Гольцев Виктор Александрович
Иностранное обозрение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИНОСТРАННОЕ ОБОЗРѢНІЕ.

   Германія переживаетъ тяжелое и опасное время. Правительство императора Вильгельма II не думаетъ отказываться отъ своего военнаго законопроекта. На борьбу съ этимъ законопроектомъ выступаютъ не только либеральныя партіи, но отчасти и центръ, содѣйствіе котораго необходимо для образованія правительственнаго большинства въ рейхстагѣ. Конечно, не будь парламента, новое и столь значительное увеличеніе состава арміи и связанныхъ съ этимъ увеличеніемъ расходовъ было бы осуществлено личною волей императора. Теперь, когда либеральная печать горячо вооружилась противъ непомѣрныхъ, разорительныхъ для народа требованій милитаризма, когда въ парламентѣ правительственные планы будутъ встрѣчены суровою критикой,-- возможно или уменьшеніе военныхъ запросовъ, или даже полное крушеніе законопроекта. Надо отмѣтить, что Вильгельмъ II въ послѣднее время раздражилъ клерикаловъ, союзъ которыхъ необходима, канцлеру Каприви, чтобы добиться на усиленіе арміи согласія рейхстага: на торжественныхъ лютеровскихъ поминкахъ въ Виттенбергѣ императоръ произнесъ рѣчь въ духѣ вѣротерпимости. "Сегодня,-- сказалъ Вильгельмъ II, поднимая лютеровскій бокалъ въ честь евангелическихъ князей Германіи и правительствъ вольныхъ городовъ,-- мы исповѣдали нашу вѣру предъ Господомъ снова, и мы не забываемъ, что это исповѣданіе и сейчасъ связуетъ насъ со всею христіанскою вселенной. Въ немъ покоится связь мира, идущая далѣе раздѣленія. Въ дѣлѣ вѣры нѣтъ принужденія. Здѣсь рѣшаетъ одно лишь свободное убѣжденіе сердца, и сознаніе, что одно оно рѣшаетъ, есть благодатный плодъ реформаціи. Мы, евангелическіе христіане, ни съ кѣмъ не враждуемъ за религію. Но твердо хранимъ мы исповѣданіе Евангелія и готовы за него на смерть. Вотъ мое упованіе, моя молитва и моя надежда. Въ ней укрѣпляетъ меня духъ, вѣющій въ этомъ торжественномъ собраніи", Конечно, въ такой высококультурной странѣ, какъ Германія, идти на смерть за лютеранское вѣроисповѣданіе уже невозможно; но рѣчь Вильгельма II сильно не понравилась сторонникамъ протестантскаго піэтизма и, въ еще большей степени, католикамъ, для которыхъ возвеличиваемый императоромъ Лютеръ является проклятымъ еретикомъ. Римскіе органы клерикализма отзываются о виттенбергской рѣчи въ очень рѣзкихъ выраженіяхъ, moniteur de Home утверждаетъ, что эта рѣчь возбуждаетъ озлобленіе и вноситъ тревогу въ общественное мнѣніе. Газета раздражительно замѣчаетъ, что Пруссія есть страна съ смѣшаннымъ населеніемъ, самую здоровую и жизненную часть котораго составляютъ, будто бы, католики. Поэтому,-- говоритъ Monitezir de Rome,-- Пруссія не должна выступать какъ передовая сила протестантизма. Самый протестантизмъ, -- прибавляетъ газета,-- находится въ полномъ разложеніи.
   Иного отношенія къ благоразумнымъ словамъ императора Вильгельма, высказавшагося за свободу религіознаго исповѣданія, и ожидать, конечно, нельзя было со стороны непримиримаго врага свободы совѣсти и свободы мысли -- римско-католической церкви. Но, какъ замѣтили мы выше, въ самомъ протестантизмѣ существуютъ теченія, сходныя съ клерикальными тенденціями католической церкви, и на этихъ-то протестантскихъ клерикаловъ слова оффиціальнаго главы евангелической церкви могутъ произвести отрезвляющее впечатлѣніе.
