Вожди австро-нѣмецкаго либерализма начинаютъ все болѣе и болѣе обращать вниманіе на требованія рабочихъ классовъ. Въ интересахъ самосохраненія, политическимъ партіямъ приходится включать въ свои программы соціально-экономическіе вопросы и обѣщать въ этой области значительныя преобразованія путемъ законодательной дѣятельности. Такъ, Плейеръ произнесъ, въ августѣ, большую рѣчь, гдѣ призналъ все возростающую важность движенія, которое происходитъ въ народѣ, въ особенности среди фабрично-заводскихъ рабочихъ. Плейеръ находитъ, что необходимо придти на помощь рабочимъ, положеніе которыхъ нерѣдко бываетъ весьма тяжелымъ. Онъ высказывается за развитіе фабричнаго законодательства и страхованія рабочихъ. Плейеръ желалъ бы страховать и отъ безработицы. Вмѣстѣ съ тѣмъ, вождь австро-нѣмецкихъ либераловъ не вѣритъ въ возможность осуществленія тѣхъ требованій, которыя составляютъ программу германской соціалъ-демократической партіи. Коснувшись вопроса о всеобщей подачѣ голосовъ, Плейеръ, какъ послѣдовательный либералъ, не могъ, разумѣется, не признать справедливости этого принципа; но, какъ горячій сторонникъ господствующаго положенія для нѣмцевъ, онъ считаетъ введеніе всеобщей подачи голосовъ преждевременнымъ. Плейеръ проектируетъ довольно неопредѣленнымъ образомъ представительство въ парламентѣ различныхъ рабочихъ союзовъ или камеръ.
Такимъ представительствомъ рабочіе, очевидно, не удовлетворятся. На митингахъ ихъ партіи ораторы прямо высказывались противъ учрежденія рабочихъ палатъ или синдикатовъ, признавая ихъ безполезною полумѣрой. Вождь австрійскихъ соціалистовъ, докторъ Адлеръ, выставляетъ введеніе всеобщей подачи голосовъ основнымъ требованіемъ партіи. Въ рабочемъ движеніи женщины принимаютъ уже довольно дѣятельное участіе. На собраніяхъ часто выступаютъ ораторами работницы, какъ, напримѣръ, Аделаида Дворжакъ. Большимъ вліяніемъ, благодаря замѣчательному ораторскому таланту, пользуется и другая дѣвушка, Маріетта Виглидалъ, бывшая учительница. Обѣ онѣ, какъ показываютъ имена, чешки.
Съ тревогой смотритъ на пропаганду всеобщей подачи голосовъ нынѣшнее австрійское правительство. Графъ Таафе, балансировавшій въ теченіе многихъ лѣтъ между разными партіями и національностями Габсбургской монархіи, теперь натолкнулся на упорную и рѣзкую оппозицію младочеховъ, успѣвшихъ пріобрѣсти въ Богеміи преобладающее вліяніе. Введеніе всеобщей подачи голосовъ нанесло бы непоправимый ударъ нынѣшнимъ государственнымъ порядкамъ и уничтожило бы господствующую роль нѣмцевъ въ Цислейтаніи, мадьяръ въ Транслейтаніи. Къ борьбѣ за національную равноправность присоединилась въ настоящее время борьба за экономическую справедливость, и ближайшая цѣль какъ рабочихъ, такъ и племенъ, въ той или другой формѣ подчиненныхъ и стѣсненныхъ, одна и та же -- всеобщая подача голосовъ.
