Засѣданія австро-венгерскихъ делегацій ознаменовались двумя эпизодами, изъ которыхъ одинъ характеренъ для внутренняго положенія Габсбургской монархіи, а другой имѣетъ нѣкоторое значеніе въ международномъ отношеніи. Въ отместку за поведеніе младо-чеховъ въ богемскомъ сеймѣ, нѣмцы въ союзѣ съ чешскими консерваторами (представителями крупнаго дворянскаго землевладѣнія) и съ поляками, что особенно прискорбно, не допустили ни одного младо-чеха въ коммиссію делегаціи. Мы не можемъ, конечно, не пожалѣть о той сценѣ въ богемскомъ сеймѣ, когда младо-чехи изорвали протоколъ засѣданія и насильственно воспрепятствовали большинству подтвердить своимъ постановленіемъ осуществленіе пресловутаго чешско-нѣмецкаго соглашенія. Но надо вспомнить, что это соглашеніе было навязано чешскому народу престарѣлымъ Ригеромъ и вообще старо-чехами, которые поплатились за него разгромомъ своей партіи на общихъ выборахъ. Кромѣ того, несправедливо и неблагоразумно доводить до отчаянія меньшинство, въ особенности когда оно знаетъ, что сочувствіе народа на его сторонѣ. Нельзя не замѣтить, что геройская борьба чеховъ за свои національныя права не встрѣчаетъ въ Европѣ вообще и даже въ Россіи достаточнаго вниманія и симпатіи. Въ послѣднее время, впрочемъ, этою борьбой начали интересоваться французы. Мы помѣщаемъ въ этой же книжкѣ любопытную и безпристрастную статью одного изъ извѣстныхъ французскихъ писателей.
Другимъ эпизодомъ, о которомъ мы выше упомянули, были дружественныя по отношенію къ Россіи заявленія графа Кальноки. Въ германской печати эти заявленія подняли бурю, въ нихъ усмотрѣли желаніе австровенгерскаго правительства сблизиться съ нашимъ отечествомъ въ ущербъ тройственному союзу. National-Zeitung, находящаяся подъ вліяніемъ министра финансовъ Микеля, разразилась рѣзкими упреками графу Кальноки. Для германскаго правительства миролюбивыя заявленія австрійскаго министра иностранныхъ дѣлъ особенно непріятны въ настоящее время, когда близятся выборы въ рейхстагъ. Нѣмецкій народъ пугаютъ нашествіемъ русскихъ, а въ это время руководитель международной политики въ государствѣ, которое находится въ тѣсномъ союзѣ съ Германіей, торжественно говоритъ, что съ Россіей можно и должно жить въ мирѣ.
Небезъинтересно привести нѣсколько данныхъ, свидѣтельствующихъ о неслыханномъ и пагубномъ ростѣ милитаризма, увеличить который настойчиво стремятся теперь императоръ Вильгельмъ II и графъ Каприви. Численность арміи мирнаго времени была:
Стало быть, въ теченіе двадцати трехъ лѣтъ мирный составъ арміи только пяти великихъ державъ увеличился почти на полмилліона (на 492,915 человѣкъ). Но эти цифры не даютъ надлежащаго понятія о размѣрахъ зла, поэтому мы приведемъ данныя о составѣ армій въ военное время. Беремъ тѣ же государства и за тѣ же годы:
*) Считая въ этомъ территоріальную милиціи. Безъ нея -- 1.291,181 (Maurice Block: "L'Europe politique et Sociale", 1893).
Къ этой табличкѣ всякіе комментаріи излишни. Въ этомъ ужасающемъ развитіи вооруженій, въ этой растратѣ духовныхъ и физическихъ силъ особенный "прогрессъ" обнаружили Германія и Италія. Мы не привели числа военныхъ кораблей, но сообщимъ общіе итоги военныхъ расходовъ, сухопутныхъ и морскихъ, въ 1892 году:
Франція 884.000,000 франковъ.
Германія 704.000,000 "
Австро-Венгрія 308.000,000 "
Италія 361.000,000 "
Россія 807.000,000 "
Великобританія въ томъ же году издержала 792 милліонъ франковъ (на армію -- 439, на флотъ -- 353). Содержаніе англійскаго солдата обходится, въ среднемъ, въ 1,942 франка, во Франціи въ 1,234, въ Германіи въ 1,181, въ Италіи въ 905, въ Австро-Венгріи въ 843, въ Россіи 829. На жителя военныхъ расходовъ приходится:
Во Франціи 23,01 франк.