   Указанныя реакціонныя стремленія обнаружились въ дѣлѣ профессора богословія въ Берлинскомъ университетѣ Гарнака, напечатавшаго недавно изслѣдованіе объ апостолическомъ исповѣданіи вѣры (Das apostolische Glaubenshekenntniss.). Въ этой книгѣ Гарнакъ, на основаніи точныхъ научныхъ данныхъ и соображеній, отступаетъ по многимъ пунктамъ отъ ученія правовѣрныхъ лютеранъ. Это подняло бурю въ лагерѣ піетистовъ. Послышались требованія лишить еретика-богослова университетской каѳедры. Надѣялись, что крики эти повліяютъ на Вильгельма II. National-Zeitung въ статьѣ Правовѣріе и наука {Die Orthodoxie und die Wissenschaft (NationalZeitung, 9 october).} указывала, что эти крики свидѣтельствуютъ объ умственномъ безсиліи піэтистовъ, объ интеллектуальной неспособности ихъ возражать на доводы Гарнака также доводами, а не попытками насилія. "Ни людей, ни книгъ,-- говоритъ берлинская газета,-- церковная іерархія не можетъ уже сжигать, и что, въ сущности, значатъ проклятія папскаго престола и лютеранскаго синода въ то время, когда въ. Вестминстерскомъ аббатствѣ возвышается памятникъ Дарвину, а французское правительство переноситъ въ Пантеонъ прахъ Ренана?"
   Въ связи съ вопросомъ о новыхъ военныхъ расходахъ общественное мнѣніе Пруссіи и вообще Германіи занято проектами новыхъ податей и преобразованіями или увеличеніями старыхъ налоговъ. Само собою разумѣется, что попытки ввести косвенные налоги или усилить размѣры существующихъ встрѣчаютъ рѣшительное осужденіе со стороны всѣхъ органовъ печати, для которыхъ близки истинные народные интересы. Въ статьѣ о подоходномъ налогѣ, напечатанной въ октябрьской книжкѣ нашего журнала, находятся свѣдѣнія объ этой формѣ обложенія въ разныхъ европейскихъ государствахъ. Вопросъ настолько важенъ, что Русской Мысли придется не одинъ разъ вернуться къ нему. Недавно обнародованныя въ германскомъ Имперскомъ Указателѣ данныя свидѣтельствуютъ о томъ, какими благопріятными результатами сопровождалась недавняя реформа прусскаго подоходнаго налога (были понижены оклады для доходовъ ниже 3,000 марокъ, повышенъ процента съ большихъ доходовъ, введено показаніе самихъ плательщиковъ о величинѣ дохода, причемъ за утайку полагаются сильные штрафы).
   "Податная реформа на этихъ началахъ,-- говоритъ одна петербургская газета {Петербургскія Вѣдомости, 14 октября.},-- привела къ такимъ блестящимъ результатамъ, какихъ даже трудно было бы и ожидать. Доходы государства разомъ увеличились на 45.000,000 марокъ въ годъ, и, притомъ, на самыхъ справедливыхъ, ни для кого но обременительныхъ условіяхъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, получилась изумительно ясная, отчетливая картина всего соціальнаго положенія Пруссіи.
   "Такъ, напримѣръ, изъ 29.895,224 человѣкъ населенія Пруссіи 20.945,227 человѣкъ принадлежать къ семействамъ, доходы которыхъ не превышаютъ 900 марокъ въ годъ, и потому они не подлежать подоходному налогу. Если затѣмъ исключить еще женщинъ, дѣтей и вообще лицъ, не зарабатывающихъ самостоятельно и не получающихъ опредѣленнаго дохода, то съ прибавкою къ живымъ людямъ еще и такъ называемыхъ "юридическихъ лицъ" (банковъ, акціонерныхъ, промышленныхъ предпріятій и проч.),-- общее количество подлежащихъ подоходному налогу составляетъ лишь 2.437,886 (т.-е. живыхъ лицъ и учрежденій). Затѣмъ, данныя министерства финансовъ по подоходному налогу съ детальнѣйшею ясностью опредѣляютъ распредѣленіе богатствъ между прусскими городами и деревнями, отдѣльными лицами и учрежденіями, т.-е., иначе, даютъ полную фактическую картину экономическаго положенія всей страны".
