в 1892) и М. Горькому. В складе мировоззрения и деятельности Г. противоречиво совмещались неприятие революции и открытое сочувствие народовольцам; "москвич истинный, до мозга костей... и вместе с тем европеец" (В. Г. Короленко); стремление к объективности и приверженность ограниченной идейной программе "Рус. мысли"; верность эстетич. идеалу позитивистского толка и признание новых тенденций в реалистич. лит-ре кон. 19 в. (творчество Чехова, Короленко, Горького). "Яркий обществ, темперамент" (Короленко), общепризнанный ораторский и публиц. дар -- все это ставило Г. в центр полит. орг-ций и собраний, редакций газет и ж-лов, лит. торжеств и поминок (нередко его тост на лит. обеде превращался в "широко развернутое знамя" протеста -- см., напр., "Дело о похоронах И. С. Тургенева", "Былое", 1917, No 4, с. 154--55). Г. снискал себе уважение и дружбу мн. рус. писателей (Успенского, Короленко, Эртеля и др.) и широкую известность в демокр. кругах.
Изд.: Очерк развития пед. идей в новое время, М., 1880 (рец.: РБ, 1880, No 8; ВЕ, 1880, No 9; НВ, 1880, 5 сент.); Воспитание, нравственность, право, М., 1889; 2-е изд., 1897 (рец.: РБ, 1889. No 4; РВед, 1897, 20 янв., МБ, 1897, No 6); Вопросы дня и жизни, М., 1892 (рец.: М.Протопопов, РМ, 1892, No 10; ВЕ, 1892, No 10: РВед, 1892, 9 окт.).
Письма: Н.Г.Чернышевский. Лит. наследие, т. 2, 3, М.-- Л., 1930; Г. Успенский. Мат-лы и иссл., т. 1, М.-- Л., 1938: Письма к Г.: Архив В. А. Гольцева, т. 1, М., 1914; Толстой, LXV, LXXI, LXXII, LXXV, LXXVI (ук.); Салтыков-Щедрин, XX (ук.); Лесков, XI (ук.): Успенский, XIV (ук.);Короленко, X (ук.); Чехов, Письма, V--XII (ук.; известно 101 письмо Чехова к Г. и 146 писем Г. к Чехову); Эртель А. И., в кн.: Зап. ГБЛ, в. 8, М., 1941.
Лит.: Щетинин Б. А., Восп. о Г.-- ИВ, 1907, No 1; Голубев Н. И., Памяти Г.-- РМ, 1907, No 5; Памяти Г. Статьи, восп., письма, М., 1910; Богучарский В. Я., Из истории полит. борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1912 (ук.): Есин Б. И., Рус. журналистика 70--80-х гг. XIX в., М., 1963, с. 125--34; Зоринa H. Г., "Рус. мысль".-- В кн.: Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 2, Л., 1965; Старикова Е. В., "Рус. мысль".-- В кн.: Лит. процесс и рус. журналистика (2). + Некрологи, 1906: РСл, 19 нояб. (П.Коган); "Речь", No 221 (П. Милюков); РМ, No 12 (П. Боборыкин); СМ, No 12 (В. Кранихфельд). Сл. ОЛРС; РВед. Сб.; Брокгауз; НЭС; Венгеров (Сл.: Источ.); Гранат; ДРДР; БСЭ-1; СИЭ; КЛЭ; Муратова (2); Масанов.
Архивы: ГБЛ, ф. 77; ЦГАЛИ, ф. 1050;ЦГИА, ф. 776, оп. 6, д. 361 (ценз. история ж. "Рус. мысль"); ЦГАОР, ф. 102, 7 д-во, 1888 г., д. 178; 3 д-во, 1888 г., д. 114; ГПБ (ук., в. II--IV); ИРЛИ, ф. 377.
Н. С. Смолкина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989