Въ Германіи 14,22 "
" Великобританіи 20,87 "
" Австро-Венгріи 7,45 "
" Италіи 11,99 "
" Россіи 8,67 "
Чтобы не оставлять читателей подъ тяжелымъ впечатлѣніемъ, которое не могутъ не производить эти цифры, чтобы не дать односторонняго понятія о положеніи вещей, мы приведемъ свѣдѣнія другого рода, указывающія на благотворные успѣхи европейскихъ народовъ. Желѣзныя дороги, какъ извѣстно, появились въ 1828 году. Съ того времени до 1 января 1889 г. было построено рельсовыхъ путей на всемъ земномъ шарѣ 571,775 километровъ (въ Америкѣ -- 304,005, изъ которыхъ 251,291 километръ приходится на Сѣверо-Американскіе Соединенные Штаты, въ Европѣ -- 214,258, въ Азіи -- 28,415, въ Австраліи -- 16,790, въ Африкѣ -- 8,309). Изъ европейскихъ государствъ Германія обладаетъ желѣзно-дорожною сѣтью въ 40,575 кл., Франція -- въ 35,263 (нужно замѣтить, что во Франціи очень много каналовъ), Австро-Венгрія -- въ 25,731, Италія -- въ 12,351, Великобританія -- въ 32,054, Россія -- въ 29,414. Новѣйшихъ точныхъ свѣдѣній у Блока нѣтъ, кромѣ Франціи: въ два года, т.-е. къ 1 января 1891 году, желѣзныя дороги увеличились въ этой странѣ на 1,422 кл.
Чтобы не утомить вниманія читателей цифрами, приведемъ еще лишь нѣсколько данныхъ о почтѣ и телеграфѣ.
Названныя государства, слѣдовательно, несомнѣнно двигаются впередъ, за исключеніемъ (по отношенію къ числу писемъ) Италіи, которой великодержавная роль обходится особенно дорого. Любопытно сравнительно малое развитіе почтъ и телеграфа во Франціи. Было бы важно доискаться, чѣмъ это объясняется. Въ указанный періодъ Франція сдѣлала, впрочемъ, и въ этомъ отношеніи, какъ видно изъ приведенныхъ цифръ, необычайные успѣхи. Трудно даже представить себѣ размѣры благосостоянія, до которыхъ поднялись бы европейскіе народы, еслибы производительныя силы населенія не истощались понапрасну, еслибъ люди въ цвѣтѣ силъ не были оторваны отъ общественно-полезнаго труда. Теперь на народное образованіе расходуется во Франціи (въ 1892 г.) 176 милліоновъ франковъ (военные расходы -- 884 м.), въ Великобританіи -- 155 м. (военные -- 792), въ Австро-Венгріи -- 30 (308 м.), въ Россіи -- 66 (807 м.) Если бы цифры бюджета народнаго просвѣщенія и военныхъ расходовъ можно было переставить!
Разоряются милитаризмомъ, какъ намъ многократно приходилось упоминать, не великія только, но среднія и малыя европейскія государства. Телеграфъ сообщалъ недавно (перваго іюня н. ст.), что Греція заключила заемъ въ 100 милл. для оплаты купоновъ по прежнимъ займамъ, на выкупъ займа 1893 года и на частное покрытіе текущаго долга. Заемъ заключенъ на весьма невыгодныхъ условіяхъ и можетъ только отсрочить финансовый кризисъ, главная причина котораго лежитъ въ непомѣрномъ истощеніи страны военными расходами.
Для дальнѣйшихъ судебъ милитаризма исходъ выборовъ въ германскій парламентъ будетъ имѣть, разумѣется, большое значеніе. Если большинство новаго рейхстага окажется на сторонѣ правительственнаго законопроекта, то милитаризмъ еще разъ получитъ освященіе со стороны народной воли и Германская имперія произведетъ новое напряженіе экономическихъ и финансовыхъ силъ, чтобъ удержать за собою военное господство. Другія державы могутъ быть вынуждены поэтому увеличить въ соотвѣтственной степени свои боевыя средства, т.-е. состояніе Европы ухудшится самымъ плачевнымъ образомъ. Если случится противуположное, то каковъ бы ни былъ потомъ образъ дѣйствія Императора Вильгельма II, вступитъ ли онъ въ борьбу съ народнымъ представительствомъ, или признаетъ его рѣшеніе,-- милитаризму будетъ нанесенъ сильный нравственный ударъ и миролюбіе германскаго народа получитъ яркое доказательство.