   Заимствуемъ изъ той же газеты слѣдующія данныя о распредѣленіи имущества и доходности въ Пруссіи по отдѣльнымъ группамъ {Петербургскія Вѣдомости, 19 октября.}:
   "Первое мѣсто занимаютъ коллективныя предпріятія (банки, страховыя общества, рудники, фабрики, заводы и проч.), которыя располагаютъ акціонернымъ капиталомъ болѣе четырехъ милліардовъ марокъ. Средняя годовая доходность ихъ опредѣлена въ 332.000,000; подоходное обложеніе даетъ 10.156,743 марки въ годъ.
   Доходъ остальныхъ плательщиковъ подоходнаго налога (т.-е. 2.435,000 человѣкъ) составляетъ 5.724,323,767 марокъ въ годъ. Но какая изумительная картина въ распредѣленіи доходовъ по отдѣльнымъ слоямъ населенія! Изъ общей цифры плательщиковъ болѣе 85 проц. (т.-е. свыше 2.000,000 человѣкъ) имѣютъ доходъ лишь "до 3,000 марокъ въ годъ", и только не много болѣе 13 проц. (316,000 человѣкъ) имѣютъ доходя" "свыше 3,000 марокъ въ годъ". Изъ этой послѣдней группы значительное большинство владѣетъ доходомъ до 9,500 марокъ; 1,660 человѣкъ -- отъ 48,000 до 60,000, 700 человѣкъ -- отъ 120,000 до 200,000 и т. д. Словомъ, чѣмъ выше доходность, тѣмъ меньшее количество лицъ числится въ каждой градаціи доходовъ. Общая же пирамида состоятельности, имѣя въ основаніи около 2.500,000 отдѣльныхъ плательщиковъ, заканчивается двумя крезами, съ доходомъ отъ 5.000,000 до 7.000,000 марокъ у каждаго, которые уплачиваютъ государству 504,000 марокъ въ годъ.
   Помимо указаннаго распредѣленія доходовъ по слоямъ населенія, большой интересъ представляетъ также и распредѣленіе ихъ по родамъ промышленности. Какъ видно изъ статистическихъ данныхъ прусскаго министерства финансовъ, доходы отъ торговли составляютъ 982.000,000 марокъ; доходы отъ напитковъ -- 912.000,000 марокъ; доходы отъ земли -- 755.000,000 марокъ. Такимъ образомъ, въ Пруссіи, при высокой сравнительно земледѣльческой культурѣ, доходность земли ниже остальныхъ источниковъ доходовъ.
   Слѣдуетъ отмѣтить, что изъ 2.435,000 человѣкъ, которые платятъ подоходный налогъ въ Пруссіи, почти полтора милліона живутъ въ городахъ и общій доходъ ихъ составляетъ около 4 милліард. марокъ. Доходъ милліона сельскихъ плательщиковъ не достигаетъ двухъ милліардовъ.
   Frankfurter-Zeitung указываетъ на многія несовершенства дѣйствующей въ Пруссіи податной системы. Такъ, заявленія самихъ плательщиковъ податей начинаются лишь съ дохода въ 3,000 марокъ. По отношенію къ доходамъ меньшаго размѣра (отъ 900 марокъ до 3,000) предсѣдателямъ оцѣночныхъ коммиссій предоставляется право приглашать плательщиковъ для дачи показаній. Въ результатѣ оказалось, что плательщики низшаго разряда (отъ 900 до 4,200 марокъ) заплатили въ первый годъ по введеніи реформы 4.045,888 марокъ болѣе, чѣмъ въ предшествовавшій годъ {FrankfurterZeitung, 17 October.}. Frankfurter-Zeitung и другія либеральныя газеты указываютъ на необходимость дальнѣйшихъ улучшеній въ постановкѣ подоходнаго налога, т.-с. въ новыхъ облегченіяхъ для доходовъ малаго размѣра и въ увеличеніи процента обложенія для большихъ доходовъ.