Это счастливое совпаденіе увеличиваетъ шансы чешскаго народа въ трудной борьбѣ, которую онъ мужественно ведетъ за свою національно-политическую самостоятельность. Идея національности, законная и плодотворная, повела къ образованію единой Италіи, единой Германіи, пробудила румынъ и народъ Балканскаго полуострова. Что можетъ быть естественнѣе требованія каждаго народа жить и управляться по-своему? Но намъ нѣсколько разъ приходилось уже напоминать, что точное этнографическое разграниченіе въ Европѣ невозможно, что національныя стремленія нерѣдко вырождаются въ національную исключительность, что существуютъ нѣкоторыя основныя требованія государственной жизни, которыя должна принимать въ соображеніе каждая національность. Къ сожалѣнію, расовые предразсудки еще сильны даже у наиболѣе образованныхъ народовъ, и нерѣдко племенное соперничество и вражда всплываютъ въ возмутительныхъ формахъ. Недавнія событія въ Италіи, вызванныя кровавыми драками между итальянскими и французскими рабочими въ Эгмортѣ, служатъ этому яркимъ доказательствомъ. Итальянскій народъ почувствовалъ себя оскорбленнымъ. Въ Римѣ произведены были шумныя анти-французскія демонстраціи, толпа напала даже на французское посольство. Подобныя же демонстраціи происходили и во многихъ другихъ городахъ. Нѣмецкая печать не безъ злорадства раздувала это столкновеніе, поощряя и безъ того крайне возбужденныхъ итальянцевъ. Замѣчательно, что каждое печальное въ томъ или другомъ отношеніи событіе служитъ на пользу тройственному союзу, т.-е. его руководительницѣ -- Германіи. Произошло побоище, гдѣ нѣсколько человѣкъ итальянцевъ и французовъ убито и ранено; это укрѣпляетъ лигу мира, обостряя отношенія между Италіей и Франціей, парализируя упорную работу лучшихъ людей въ той и въ другой странѣ,-- людей, которые стремятся изгнать взаимное недоброжелательство у народовъ, такъ близкихъ по крови и культурѣ, такъ много другъ другу обязанныхъ.
Великая идея мира, тѣмъ не менѣе, неуклонно прокладываетъ себѣ дорогу. Недавно засѣдавшій въ Парнягѣ третейскій судъ для разрѣшенія пререканій между Англіей и Соединенными Штатами изъ-за тюленьей и рыбной ловли въ Беринговомъ морѣ произнесъ свое рѣшеніе. Рѣшеніе это въ общемъ благопріятно англійской точкѣ зрѣнія. Сѣверо-Американскіе Соединенные Штаты должны будутъ заплатить около полутора милліона долларовъ за неправильно захваченныя ими канадскія рыболовныя суда. Нѣкоторыя выгоды постановленіемъ третейскаго суда предоставляются и Штатамъ. Конечно, обѣ стороны не вполнѣ довольны приговоромъ, такъ какъ онъ не вполнѣ призналъ претензіи и той, и другой стороны; но это уже такое неудобство, которое всякимъ предвидится, какъ возможное, разъ обращаются къ суду. Важно нравственное значеніе приговоровъ третейскихъ судовъ въ международныхъ столковеніяхъ, плодотворно то практически осуществляющееся стремленіе, по которому грозныя государства добровольно подчиняются постановленію скромныхъ ученыхъ въ дѣлахъ, гдѣ замѣшаны важные экономическіе и политическіе интересы. Предсѣдатель третейскаго суда баронъ де-Курсель, при объявленіи 15 августа его рѣшенія, произнесъ рѣчь, въ которой прославлялъ устанавливаемые наукою принципы международнаго права.
-----
Вопросъ о правѣ свободной ловли въ Беринговомъ морѣ живо интересовалъ Канаду. Теперь общественное вниманіе этой страны привлечено внутренними политическими вопросами. Либеральная партія, которая была устранена отъ федеральнаго управленія въ теченіе пятнадцати лѣтъ и отъ управленія провинціею Квебекъ съ послѣднихъ выборовъ, теперь обнаруживаетъ энергическую дѣятельность. Лѣтомъ нынѣшняго года собирался конгрессъ партіи.въ Оттавѣ. Вождемъ партіи былъ признанъ Вильфридъ Лорье. Либералы будутъ бороться противъ запретительнаго таможеннаго тарифа, которымъ надѣлили страну консерваторы и который вредно отозвался на экономическомъ положеніи большинства населенія.