Надо отдать справедливость графу Каприви: по отзывамъ нѣмецкихъ газетъ, правительство не оказываетъ на этотъ разъ административнаго давленія на избирателей. Правда, въ Германіи было распространено множество газетъ, брошюръ и воззваній съ горячею защитой военнаго законопроекта, и эта пропаганда велась при содѣйствіи администраціи и въ значительной степени, надо полагать, на правительственный счетъ. Послѣдняго нельзя одобрить, такъ какъ изъ суммъ, собираемыхъ со всего народа, нельзя образовывать фонда для агитаціи въ пользу одной партіи, хотя бы партія эта и называлась въ данномъ случаѣ правительствомъ. Но, конечно, защита собственныхъ идей путемъ печати составляетъ право правительства и было бы нелѣпостью этимъ правомъ не пользоваться.
Всѣ послѣднія извѣстія изъ Германіи говорятъ, что избирательный періодъ въ общемъ прошелъ очень спокойно. Предвидѣть исходъ борьбы не представляется никакой возможности. Какъ любопытную особенность теперешняго положенія вещей, надо отмѣтить политическую сходку во Франкфуртѣ-на-Майнѣ, на которой ораторомъ явилась женщина и аудиторія состояла на половину изъ женщинъ, главнымъ образомъ, работницъ. Г-жа Рорлакъ, говорившая въ этомъ собраніи, горячо порицала безучастіе женщинъ къ политическимъ и экономическимъ вопросамъ, которые составляютъ предметы страстной борьбы, самыхъ напряженныхъ усилій и жертвъ со стороны мужчинъ. "Не стыдно ли,-- говорила г-жа Рорлакъ,-- что у насъ говорятъ о всеобщемъ избирательномъ правѣ, когда большая половина взрослаго населенія, то-есть всѣ женщины, которыхъ въ Германіи но послѣдней переписи значительно больше, чѣмъ мужчинъ, не имѣютъ права голоса? Въ Саксоніи даже законъ объ ассоціаціяхъ исключаетъ изъ собраній учениковъ, душевно-больныхъ и замужнихъ женщинъ, какъ бы желая этимъ выразить,-- ядовито прибавила г-жа Рорлакъ,-- что однимъ фактомъ замужства женщина лишается разсудка". Собраніе отнеслось къ рѣчи весьма сочувственно и приняло резолюцію такого содержанія: имперскій канцлеръ при защитѣ военнаго законопроекта обратился, между прочимъ, къ поддержкѣ женъ резервистовъ и матерей новобранцевъ. На этотъ призывъ мыслящія женщины и дѣвушки заявляютъ: мы требуемъ для себя всеобщаго избирательнаго права, въ интересахъ трудящагося народа, среди котораго женщины оказываются не менѣе, если не болѣе страждущими, чѣмъ мужчины; мы требуемъ, чтобы народныя права были не сокращены, а расширены, и чтобы бремя налоговъ было не увеличено, а уменьшено.
Когда іюньская книжка Русской Мысли выйдетъ въ свѣтъ, великій вопросъ, волнующій теперь всю Германію и живо интересующій весь образованный міръ, будетъ уже разрѣшенъ. Медленно, но все подвигается къ разрѣшенію и другой политическій вопросъ первостепенной важности: ирландскій гомруль. Удивительный старецъ, стоящій во главѣ англійскихъ либераловъ, до сихъ поръ выноситъ на своихъ плечахъ главную тяжесть парламентскаго обсужденія своего знаменитаго билля. Несмотря на всѣ усилія оппозиціи, палата общинъ принимаетъ въ третьемъ чтеніи статью за статьею гладстоновскаго законопроекта. Многочисленныя поправки и измѣненія и немаловажные недостатки этого законодательнаго акта не помѣшаютъ ему быть однимъ изъ великихъ историческихъ актовъ, такимъ закономъ, принятіе котораго знаменуетъ необычайное торжество справедливости и начало новой эпохи въ государственной жизни Великобританіи.