-----

   Намъ приходилось уже нѣсколько разъ упоминать, что преобразованіе податной системы стоитъ на очереди и во Франціи. Депутатъ Можанъ внесъ въ парламентъ предложеніе, подписанное ста тридцатью его товарищами и имѣющее въ виду установленіе смѣшаннаго налога на доходъ и на капиталъ {Другія предложенія Можана направлены къ расширенію государственныхъ промышленныхъ предпріятій, къ монополіи ректификаціи алкоголя и къ улучшенію налога съ наслѣдства.}. Докладчикъ коммиссіи, разсматривавшей предложеніе Можана, Мерду, высказывается за прогрессивный подоходный налогъ и за опредѣленіе высоты разнаго вида доходовъ по заявленію плательщиковъ. Парламентъ и даже сенатъ постепенно приходятъ къ убѣжденію въ необходимости распредѣлить податную тяжесть болѣе справедливымъ образомъ и, въ то же время, поддержатъ законодательнымъ путемъ насущные интересы труда. Въ недавнее время новый шагъ впередъ сдѣлало во Франціи фабричное законодательство, обставляя лучшими условіями работу женщинъ и дѣтей. Знаменитая стачка въ Кармо, которая велась рудокопами не изъ-за повышенія платы, а по чисто-политическому мотиву, изъ желанія отстоять отъ вліянія предпринимателей свободу подачи голосовъ,-- благодаря разумному образу дѣйствія министра-президента Лубе и министра публичныхъ работъ Вьетта,-- кончилась вполнѣ благополучно. Даже радикальныя газеты, какъ Slatin и Paris, первоначально нападавшія на правительство за то, что оно уклонялось отъ прямаго вмѣшательства въ пользу рабочихъ, признаютъ справедливость и практичность приговора, произнесеннаго Лубе, какъ третейскимъ судьей между компаніей въ Кармо и рабочими. Дѣло уладилось благополучно, къ войскамъ правительство не прибѣгало, и углекопы принялись снова за свой тяжелый трудъ, одержавши политическую побѣду.
   Ранъ {Paris, 20 octobre.} замѣчаетъ, что засѣданіе палаты депутатовъ, когда представитель компаніи въ Кармо, баронъ Рейль, вынужденъ былъ, подъ нравственнымъ давленіемъ парламента, согласиться на третейскій судъ, составить эпоху въ отношеніяхъ между трудомъ и капиталомъ во Франціи. Посредничество и третейскій судъ вводятся въ законодательство, и этимъ создается надежда на возможность спокойнаго разрѣшенія столкновеній противуположныхъ интересовъ. Возникаетъ новое право,-- говоритъ Ранъ въ заключеніе своей статьи.