Возвращеніе къ власти либеральной партіи увеличитъ, конечно, самостоятельность Канады по отношенію къ метрополіи и значеніе федеративнаго начала. Къ федераціи стремятся и другія британскія колоніи,-- австралійскія. Въ Сиднеѣ въ началѣ августа открылись совѣщанія уполномоченныхъ отъ отдѣльныхъ колоній. Цѣль конференціи заключается въ отмѣнѣ таможенныхъ границъ между колоніями. Два года тому назадъ представители семи колоній собирались также въ Сиднеѣ, въ предсѣдательствѣ сэра Генри Паркса. На этомъ совѣщаніи былъ выработанъ проектъ федеральной конституціи. Предполагался общій для колоній парламентъ (Commonwealth Parliament) изъ двухъ палатъ: палаты народныхъ представителей, выбираемыхъ непосредственно, и сената, составляемаго изъ делегатовъ отъ законодательныхъ собраній каждой колоніи. Имѣлось въ виду заимствовать государственное устройство Сѣверо-Американскихъ Соединенныхъ Штатовъ и въ нѣкоторыхъ другихъ отношеніяхъ (учредить, напримѣръ, федеральный высшій судъ). Предполагалось, что сначала законопроектъ долженъ былъ пройти въ колоніяхъ, потомъ вновь принятъ федеральнымъ съѣздомъ и переданъ на утвержденіе британскому парламенту. Но дѣло затянулось. Въ нѣкоторыхъ колоніяхъ внутренніе вопросы отвлекли вниманіе отъ проекта федеральной конституціи, въ Новомъ Южномъ Валлисѣ партія Паркса потерпѣла пораженіе, одна Тасманія приняла уже этотъ билль. Въ настоящее время движеніе возобновилось и многіе надѣются, что черезъ три года семь австралійскихъ колоній будутъ уже представлять могущественную федерацію, связь которой съ метрополіей, конечно, не усилится, а скорѣе ослабнетъ.
-----
Не успѣло германское правительство добиться утвержденія парламентомъ военнаго законопроекта, какъ уже появились извѣстія о предстоящемъ усиленіи нѣмецкаго флота. Съ бѣднаго Микеля опять потребуютъ денегъ, и не мало. Прусскій министръ финансовъ, Микель, сочинилъ проекты новыхъ налоговъ. Между имъ и министрами финансовъ другихъ государствъ Германской имперіи происходятъ совѣщанія о наилучшихъ средствахъ для извлеченія изъ народа средствъ на армію и на флотъ. Freisinnige Zeitung вычисляетъ, что новые налоги для осуществленія уже принятаго военнаго закона должны подняться до семидесяти милліоновъ марокъ. Газеты сообщаютъ, что въ виду имѣется увеличеніе налога на табакъ, вино, объявленія и квитанціи. Органъ свободомыслящихъ говоритъ, что парламенту будетъ представленъ осенью цѣлый букетъ новыхъ налоговъ. Тажело достается нѣмецкому народу военное величіе Гогенцоллернской имперіи. Франція богаче Германіи и легче переноситъ гнетъ милитаризма, но и тамъ онъ пагубно отзывается на благосостояніи населенія, не говоря уже о прискорбныхъ нравственно-общественныхъ послѣдствіяхъ такого порядка вещей. Въ послѣднемъ отношеніи любопытныя данныя заключаетъ въ себѣ недавно вышедшій въ Парижѣ дневникъ семинариста, отбывавшаго обязательный годъ военной службы {Alfred Tastevin: "Carnet d'un séminariste soldat".}. Авторъ -- убѣжденный клерикалъ. Онъ горячо возстаетъ противъ привлеченія семинаристовъ къ воинской повинности; но его доказательства для русскаго читателя и не интересны, и не убѣдительны. Для насъ важны тѣ факты, которые рисуютъ житье въ казармахъ и вообще вліяніе солдатчины. Тастевенъ высказываетъ большія симпатіи къ арміи,-- до такой степени большія, что если бы призваніе не влекло его быть священникомъ, онъ хотѣлъ бы быть солдатомъ. И, тѣмъ не менѣе, въ качествѣ благосклоннаго и сдержаннаго наблюдателя, Тастевенъ показываетъ, какой тяжкой ломкѣ, какой грубой дрессировкѣ подвергается человѣкъ, попавшій въ ряды французской арміи. Конечно, дѣло не заходитъ такъ далеко, зло милитаризма во Франціи не настолько велико, какъ въ Германіи, но оно вовсе не маловажно и духъ, развивающійся въ казармахъ, во многомъ не соотвѣтствуетъ тому теченію мысли, которое одушевляетъ просвѣщенную и демократическую страну. Шовинизмъ не можетъ потерять почвы, пока всѣ партіи и на всѣ лады прославляютъ армію, когда страшныя по размѣру суммы денегъ идутъ на содержаніе арміи, флота, крѣпостей, арсеналовъ и т. п. Но съ милитаризмомъ -- общеевропейскою болѣзнью -- можно съ успѣхомъ бороться лишь международными средствами: ни одна страна не уменьшитъ своихъ вооруженіи въ виду съ ногъ до головы вооруженныхъ сосѣдей.