Наканунѣ крупнаго событія стоитъ и Франція: скоро кончаются полномочія нынѣшней палаты депутатовъ и должны произойти общіе выборы въ парламентъ. Министры и вожди политическихъ партій разъѣзжаютъ по странѣ и произносятъ програмныя рѣчи. Въ рядахъ республиканцевъ, попрежнему, проходитъ нѣсколько теченій. Министръ-президентъ Дюпюи выставилъ программу съ радикальнымъ оттѣнкомъ и отнесся не совсѣмъ благосклонно къ монархистамъ, которые перешли, по крайней мѣрѣ, на словахъ, на сторону консервативной республики. Констанъ, стремящійся стать министромъ-президентомъ, высказался, наоборотъ, за примиреніе и даже союзъ съ такими консервативными республиканцами. Имъ также намѣченъ длинный рядъ соціальныхъ реформъ. Органъ конституціонной правой, предводимой Піу, Correspondence Indépendante, привѣтствуетъ рѣчь Констана, который заговорилъ, по мнѣнію газеты, новымъ языкомъ, но все еще не удовлетворяетъ присоединившихся къ республикѣ монархистовъ. "Мы считаемъ, прежде всего, необходимымъ,-- заявляетъ Correspondence Indépendante,-- чтобы въ республикѣ образовалась сильная консервативная партія, при существованіи которой только и возможно будетъ правильное парламентское правленіе. Такая программа не можетъ быть выполнена безъ разрыва съ концентраціей республиканской партіи, при которой радикализмъ является господиномъ положенія. О религіозномъ мирѣ не можетъ быть рѣчи съ партіей, сохраняющей, какъ фетишъ, сектантскіе законы, которые, по нашему мнѣнію, должны быть исправлены въ интересахъ свободы, равенства и справедливости. Съ этими оговорками приложеніе программы Констана безспорно было бы шагомъ къ умиротворенію умовъ. Терпимость -- съ одной стороны, всеобщее голосованіе, признанное судьей послѣдней инстанціи,-- съ другой стороны,-- вотъ два пункта, подъ которыми мы подписываемся, замѣчая, однако, что эта политика возможна только при существованіи однороднаго большинства. Наконецъ,-- прибавляетъ газета,-- было бы несправедливо не признать, что Констанъ относится къ намъ съ такимъ вниманіемъ, котораго мы напрасно стали бы искать въ рѣчи Дюпюи".
Изъ-за этихъ фразъ, прикрывающихся великими принципами свободы, равенства и справедливости, довольно ясно выступаютъ и клерикальныя симпатіи, и плебесцитарныя стремленія конституціонной правой. Къ числу фетишей и сектантскихъ законовъ названный органъ этой партіи относитъ, конечно, и законъ, освободившій начальную школу отъ тяжелой руки римско-католической церкви, и законъ, обязывающій военною службой семинаристовъ, и т. п. Этими фетишами не могутъ поступиться даже самыя умѣренныя группы республиканцевъ.
Дюпюи въ другой своей рѣчи постарался смягчить то, что было имъ высказано по адресу переходящихъ на сторону республики монархистовъ. Рѣчь эта, произнесенная въ Альби, заключаетъ въ себѣ, между прочимъ, слѣдующее мѣсто: "Даже тѣ, -- сказалъ министръ-президентъ, -- которые труднѣе всего сдаются передъ очевидностью и на которыхъ, вопреки ихъ добрымъ желаніямъ, тиранически тяготѣютъ воспоминанія о прошломъ, въ концѣ-концовъ, воздали должное республикѣ. Доказательствомъ служитъ тотъ поворотъ, о которомъ такъ много говорили и при которомъ мы, конечно, не присутствовали бы, если бы республика не была образомъ правленія, достойнымъ уваженія, ибо я дѣлаю честь вчерашнимъ противникамъ республики, теперь требующимъ себѣ мѣста въ рядахъ республиканцевъ, предполагая, что они никогда не перешли бы на сторону республиканскихъ учрежденій, если бы не питали къ нимъ уваженія. Я не касаюсь,-- прибавилъ Дюпюи,-- вопроса, намѣрены ли они (недавніе монархисты) побѣдить республику, но констатирую только, что она уже побѣдила ихъ. Я остерегаюсь сказать, что все кончено, и не хочу подражать тѣмъ, которые думаютъ остановить демократическое движеніе, написавъ на своемъ знамени эгоистическій девизъ лѣнивыхъ и удовлетворенныхъ: Beati possidentes. Мое плебейское сердце возмущается противъ мысли о такой остановкѣ. Я полагаю, что передъ нами открытъ безконечный путь прогресса и что мы должны вступить на него съ полною рѣшительностью. Нужно признать, что крупные результаты, добытые до сихъ поръ, могли быть получены только благодаря французской демократіи, мудрость, довѣріе и самоотверженность которой противустояли всѣмъ увлеченіямъ. Къ этой-то демократіи республика и должна все болѣе и болѣе обращать свои взоры и направлять свою реформаторскую дѣятельность, для этой демократіи республика должна осуществить справедливость, обѣщанную революціей".