-----

   Смерть Ренана вновь пробудила ненависть къ нему клерикаловъ. Не смущаясь этою ненавистью, правительство предложило парламенту перенести тѣло знаменитаго мыслителя, вмѣстѣ съ останками Кине и Мишле, въ усыпальницу великихъ людей Франціи,-- въ Пантеонъ. Собственно политическаго значенія Ренанъ никогда не имѣлъ, да и не могъ имѣть, потому что онъ уклонялся отъ общественной борьбы и былъ, дѣйствительно, "жизнерадостнымъ скептикомъ". При имперіи, однако, Ренанъ, какъ представитель свободнаго изслѣдованія въ области религіозныхъ вопросовъ, возбуждалъ озлобленное гоненіе. Французскія газеты полны восторженныхъ отзывовъ о покойномъ мыслителѣ. Если исключить похвалы его несравненному литературному таланту, то остальное въ отзывахъ о Ренанѣ нельзя не признать большимъ преувеличеніемъ. По справедливому замѣчанію Густава Жеффруа {La Justice, 3 octobre.}, Ренанъ возбуждалъ удивленіе, но многихъ и отталкивалъ отъ себя своимъ дилетантизмомъ, вызывающимъ благодушіемъ своего оптимизма. Отъ него желали большаго вниманія къ общественнымъ вопросамъ. Но Ренанъ создалъ себѣ для прогулокъ мысли висячій садъ, изъ котораго рѣдко удостоивалъ спускаться на землю. Жеффруа высоко цѣнить, однако, полную труда жизнь Ренана и называетъ его однимъ изъ ликвидаторовъ прошедшаго и подготовителей новой эры для человѣчества.
   Не безполезно напомнить нѣкоторыя изъ идей, которыя съ удивительнымъ мастерствомъ языка излагалъ Ренанъ въ своихъ многочисленныхъ сочиненіяхъ.
   Указывая на то, что христіанство (римско-католическая церковь) обнаруживало нетерпимость, Ренанъ спѣшитъ прибавить, что духъ ученія Христа исключаетъ такую нетерпимость. Мысль о безусловной свободѣ убѣжденія и изслѣдованія была особенно дорога для французскаго философа.
   Аристократическою меланхоліей проникнута книга Ренана о Маркѣ Авреліи, его желаніе представить себѣ современнаго Марка Аврелія, его вопросы о томъ, будетъ ли когда-либо человѣчество управляться лучшими людьми -- философами. Въ то же время, Ренанъ глубоко вѣрить въ мощь научнаго изслѣдованія. Онъ возстаетъ противъ попытокъ съузить значеніе науки, приспособить ее къ двору или салону (Avenir de la Science). Въ неустанномъ стремленіи къ истинѣ Ренанъ видитъ самую прекрасную форму жизни. Нѣтъ ничего выше истины, искренности этой жизни. Жить -- значитъ быть спутникомъ звѣздъ, познавать, надѣяться, любить, восхищается, дѣлать добро. Торжество науки, -- говорилъ Ренанъ въ рѣчи при его пріемѣ въ члены французской академіи, -- есть въ дѣйствительности торжество идеализма. Но на ряду съ такими ясными и симпатичными утвержденіями у Ренана постоянно звучитъ и нотка скептицизма. Въ политическихъ и философскихъ вопросахъ, признавался Ренанъ, отвѣчая на рѣчь Пастера въ академіи же, посвященную Литтре, онъ всегда на сторонѣ собесѣдника, всегда ищетъ въ мнѣніи этого собесѣдника заключающуюся въ немъ часть истины. Такая наклонность ума хороша и необходима для ученаго, для философа; она не можетъ существовать у человѣка, охваченнаго опредѣленною высокою идеей, которая требуетъ своего воплощенія въ общественной жизни.