-----
Исходъ выборовъ во французскую палату депутатовъ оправдалъ предположеніе о побѣдѣ республиканцевъ, въ особенности умѣренныхъ. Оправдалось и наше предположеніе о томъ, что усилится представительство рабочихъ,-- крайнихъ радикаловъ и соціалистовъ. Монархисты потерпѣли сильное пораженіе. Въ общемъ новая палата производитъ довольно неопредѣленное, безцвѣтное впечатлѣніе. Французскій народъ, повидимому, не желаетъ, въ большинствѣ, никакихъ глубокихъ преобразованій во внутренней жизни и никакой перемѣны въ иностранной политикѣ. Такимъ людямъ, какъ Гамбетта, нечего было бы, пожалуй, дѣлать въ современной Франціи: ни къ какимъ подвигамъ, ни къ какимъ великодушнымъ предпріятіямъ нынѣшняя французская буржуазія и большинство сельскаго населенія не чувствуютъ ни малѣйшей склонности, а Парижъ, гдѣ сильны крайніе элементы, не играетъ уже во Франціи преобладающей роли.
Поль Лафиттъ въ Revue Blene (Revue politique et littéraire) указываетъ на нѣкоторые недостатки установившихся во Франціи парламентскихъ порядковъ. Онъ находитъ, напримѣръ, вредною чрезмѣрную дѣятельность избирательныхъ комитетовъ. Пока дѣло шло о самомъ существованіи республики, комитеты эти были не только полезны, но и необходимы. Въ настоящее время, по мнѣнію Лафитта, они оказываютъ нежелательное давленіе на избирателей: разъ комитетомъ объявленъ такой-то кандидатъ, избиратель, желавшій подать голосъ за другое лицо, по его разумѣнію, болѣе способное быть народнымъ представителемъ, долженъ подчиняться дисциплинѣ партій, т.-е. подать голосъ за кандидата, назначеннаго комитетомъ. Лафиттъ полагаетъ, что неопредѣленность политическихъ партій въ парламентѣ Французской республики въ значительной степени объясняется именно ролью избирательныхъ комитетовъ: комитеты эти не только намѣчаютъ кандидатовъ въ депутаты, но и составляютъ программы; а такъ какъ въ составъ комитета входятъ вліятельные люди довольно разнообразныхъ мнѣній, то программа является результатомъ компромисса, т.-е. лишается идейной стройности и законченности. Кромѣ того, комитеты не расходятся послѣ выборовъ: они слѣдятъ за дѣятельностью депутата, сообщаютъ ему о нуждахъ своего округа, вмѣшиваютъ его въ мелкія провинціальныя дѣла и т. п.
Въ этихъ замѣчаніяхъ Лафитта много вѣрнаго, и парламентскіе пріемы, установившіеся въ періодъ опасной борьбы за существованіе республики, могутъ оказываться по окончаніи этой борьбы болѣе или менѣе вредными. Справедливо, что депутаты, чтобы добросовѣстно выполнить свои полномочія, должны быть вполнѣ независимы, имѣть дѣло непосредственно съ своими избирателями.
Лафиттъ замѣчаетъ, что система выбора по округамъ (scrutin d'arrondissement) не благопріятна для обнаруженія широкихъ политическихъ и общественныхъ теченій. Мы думаемъ, что въ этомъ заключается одна изъ причинъ той тусклости направленія партій, той законодательной вялости, какую обнаружила послѣдняя французская палата депутатовъ. Въ маленькомъ округѣ, гдѣ всего тысячъ десять-пятнадцать избирателей, мѣстныя вліянія нерѣдко преобладаютъ надъ общими интересами. Депутатъ можетъ поэтому представлять не Францію, а своихъ добрыхъ знакомыхъ, авторитетъ которыхъ доставилъ ему большинство на выборахъ. Въ этомъ отношеніи выборы по списку (scrutin de liste) имѣютъ несомнѣнное преимущество: населенію большой провинціи, цѣлаго департамента, предоставляется подавать голосъ за любого кандидата, и мѣстныя вліянія отодвигаются на задній планъ. Какой-либо замѣчательный политическій дѣятель, не съумѣвшій или не захотѣвшій употребить свое парламентское вліяніе въ интересахъ своего прихода, теперь не будетъ избранъ недовольнымъ округомъ; при выборахъ по списку онъ могъ бы получить подавляющее большинство въ департаментѣ. То, что хорошо для мѣстнаго самоуправленія, не годится иногда для широкой государственной дѣятельности. И люди, и средства должны быть различны въ томъ и въ другомъ случаѣ. По замѣчанію Лохвицкаго, "талантливые государственные люди, посаженные въ какой-нибудь conseil général или другое подобное собраніе, ничего тамъ не умѣютъ дѣлать. Тамъ самые лучшіе члены тѣ, которые хорошо знаютъ маленькіе мѣстные интересы. Наоборотъ, появится такой деревенскій пѣтушокъ въ великомъ государственномъ собраніи,-- и голосъ у него пропадаетъ. Англія представляетъ наглядный примѣръ: ея великіе государственные люди выработались вовсе не въ собраніяхъ приходовъ и графствъ, гдѣ часто на выборахъ въ числѣ достоинствъ кандидата приводится количество дѣтей; кто посвящаетъ себя политической карьерѣ, тотъ оставляетъ вовсе провинцію" (Губернія, ея земскія и правительственныя учрежденія). Поэтому значительнымъ улучшеніемъ парламентскихъ порядковъ было бы введеніе вновь выборовъ по спискамъ и расширеніе мѣстнаго самоуправленія, которое устранило бы вторженіе мѣстныхъ и случайныхъ интересовъ въ общегосударственную законодательную дѣятельность. Французская республика до сихъ поръ сохраняетъ систему административной централизаціи, про которую еще Ламне сказалъ: "Avec la centralisation vous avez l'apoplexie au centre et la paralysie aux extrémités" {Съ централизаціей у васъ будетъ апоплексія въ центрѣ и параличъ въ оконечностяхъ.}.
-----
Въ Испаніи никогда но прекращаются волненія, вызываемыя то вождями соціалистовъ, то республиканцами. Довольно давно ничего не слышно о карлистахъ, но, вѣроятно, и они еще существуютъ въ этой странѣ политическихъ контрастовъ и неожиданностей. Въ Санъ-Себастіапѣ были стычки, вызванныя отмѣною нѣкоторыхъ мѣстныхъ законовъ, фуеросовъ. Но кабинетъ Сагасты въ общемъ держится твердо. Ростъ республиканскихъ идей замедлился, а можетъ быть это кажется лишь потому, что уменьшилась возможность устраивать военные заговоры, пронунціаменто, что свидѣтельствуетъ о культурномъ подъемѣ испанскаго общества.
Недавно добровольно удалился отъ политической дѣятельности одинъ изъ наиболѣе блестящихъ государственныхъ людей Испаніи, Эмиліо Кастеляръ. Ораторское искусство Кастеляра считалось на его родинѣ образцомъ совершенства; его рѣчами заслушивались даже ожесточенные противники. Но Кастеляръ, одинъ изъ главнѣйшихъ вождей испанскихъ республиканцевъ, не обнаружилъ въ своемъ образѣ дѣйствій достаточно стойкости и послѣдовательности. Онъ разошелся понемногу съ другими республиканскими вождями, Сальмерономъ, Ни-и-Марголемъ и Зорильей. Съ тѣхъ поръ, какъ испанская монархія приняла болѣе или менѣе либерально-конституціонный характеръ, Кастеляръ началъ уклоняться отъ борьбы противъ монархической формы правленія. Своимъ друзьямъ онъ совѣтуетъ примкнуть къ либеральной партіи, а самъ удаляется съ политической сцены, чтобы посвятить остатокъ своей жизни литературнымъ трудамъ.
Дѣятельность Кастеляра была исполнена блеска и опасностей. Онъ выступилъ сначала профессоромъ, потомъ сталъ журналистомъ, былъ депутатомъ кортесовъ, министромъ, президентомъ недолговѣчной Испанской республики. Въ 1868 году онъ былъ приговоренъ къ смертной казни за участіе въ возстаніи противъ монархіи. Чистота его побужденій, его преданность идеямъ политической свободы стоятъ выше всякихъ подозрѣній. Въ лицѣ Кастеляра Испанія теряетъ одного изъ крупнѣйшихъ и симпатичнѣйшихъ своихъ политическихъ дѣятелей.
Въ жизни другихъ странъ Европы отмѣтимъ избирательное движеніе въ Швеціи и открытіе коринѳскаго канала. Старая сословная система народнаго представительства, которая еще держится въ Швеціи, препятствуетъ правильному политическому развитію этого государства. Кромѣ раздѣленія по сословіямъ, выборы въ риксдахъ совершенно разъединяютъ городское и сельское населеніе. Города выбираютъ относительно вдвое большее число депутатовъ.
Новому риксдагу придется разрѣшать не мало важныхъ вопросовъ. До прошлаго года народное представительство препятствовало правительственнымъ планамъ усиленія милитаризма. Благодаря этому протидѣйствію, просвѣщеніе и благосостояніе Швеціи быстро развивались. Но въ числѣ другихъ крупныхъ недостатковъ шведской конституціи есть слѣдующій: она предоставляетъ королевской власти издавать, помимо риксдага, распоряженія, увеличивающія или уменьшающія пошлины на хлѣбъ и съѣстные припасы. Передъ угрозою отмѣны этихъ пошлинъ, одна изъ партій риксдага, новая земская или сельская, перешла на сторону правительства, и военный законопроектъ былъ принятъ. Швеція обогатилась новыми баталіонами, эскадронами и батареями.
Въ числѣ вопросовъ, которыми займется новый риксдагъ, милитаризмъ и протекціонизмъ -- эти близнецы -- будутъ играть не малую роль. Города и старо-сельская партія стоятъ за свободу торговли, но ихъ раздѣляетъ другой вопросъ: въ странѣ усиливается движеніе въ пользу уравненія городского и сельскаго представительства. Кромѣ того, города желаютъ пониженія ценза при выборѣ во вторую палату съ 800 до 500 кронъ. Придется риксдагу высказаться и по поводу отношеній къ Норвегіи, о натянутости которыхъ мы говорили уже нѣсколько разъ.
Открытіе Коринѳскаго канала, о которомъ мы упомянули выше, составляетъ цѣнное культурное пріобрѣтеніе Греціи и всего міра. Объ этомъ каналѣ мечталъ Александръ Македонскій, о немъ думалъ Неронъ. Путь мимо мыса Матапана далеко не безопасенъ,-- это во-первыхъ; во-вторыхъ, новый капалъ сокращаетъ переѣздъ изъ Константинополя до портовъ Адріатическаго моря на 185 миль, до портовъ Средиземнаго -- на 95 миль. Наиболѣе выгодъ, кромѣ самой Греціи, отъ прорытія Коринѳскаго перешейка получитъ, такимъ образомъ, Австрія, а потомъ Италія.