Съ своей стороны Figaro, устами анонимнаго ветерана политической борьбы, даетъ присоединившимся совѣтъ держаться прежней тактики, идти рука объ руку, не произнося словъ: монархія, имперія, республика. Принципы, по мнѣнію этого анонима, въ избирательной борьбѣ ничего не значатъ, значатъ только люди. Вслѣдъ затѣмъ раскрывается истинный смыслъ этого удивительнаго заявленія: какъ только будутъ выставлены и точно формулированы принципы, такъ консерваторы, конституціонная правая и т. п. немедленно распадутся на дѣйствительныхъ республиканцевъ, хотя и консервативныхъ, на бонапартистовъ, монархистовъ и т. д. Относительно лицъ -- дѣло другое: тутъ можно столковаться и сторговаться.
Одинъ изъ самыхъ умѣренныхъ республиканскихъ органовъ, всегда стоявшій за сближеніе съ монархистами всѣхъ группъ, признавшими республику, съ негодованіемъ отмѣчаетъ эту нелойяльность по отношенію къ странѣ, эту возведенную въ принципъ недобросовѣстность. Journal des Débats справедливо видитъ въ такой консервативной концентраціи неизмѣримо больше зла, чѣмъ въ концентраціи республиканской, которую газета не одобряетъ. Для умѣренныхъ республиканцевъ беззастѣнчивое приглашеніе Figaro особенно непріятно въ настоящій избирательный періодъ: отдѣляясь отъ радикаловъ и соціалистовъ, республиканцы оттѣнка лѣваго центра охотно вступили бы съ союзъ съ новообращенными республиканцами конституціонной правой, но они не могутъ этого сдѣлать, когда послѣднихъ открыто приглашаютъ идти рука объ руку съ непримиримыми врагами республики, съ имперіалистами и орлеанистами.
Для характеристики современнаго положенія вещей во Франціи не безъинтересна статья, напечатанная въ Petite République Franèaise однимъ изъ извѣстныхъ вождей радикальной партіи, Гобле. Онъ полагаетъ, что радикалы не могутъ ни сожалѣть, ни жаловаться на то, что умѣренные республиканцы хотятъ откровенно и рѣшительно порвать связь съ радикалами и соціалистами. Гобле говоритъ, что радикалы и соціалисты сами и первые указывали на печальные результаты республиканской концентраціи, не дававшей возможности ясно и послѣдовательно проводить этимъ партіямъ свои основныя идеи въ законодательство и въ жизнь. Journal des Débats не согласенъ съ этимъ утвержденіемъ. Онъ находитъ, что радикалы и соціалисты пользовались всѣми выгодами концентраціи. Никогда,-- говоритъ газета,-- мы не видали, чтобы Клемансо или Пельтанъ вы. ступали съ парламентской трибуны противъ этой концентраціи. Journal des Débats настаиваетъ на томъ, что именно благодаря такой системѣ радикалы имѣли большее значеніе и многихъ представителей въ кабинетахъ. Отнюдь не одни оппортюнисты правили страною, потому что радикалы не могутъ не признать своими и Фрейсипе, и Буржуа, и Нейтрали, и Вьетта, и другихъ бывшихъ и нынѣшнихъ министровъ. Не безъ ироніи Journal des Débats замѣчаетъ, что когда во главѣ правительства стояли Гобле и Флоке, они не оказались очень сильными реформаторами.