-----

   Одною изъ такихъ идей является въ современномъ обществѣ идея мира, надъ которою издѣваются шовинисты, способные и, въ особенности, неспособные носить оружіе. Благородная пропаганда необходимости прекратить кровопролитныя войны между государствами ведется на западѣ Европы съ достойными глубокаго уваженія настойчивостью и постоянствомъ. Въ сентябрѣ нынѣшняго года въ Женевѣ происходилъ очередной конгрессъ членовъ института международнаго права и сравнительнаго законодательства. Тихо и спокойно поработали ученые, съѣхавшіеся съ разныхъ концовъ Европы. Явились профессора Баръ, Перельцъ и Гартманъ изъ Германіи, Бруза и Пасквале Фіоре изъ Италіи, Артуръ Дежарденъ, генеральный прокуроръ французскаго кассаціоннаго суда, швейцарецъ Муанье, основатель "Краснаго Креста", и многіе другіе. Роленъ-Жакменъ, одинъ изъ основателей института международнаго права, сложилъ съ себя званіе генеральнаго секретаря, потому что отправляется на долгое время въ Сіамъ, куда призываетъ его для законодательныхъ работъ сіамскій царь. Изъ трудовъ конгресса упомянемъ докладъ Бара о допущеніи и высылкѣ иностранцевъ, обсужденіе вопроса о выдачѣ уголовныхъ преступниковъ (въ томъ числѣ динамитчиковъ). Конгрессъ постановилъ образовать международное бюро, которое должно издать въ подлинникѣ съ французскимъ переводомъ всѣ договоры, заключаемые между государствами. Швейцарское правительство выразило полное сочувствіе этому постановленію и намѣрено обратиться къ правительствамъ другихъ державъ съ приглашеніемъ созвать для этой цѣли особую конференцію. Слѣдующій конгрессъ предполагается въ 1894 году, въ Кембриджѣ.
   Мы упоминали уже {Въ иностранномъ обозрѣніи сентябрьской книжки Русской Мысли.} о конгрессѣ мира, который собирался въ Бернѣ въ нынѣшнемъ августѣ. Теперь намъ доставлена очень интересная брошюра Густава Бьёрклунда: Вооруженный миръ. Брошюра эта была препровождена конгрессу мира отъ имени шведскаго общества мира. Авторъ доказываетъ, что прогрессъ знанія ведетъ къ тому, что государства должны организовать свои взаимныя отношенія на началахъ права и союзпости. Произвольная независимость державъ уступаетъ постепенно мѣсто юридическому общенію.
   Среди глубокаго мира,-- говоритъ шведскій авторъ,-- государства терпятъ отъ постоянныхъ армій такую же задержку въ умственномъ и нравственномъ развитіи, какъ и во время войны. Въ одномъ случаѣ зло острое, въ другомъ -- хроническое. Война, какъ и войско въ мирное время непроизводительно поглощаютъ продукты производительнаго народнаго труда. Вооруженный миръ, кромѣ того, губитъ множество людей. Прежде всего, если бы не существовало тягостныхъ военныхъ расходовъ, общество могло бы спасти отъ преждевременной смерти десятки и сотни тысячъ людей, погибающихъ теперь отъ плохаго питанія, отъ нездоровыхъ жилищъ. Смертность между солдатами, несмотря на то, что для военной службы отбираются здоровые люди въ цвѣтѣ силъ, гораздо значительнѣе, чѣмъ для остальнаго населенія. Въ Великобританіи она равнялась, напримѣръ,0,93% для невоенныхъ и 1,61% для военныхъ, во Франціи -- 0,96% и 1,64%, въ Италіи -- 0,95% и 1,59%. Совпаденіе процента смертности указываетъ на то, что причиною ея увеличенія во всѣхъ государствахъ являются именно условія военной службы.
   Во имя чего приносятся такія тяжелыя жертвы? Быть можетъ, ихъ требуютъ интересы справедливости и свободы? Нѣтъ,-- отвѣчаетъ Бьёрклундъ,-- вооруженный миръ ни на шагъ не подвигаетъ насъ въ этомъ отношеніи, международное положеніе попрежнему носитъ анархическій характеръ. Менѣе сильное государство ничѣмъ не ограждено, при господствѣ милитаризма, отъ вѣроломнаго и хищническаго нападенія своего могущественнаго, въ военномъ смыслѣ слова, сосѣда или союза сосѣдей. И выходитъ такъ, что ни одна нація не можетъ разоружиться, если не раздружатся всѣ другія, потому что иначе она рискуетъ потерять свою политическую и гражданскую свободу. Но такая взаимная зависимость на почвѣ милитаризма есть несомнѣнный и страшный еще остатокъ варварства, пережитый, къ счастью, людьми въ предѣлахъ каждаго отдѣльнаго государства. Со всякимъ шагомъ просвѣщенія мы приближаемся къ паденію этого порядка вещей. Не будь этой сложившейся вѣками системы, народы сами по себѣ не схватились бы для взаимнаго истребленія и съумѣли бы согласовать свои различные въ нѣкоторыхъ случаяхъ интересы вполнѣ мирнымъ путемъ.
   Къ сожалѣнію, и на западѣ Европы, и у насъ, съ неправильными ссылками на современную науку {Современная наука. Выпускъ I. Психологія войны. Очеркъ Д. А. Коропчевскаго.}, раздаются голоса, утверждающіе, что безъ войны человѣчество покуда обойтись не можетъ. Такъ, въ присланной намъ книжечкѣ г. Коропчевскаго Психологія войны мы читаемъ слѣдующее: "Уже при отдаленныхъ раскатахъ военной грозы мы всѣ преображаемся: наша мирная жизнь кажется намъ чѣмъ-то мелкимъ, почти постыднымъ по своему эгоизму, и единственно благородною, возвышенною, завидною дѣятельностью для насъ является война. Если намъ нельзя принять въ ней непосредственнаго участія, мы относимся къ ней съ самымъ искреннимъ, задушевнымъ сочувствіемъ. Мы жадно слѣдимъ за военными извѣстіями и при этомъ не только глубоко симпатизируемъ усиліямъ нашихъ войскъ и гордимся ихъ успѣхами, но и ненавидимъ непріятелей и радуемся ихъ неудачамъ и потерямъ. Насъ охватываетъ нѣчто вродѣ опьяненія: чѣмъ крупнѣе цифры убитыхъ и раненыхъ непріятелей, тѣмъ сильнѣе въ насъ ощущеніе радости и гордости".
   Что война вызываетъ всѣ кровожадные и хищническіе инстинкты въ человѣкѣ, смягченные и уничтожаемые просвѣщеніемъ,-- это несомнѣнно, въ этомъ и заключается ея проклятіе. По изображенное г. Коропчевскимъ состояніе духа могутъ въ наше время испытывать лишь начитавшіеся Купера или Густава Эмара гимназисты и родственные имъ воинственные публицисты. Г. Коропчевскій говоритъ, что безсильны и жалки голоса, раздающіеся противъ военнаго строя европейской жизни. Это большая близорукость, по нашему мнѣнію. Въ свое время называли безсильными и жалкими голоса Вильберфорса, Бичеръ-Стоу и многихъ другихъ благородныхъ защитниковъ справедливости и гуманности, а подъ вліяніемъ такихъ "безсильныхъ и жалкихъ" голосовъ падало рабство, воцарялась свобода. И нѣтъ сомнѣнія, что ростъ гуманныхъ идей все ускоряется, все болѣе и болѣе устраняетъ такія архаическія учрежденія, которыми, какъ милитаризмомъ въ особенности, поддерживаются и питаются тѣ стремленія въ человѣкѣ, какія въ немъ противупоставляются образу Божію въ качествѣ звѣринаго образа.

-----

   Борьба народностей и партій вновь обострилась въ Австро-Венгріи. Въ цислейтанской делегаціи младочешскій депутатъ Эймъ произнесъ обширную рѣчь противъ тройственнаго союза, доказывая вредъ германской гегемоніи, возможность и пользу сближенія Австріи съ Россіей. Рѣчь эта вызвала миролюбивыя заявленія со стороны графа Кальноки и бурю негодованія со стороны австро-нѣмецкихъ, мадьярскихъ и польскихъ газетъ. Поворотъ въ политикѣ графа Таафе въ сторону австро-нѣмецкихъ централистовъ повелъ къ сближенію всѣхъ чешскихъ партій и къ съѣзду богемскихъ и моравскихъ депутатовъ, на которомъ было постановлено соединенными усиліями бороться за чешское государственное право. Среди австрійскихъ демократовъ возникла мысль, за которую выступилъ Deutsches Volksblatt, созвать въ Вѣнѣ представителей населяющихъ Австрію народностей. Кромѣ славянъ, въ конференціи предполагается участіе нѣмцевъ христіано-соціальной партіи и румынъ. По всей вѣроятности, правительство не дозволитъ этого съѣзда, цѣлью котораго провозглашается борьба за превращеніе Австро-Венгріи въ федеральное государство.
   Не въ лучшемъ положеніи, чѣмъ Цислейтанія, находится теперь и Транслейтанія. Кабинетъ Сапари вышелъ въ отставку, и одною изъ главнѣйшихъ причинъ этого паденія было столкновеніе министерства съ католическимъ духовенствомъ изъ-за введенія гражданскаго брака и вѣротерпимости. Кромѣ того, Сапари, мечтавшій о полномъ примиреніи мадьяръ съ Габсбургскою имперіей, сдѣлалъ ошибку въ извѣстной читателямъ по газетамъ исторіи съ возложеніемъ гонведами вѣнка на памятникъ генералу австрійской арміи, боровшейся съ возстаніемъ венгровъ въ 1848 году. Neue Freie Presse считаетъ возникшій теперь вопросъ объ отношеніяхъ государства къ церкви основнымъ вопросомъ политическаго положенія въ Венгріи. Газета обвиняетъ въ начавшейся распрѣ римско-католическое духовенство, и она права, потому что министръ вѣроисповѣданій, Цаки, стоялъ только за основныя начала вѣротерпимости, упорно отрицаемыя католицизмомъ. Для всякаго венгерскаго правительства, замѣчаетъ вѣнская газета, предстоитъ теперь выборъ между двумя рѣшеніями: или подчиниться требованіямъ примаса Венгріи, Васари, или дать энергичный отпоръ этимъ притязаніямъ. Новый министръ-президентъ Векерле (министръ финансовъ въ кабинетѣ Сапари) по своимъ воззрѣніямъ близокъ къ Цаки, стало быть, столкновеніе государства съ римско-католическою церковью грозить принять опасный характеръ. Оно не можетъ не отразиться и на международномъ положеніи Австро-Венгріи, ослабляя силу тройственнаго союза. Римскій престолъ и безъ того обнаруживаетъ неблагосклонность къ лигѣ мира, стараясь, въ то же время, поддержать хорошія отношенія съ правительствомъ Французской республики. Главнымъ врагомъ непогрѣшимаго папы остается, конечно, итальянское королевство, утвердившее свою столицу въ Римѣ. Но вліяніе ватиканскаго узника въ самой Италіи не до такой степени велико, чтобы создавать королю Гумберту и его правительству непреодолимыя затрудненія. Несмотря на враждебность, не утихающую между Ватиканомъ и Квириналомъ, недавніе общіе выборы въ палату депутатовъ окончились рѣшительною побѣдой кандидатовъ, выступавшихъ сторонниками кабинета Джіолитти. Въ Италіи это еще не обезпечиваетъ министерству долговѣчности, потому что Криспи, напримѣръ, былъ низвергнуть въ парламентѣ, гдѣ первоначально за него было громадное большинство. Главнымъ предметомъ опасеній для министерства является финансовый дефицитъ. Италія разстроена экономически, производительныя силы страны истощаются непомѣрными военными расходами. Расходы эти равняются 260.065,496 лиръ {Несмотря на усилія короля Гумберта, пришлось, все-таки, значительно сократить военный бюджетъ сравнительно съ прошлыми годами.}. На флотъ ушло въ 1891--92 году 105.434,615 лиръ {La Tribuna, 13 ottobre.}. Кабинету Джіолитти придется или изыскать новые источники доходовъ,-- что является дѣломъ въ высшей степени труднымъ,-- или вступить, несмотря на неудовольствіе въ Берлинѣ, на путь серьезныхъ сокращеній въ военныхъ расходахъ.

В. Г.

"Русская Мысль", кн.XI, 1892

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru