Бываютъ явленія, которыя въ извѣстный моментъ захватываютъ напряженное вниманіе общества, вызываютъ чрезмѣрную радость или совершенную панику. Иногда такого рода явленія имѣютъ дѣйствительно огромную важность, свидѣтельствуя объ окончаніи одного историческаго процесса или знаменуя наступленіе новаго. Случается и такъ, что нашумѣвшіе факты исчезаютъ, не оставивъ серьезнаго слѣда, потому что ихъ появленіе вызвано было или случайными причинами, или некрупными, въ общественномъ смыслѣ слова, силами. Въ числу явленій послѣдней категоріи принадлежитъ рядъ динамитныхъ взрывовъ въ Парижѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ городахъ Западной Европы. Взрывы эти устроены одною группой анархистовъ, которая желаетъ такимъ путемъ содѣйствовать наступленію новаго порядка вещей, анархіи, т.-е. безвластія. Печальное недоразумѣніе, на которомъ покоится такая цѣль, и пагубная преступная дорога, выбранная для ея достиженія, ни въ какомъ случаѣ не могутъ характеризовать современнаго настроенія европейскихъ рабочихъ массъ, не соотвѣтствуютъ стремленіямъ, надеждамъ и способу дѣйствія даже крайнихъ фракцій той партіи, которая въ Германіи носитъ названіе соціалъ-демократической, въ другихъ странахъ -- соціалистической. День 1 мая, выбранный для международной манифестаціи рабочаго класса, повсюду прошелъ благополучно. Основнымъ требованіемъ рабочихъ является теперь восьмичасовой рабочій день, и требованіе это для многихъ государственныхъ людей не звучитъ утопіей, хотя исполненія его въ ближайшемъ будущемъ и нельзя ожидать. Гладстонъ на просьбу рабочихъ принять ихъ депутацію для бесѣды по этому вопросу отвѣтятъ секретарю организаціоннаго комитета Шинтону слѣдующимъ письмомъ: "Я получилъ ваше письмо съ сообщеніемъ желанія лондонскаго промышленнаго совѣта имѣть свиданіе со мной по вопросу о биллѣ, направленномъ къ введенію восьмичасоваго рабочаго дня во всѣхъ отрасляхъ промышленности въ странѣ. Мнѣ нечего говорить, что я съ уваженіемъ и полныхъ вниманіемъ отнесусь ко всѣмъ взглядамъ и соображеніямъ, которыми совѣтъ почтитъ меня, но я всегда держался того мнѣнія, что наиболѣе подходящимъ моментомъ для устнаго обсужденія законодательныхъ мѣропріятій въ бесѣдахъ съ депутаціями является время, непосредственно предшествующее разсмотрѣнію соотвѣтствующихъ предложеній законодательнымъ порядкомъ; между тѣмъ, нѣтъ вѣроятія ожидать серьезнаго обсужденія въ парламентѣ этого важнаго предмета то тѣхъ поръ, пока вниманіе всѣхъ классовъ, которыхъ онъ касается, не будетъ сосредоточено на немъ въ такой мѣрѣ, чтобы пролить свѣтъ на практическую осуществимость и послѣдствія примѣненія однообразнаго и принудительнаго правила къ безконечному почти числу въ высшей степени разнообразныхъ промысловъ. Я положительно думаю, что этотъ вопросъ не подвергся еще настолько обстоятельному разсмотрѣнію со стороны упомянутыхъ мною классовъ, чтобы позволить мнѣ въ какой бы то ни было мѣрѣ разсмотрѣть его въ бесѣдѣ съ депутаціей; и такъ какъ мнѣ трудно справиться со всѣми обязательствами, уже лежащими на мнѣ, я былъ бы чрезвычайно обязанъ вамъ, если бы вы по возможности освободили меня отъ бесѣды, которая въ настоящее время не можетъ принести никакой пользы". Лордъ Солсбери заявилъ рабочимъ также о своемъ вниманіи и сочувствіи ихъ интересамъ и возражалъ также съ практической точки зрѣнія. По его мнѣнію, обязательное введете въ Англіи восьмичасоваго рабочаго дня повело бы къ выселенію капиталистовъ-фабрикантовъ, поставленныхъ въ невыгодныя услсзія для міровой конкурренціи. Слѣдуетъ замѣтить, великобританскій министръ-президентъ справедливо указываетъ на необходимость принимать въ соображеніе при рабочемъ законодательствѣ международныя условія. Многое можетъ и должно совершиться для огражденія интересъ рабочаго класса путемъ національнаго законодательства; но нѣкоторыя изъ важнѣйшихъ задачъ въ этой области могутъ быть вполнѣ удачно разрѣшены только путемъ международнаго, по крайней мѣрѣ, обще-европейскаго соглашенія. Къ сожалѣнію, развитіе фабричнаго законодательства на западѣ Европы, а въ особенности у насъ, пріостановилось. Наши "патріоты", проповѣдующіе протекціонизмъ, желаютъ покровительствовать товару и фабриканту, а не рабочему. Огораживаясь отъ иностраннаго соперничества путемъ всяческихъ тарифовъ, русскіе фабриканты съ неменьшею настойчивостью огораживаются отъ исполненія самыхъ законныхъ нуждъ и желаній со стороны рабочихъ.
Само собою разумѣется, что на западѣ Европы поперекъ дороги къ уіучшенію экономическаго положенія рабочихъ классовъ стоитъ развитіе милитаризма. Италія уже дождалась того, что разстроила военными расходами свое государственное хозяйство. Кабинетъ ди-Рудини не могъ свести концы съ концами, предполагались новые займы, норые налоги. Послѣ горячихъ преній въ парламентѣ, министерство пало, и сформированіе новаго поручено Джіолитти, сильная рѣчь котораго повліяла на пораженіе кабинета. Но дѣло идетъ, конечно, не о большемъ или меньшемъ финансовомъ искусствѣ государственныхъ людей Италіи, а о томъ, возможно ли устранить главную причину финансоваго, разстройства, т.-е. чрезмѣрныя траты на вооруженія. Король Гумбертъ желаетъ остаться вѣрнымъ союзникомъ Германіи и Австро-Венгріи, участіе же въ тройственномъ союзѣ налагаетъ тягостныя обязательства. Германская печать не безъ тревоги слѣдитъ за развитіемъ итальянскаго кризиса. Нѣкоторыя газеты опасаются, какъ бы онъ не повлекъ за собою выхода Италіи изъ тройственнаго союза, другія предостерегаютъ самую Германію отъ печальной участи ея союзницы. Правящіе нѣмецкіе круги прилагаютъ, конечно, старанія, чтобы укрѣпить итальянское правительство въ мысли держаться той международной политики, которой держались Крисни и Рудина.
Neue Freie Presse признаетъ итальянскій министерскій кризисъ серьезнымъ и разрѣшеніе его труднымъ. Бывшій (въ кабинетѣ Рудини) министръ финансовъ Коломбо ставилъ вопросъ пряно и точно: необходимо или уменьшить армію на два недавно сформированные корпуса, или произвести рядъ крупныхъ сокращеній въ расходахъ по гражданскому управленію. Множество должностей, (подпрефектовъ и т. п.) можно было бы сократить не только безъ вреда, но къ прямой выгодѣ управленія, которое страдаетъ въ Италіи отъ избытка бюрократизма.
Кромѣ финансовыхъ и экономическихъ затрудненій, союзъ съ Германскою имперіей приноситъ итальянскому обществу и другія заботы. Канцлеръ Каприви въ одной изъ рѣчей, произнесенныхъ въ рейхстагѣ, сказалъ, между прочимъ, слѣдующее: "Благодаря Бога, мы въ Пруссіи далеки отъ парламентскаго управленія". Естественно, что итальянскія либеральныя газеты выступили съ рѣшительнымъ осужденіемъ этой фразы. Реакція, носителями которой являются нынѣшніе германскіе правители, разумѣется, недолговѣчна, но она, все-таки, реакція я можетъ создавать затрудненія не только законнымъ стремленіямъ нѣмецкаго общества, но и вліять въ этомъ же направленіи на ходъ политическихъ дѣлъ въ другихъ государствахъ, въ особенности у втянутыхъ въ интересы тройственнаго союза.
Берлинскій корреспондентъ Русскихъ Вѣдомостей {Русскія Вѣдомости, No 120.} сообщаетъ, что обнаруживаются признаки недовольства даже у долготерпѣливаго нѣмецкаго Михеля. Правительство намѣрено требовать у парламента новыхъ милліоновъ на усиленіе вооруженій. "Если нынѣшнее правительство, -- говорятъ корреспондентъ,-- дѣйствительно имѣетъ въ виду потребовать у палаты нѣсколько милліоновъ новыхъ военныхъ кредитовъ, оно въ этотъ разъ встрѣтитъ такой отпоръ, какого не встрѣчало даже во время извѣстной борьбы изъ-за септената. Не только свободомыслящіе и соціалъ-демократы, но и масса умѣренныхъ бюргеровъ вспомнятъ теперь, какъ Бисмаркъ съ прусскими военными авторитетами еще недавно увѣряли палату, что реформа военнаго устройства завершена и что надолго не понадобится больше добавочныхъ расходовъ. Уже теперь, какъ только появились слухи о военномъ проектѣ, печать забила тревогу, а населеніе внимательно прислушивается къ шуму. Никто еще не знаетъ подробностей, но, судя по намекамъ оффиціальныхъ газетъ, военное министерство проектируетъ увеличеніе кадровъ".
Германское общественное мнѣніе, помѣшавшее недавно реакціонной ломкѣ народной школы, доказало свою силу, свой могущественный нравственный авторитетъ, передъ которымъ должна была отступить личная воля императора Вильгельма II. Оптимизмъ корреспондента Русскихъ Вѣдомостей имѣетъ поэтому достаточное основаніе. Но бѣда въ томъ, что вопросъ о новомъ усиленіи милитаризма можетъ быть, при достаточной ловкости, превращенъ въ вопросъ о безопасности государства, объ его самосохраненіи. Общество можно первоначально встревожить мнимыми воинственными замыслами восточнаго и западнаго сосѣдей, а потомъ указать на перевѣсъ ихъ военныхъ силъ. Затѣмъ должно послѣдовать обращеніе къ патріотизму, воззваніе къ высокой обязанности жертвовать всѣмъ достояніемъ ради величія военно-бюрократической машины, называемой Гогенцоллернскою монархіей,-- и большинство парламента разрѣшитъ кредиты.
Для образованія этого большинства необходимо, во всякомъ случаѣ, содѣйствіе центра, а центръ недоволенъ тѣмъ, что правительство взяло назадъ школьный законопроектъ Цедлица. Но католикамъ Германіи могутъ быть сдѣланы уступи въ другомъ отношеніи. Дальновидные политики, руководящіе изъ Рима католическимъ міромъ, умѣютъ пользоваться какъ успѣхами, такъ и затрудненіями своихъ вольныхъ и невольныхъ друзей, умѣютъ мириться съ несомнѣннымъ пораженіемъ, изыскивая, въ то же время, средства, чтобы парализировать его результаты. Въ этомъ отношеніи весьма поучительно новое посланіе папы Льва XIII къ французскимъ кардиналамъ {Выдержки изъ этого посланія приводимъ по переводу газеты Новости (No 117).}. Франція называется здѣсь старшею дочерью церкви, христіаннѣйшею націей. Папа повторяетъ французскимъ католикамъ слова своей энциклики: "Да не будетъ болѣе между вами партій. Пусть водворятся, напротивъ того, полное единство, дабы отстаивать сообща то, что стоитъ превыше всѣхъ земныхъ благъ, а именно: религію -- дѣло Христа Спасителя. Здѣсь, какъ и во всемъ прочемъ, ищите сперва Царствія Божія и Его правды, все же остальное приложится вамъ".
Какія же средства рекомендуетъ святой отецъ для достиженія этой благой цѣли, для этого, какъ будто, полнаго отдѣленія церковныхъ и государственныхъ задачъ?
"Мы объяснили,-- говоритъ Левъ XIII,-- и повторяемъ еще разъ, но избѣжаніе всякихъ недоразумѣній, что однимъ изъ такихъ средствъ является признаніе безъ всякой задней мысли и съ полною искренностью, подобающею христіанину, государственной власти въ той формѣ, въ которой она фактически существуетъ. Такимъ образомъ была признана во Франціи, послѣ ужасающей, кровожадной анархіи, первая имперія. Тѣмъ же порядкомъ признавались и прочія, какъ монархическія, такъ и республиканскія формы правленія, водворявшіяся послѣ того во Франціи. Признаніе существующей формы правленія обусловливается тѣмъ, что общее благо должно быть важнѣе всѣхъ прочихъ интересовъ. Это общее благо является принципомъ, созидающимъ и сохраняющимъ человѣческое общество. Каждый истинный гражданинъ обязанъ желать общаго блага и всѣми мѣрами содѣйствовать его осуществленію. Между тѣмъ, изъ необходимости обезпечить общее благо вытекаетъ прямо и непосредственно необходимость государственной власти, которая, направляясь къ верховной цѣли, благоразумно и неустанно ведетъ къ ней многоразличныя проявленія воли подданныхъ, объединяющіяся въ рукахъ этой власти. Поэтому, когда въ обществѣ существуетъ организованное правительство, общій интересъ оказывается связаннымъ съ означеннымъ правительствомъ, которое потому-то и должно быть признано, каково бы оно ни было. По этой-то причинѣ к въ этомъ смыслѣ мы объявили французскимъ католикамъ: признайте республику, т.-е. организованную и существующую у васъ правительственную власть. Уважайте ее и подчиняйтесь ей, какъ представительницѣ власти, исходящей отъ Бога".
По ученію римскаго первосвященника, власть имѣетъ божественное происхожденіе только,такъ сказать, an und für sich, дѣйствительная же государственная власть является результатомъ фактическихъ отношеній. "Необходимо поразмыслить, -- пишетъ папа, -- о томъ, что если политическая власть исходитъ всегда отъ Бога, то изъ этого еще не слѣдуетъ, чтобы способы передачи этой власти, вещественныя формы, которыя она принимаетъ, и лица, на которыхъ она возлагается, были всегда непосредственно отмѣчены характеромъ божественнаго предназначенія. Самое разнообразіе этихъ формъ и способовъ, проявляющееся у различныхъ народовъ, очевидно, свидѣтельствуетъ о человѣческомъ и земномъ ихъ характерѣ".
Левъ XIII идетъ еще далѣе, слишкомъ далеко для главы католической церкви: онъ превращается въ чистѣйшаго утилитариста, признающаго всякій совершившійся фактъ. Политическія формы,-- говоритъ онъ, -- часто возникаютъ незаконно. "Тѣмъ не менѣе, верховный критерій общаго блага и общественнаго спокойствія побуждаетъ признавать фактически установившіяся новыя правительства взамѣнъ прежнихъ, которыя фактически уже не существуютъ. Такимъ образомъ, пріостанавливается дѣйствіе обычныхъ порядковъ передачи верховной власти отъ однихъ лицъ къ другимъ. Случается даже, что съ теченіемъ времени права, соединенныя съ этими порядками, окончательно угасаютъ. Каковы бы ни были эти необычайныя преобразованія въ жизни народовъ, законы этихъ преобразованій извѣстны и вѣдомы Богу, человѣку же подобаетъ обращать ихъ послѣдствія въ свою пользу. Во всякомъ случаѣ, честь и совѣсть требуютъ искренняго подчиненія организованнымъ властямъ. Подчиненіе это необходимо во имя безспорнаго, неотъемлемаго верховнаго права, основывающагося на принципѣ общаго блага. Гдѣ были бы, дѣйствительно, честь и совѣсть, если бы гражданину было позволительно жертвовать благами общественнаго спокойствія ради своихъ личныхъ и партійныхъ цѣлей?"
Что можетъ быть яснѣе и категоричнѣе этихъ разсужденій? Но читатель въ недоумѣніи спроситъ: неужели римско-католическая церковь торжественно отрекается отъ вмѣшательства въ свѣтскія дѣла, неужели она признаетъ, наконецъ, справедливое и благотворное начало свободной церкви въ свободномъ государствѣ? Вторая часть посланія Льва XIII доказываетъ, что ни отъ одного изъ своихъ вожделѣній эта церковь не отказывается. Она просто не желаетъ въ настоящее время связывать своего дѣла съ проиграннымъ во Франціи дѣломъ имперіализма и монархизма.
Папа говоритъ, что, установивъ вышеприведенную истину, онъ выяснилъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, различіе между политическою властью и законодательствомъ: "Мы указали,-- прибавляетъ Левъ XIII,-- что признаніе верховной власти вовсе еще не влечетъ за собою признанія всѣхъ изданныхъ ею законовъ въ тѣхъ случаяхъ, когда законодатель, забывая о своей миссіи, сталъ бы высказываться вразрѣзъ съ божественными и церковными законами. Обращаемъ вниманіе всѣхъ, что дѣятельное стремленіе, съ цѣлью повліять на правительство и побудить его къ измѣненію несправедливыхъ или же неразумныхъ законовъ, свидѣтельствуетъ о благоразумной и мужественной любви къ отечеству и не можетъ быть истолковано въ смыслѣ враждебности къ предержащимъ властямъ".
Иными словами, папское посланіе говоритъ французскому духовенству и французскимъ католикамъ вообще: "Признайте республику, такъ какъ это совершившійся фактъ и на монархическую реставрацію нѣтъ надежды, по крайней мѣрѣ, теперь. Возродятся эти надежды,-- новое посланіе разъяснитъ, что истинный католикъ долженъ будетъ содѣйствовать скорѣйшему ихъ осуществленію -- и духовными, и свѣтскими путями. А покуда ведите борьбу со всѣми законами, которые вводитъ правительство признаваемой вами республики, если законы эти противорѣчатъ властолюбивымъ и реакціоннымъ стремленіямъ и интересамъ римско-католической церкви вообще и французскаго духовенства въ особенности".
Естественно, что республиканская французская печать не могла не увидѣть двоедушія и іезуитскихъ уловокъ новѣйшаго посланія Льва XIII и продолжаетъ считать клерикализмъ опаснымъ врагомъ современнаго государства, непримиримымъ врагомъ успѣховъ просвѣщенія, свободы мысли и вѣроисповѣданія. Въ настоящее время республикѣ не предвидится, впрочемъ, никакихъ опасностей; на майскихъ муниципальныхъ выборахъ республиканцы не только удержали всѣ свои мѣста, но и пріобрѣли много новыхъ, такъ что монархическое меньшинство еще ослабѣло.
-----
Нѣмецко-чешское соглашеніе, отвергнутое чешскимъ народомъ и сеймомъ, продолжаетъ служить предметомъ страстныхъ споровъ и юридическихъ толкованій. Берлинская National-Zeitung горько упрекала графа Таафеза то, что онъ не произвелъ сильнаго давленія на чешскихъ феодаловъ и капитулировалъ передъ младо-чехами. Газета говоритъ, что графъ Таафе своимъ образомъ дѣйствій признаетъ чешское государственное право и этимъ подаетъ сигналъ къ распаденію Австріи. Въ Богеміи,-- замѣчаетъ National-Zeitung въ другой статьѣ {Отъ 3 апрѣля.},-- вновь пробудился гуситскій духъ. Газета утверждаетъ, что между нѣмцами и чехами въ Богеміи существуетъ такое различіе въ темпераментѣ и въ культурѣ (?!), что только сильная власть можетъ установить между ними правильныя отношенія, т.-е., съ нашей точки зрѣнія, нарушить основныя права чешскаго народа.
Несравненно шире и справедливѣе глядитъ на дѣло демократическая Frankfurter-Zeitung. Она напоминаетъ, что борьба чеховъ и нѣмцевъ въ Богеміи длится уже много вѣковъ. Покуда въ Австріи господствовала неограниченная монархія, государство было всецѣло на сторонѣ нѣмцевъ и угнетало чеховъ. Пораженіе, понесенное въ 1859 году на поляхъ Италіи, вынудило правительство ввести народное представительство. По новая конституція явилась дѣломъ рукъ нѣмецкой либеральной партіи, не желавшей обратить вниманіе на законное стремленіе къ свободѣ и политическому самоуправленію не-нѣмецкихъ племенъ, населяющихъ габсбургскую монархію. Frankfurter-Zeitung вполнѣ основательно обвиняетъ за это нѣмецкую либеральную партію, которая, по мнѣнію газеты, повинна и въ томъ, что допустила произвольное исключеніе младо-чеховъ при обсужденіи пресловутаго чешско-нѣмецкаго соглашенія. Нѣмецкимъ либераламъ,-- говоритъ Frankfurter-Zeitung,-- не слѣдовало поддерживать бюрократическихъ замашекъ графа Таафе, унаслѣдованныхъ отъ отжившаго свой вѣкъ абсолютизма.
Австрійское правительство попыталось, однако, осуществить "соглашеніе" путемъ административнаго усмотрѣнія. Министръ юстиціи Шенборнъ ввелъ нѣмецкій окружный судъ въ Векельсдорфѣ. Это вызвало среди чеховъ взрывъ негодованія. Младо-чехи внесли въ парламентъ предложеніе о преданіи министра юстиціи суду за нарушеніе закона. Безъ постановленія богемскаго сейма министръ не имѣлъ права вводить этого раздѣленія судебныхъ округовъ. Шенборнъ оправдывалъ свой образъ дѣйствія тѣмъ, что такое постановленіе сдѣлано было сеймомъ въ 1889 году; но младо-чехи справедливо возражали, что это сепаратное постановленіе отмѣнено пресловутымъ "соглашеніемъ", соглашеніе же не принято сеймомъ въ полномъ его составѣ. Нѣмецкіе либералы и тутъ вполнѣ заслужили упрекъ, сдѣланный имъ со стороны Frankfurter-Zeitung, ослѣпленные національною ненавистью, они требовали, чтобъ правительство не обращало никакого вниманія на чешскій сеймъ, чтобы юно, вопреки закону, осуществило "соглашеніе" насильственнымъ, административнымъ путемъ. Само собою разумѣется, что Московскія Вѣдомости до глубины души возмущаются образомъ дѣйствія австро-нѣмецкихъ централистовъ {См. корреспонденцію изъ Вѣны въ No 117 Московскихъ Вѣдомостей.}.
Предложеніе младо-чеховъ встрѣтило въ рейхсратѣ поддержку только со стороны юго-славянскихъ депутатовъ. Этого и слѣдовало ожидать. Младо-чехи не разсчитывали, конечно, на успѣхъ. Они хотѣли доказать чешскому народу, какъ далека отъ его насущныхъ интересовъ чешская аристократія, и голосованіе въ парламентѣ не оставляетъ въ этомъ никакого сомнѣнія. Одинъ изъ крупнѣйшихъ вождей старо-чешской партіи, Маттушъ, доказывалъ передъ своими избирателями, что, "необдуманно потребовавъ отъ рейхсрата преданія министра юстиціи суду, младо-чехи достигли обратнаго предположенному ими результату, именно, что дѣйствія министра одобрены подавляющимъ большинствомъ голосовъ". Русскія Вѣдомости (No 119) находятъ, что обвиненіе, брошенное младо-чехамъ Маттушемъ, совершенно справедливо. Мы держимся противуположнаго мнѣнія. Какъ было замѣчено выше, на то, что ихъ предложеніе будетъ принято рейхсратомъ, младо-чехи и не надѣялись вовсе, но нравственное значеніе ихъ заявленія несомнѣнно я велико. Чешскіе феодалы подали руку нѣмецкимъ централистамъ, они вкѣстѣ съ нимъ отвергли предложеніе о преданіи суду министра юстиціи. Кромѣ того, имѣетъ значеніе я то обстоятельство, что Шенборнъ ссылался въ свое оправданіе на постановленіе богемскаго ландтага, хотя и устарѣвшее. Именно этимъ остались недовольны нѣмецкіе централисты.
Не нужно думать, однако, что старо-чехи на сторонѣ министра юстиціи. Мы уклонились отъ подачи голоса въ парламентѣ, но видный дѣятель ихъ Цуккеръ въ парламентѣ и главный политическій органъ Politik рѣшительно объявляютъ, что раздѣленіе административнымъ распоряженіемъ векельсдорфскаго судебнаго округа есть объявленіе войны чешскому народу.
-----
Возрожденіе протекціонизма, которое принесло уже много печальныхъ послѣдствій для отдѣльныхъ государствъ Европы и для всей нашей части свѣта, продолжаетъ увеличивать международныя затрудненія и уменьшать производительныя силы народовъ. Италія никакъ не столкуется съ Швейцаріей. Не улаживаются дѣла между Испаніей и Франціей; о торговыхъ отношеніяхъ между послѣднею и Италіей нечего и говорить, -- такъ они неудовлетворительны. Въ результатѣ этого всеобщаго стремленія къ покровительству является всеобщее стѣсненіе. Въ Journal des Débats были напечатаны въ прошломъ мѣсяцѣ свѣдѣнія изъ оффиціальнаго отчета таможеннаго вѣдомства объ итогахъ французскаго вывоза и ввоза за февраль и мартъ 1892 года сравнительно съ февралемъ и мартомъ предшествовавшаго года. За эти мѣсяцы ввозъ увеличился на 36.317,000 фр., вывозъ сократился на 69.056,000. Возросъ, между прочимъ, привозъ фабричныхъ издѣлій, а вывозъ ихъ убавился. Приведенныя цифры заставятъ, пожалуй, призадуматься даже "свекловичныхъ Робеспьеровъ". Въ Испаніи въ нартѣ правительство получило таможенныхъ пошлинъ на 1.300,000 пелетовъ менѣе, чѣмъ въ 1891 году.
А бюджеты европейскихъ государствъ все возростаютъ, благодаря, конечно, болѣе всего усиленію милитаризма. Французскіе государственные расходы исчислены на будущій годъ въ 3.441.491,488 франковъ (въ текущемъ году они равняются 3.401.319,901 фр.).
Истощаютъ свои средства на военныя издержки и небольшія государства, какъ Греція, Данія, Бельгія. Португальское правительство желаетъ вступить съ своими кредиторами въ сдѣлку, предлагая имъ уменьшеніе процента по бумагамъ государственныхъ займовъ на половину (безъ уменьшенія капитала). На покрытіе этихъ платежей правительство опредѣляетъ таможенные доходы.
Нельзя терять изъ вида, что Франція -- страна исключительно богатая. Она можетъ, вѣроятно, дольше всѣхъ странъ европейскаго материка выносить тяжесть милитаризма. Изъ ежемѣсячныхъ отчетовъ министерства финансовъ о поступленіи государственныхъ доходовъ видно, что первые три мѣсяца нынѣшняго года дали на 14.963,200 франковъ болѣе бюджетнаго предположенія {Journal dee Débats, 6 avril.}. При этомъ необходимо добавить, что податная система во Франціи весьма далека отъ совершенства, что справедливое начало подоходнаго налога не подучило еще осуществленія въ республикѣ, носящей до сихъ поръ явные признаки своего буржуазнаго происхожденія. По правительство вступило уже въ этомъ отношеніи на путь серьезныхъ преобразованій. Значительныя улучшенія податной системы предстоятъ и въ Пруссіи. Какъ сообщаетъ National-Zeitung, законопроекты министра финансовъ Микеля будутъ обнародованы, чтобы вызвать до парламентскихъ засѣданій ихъ обсужденіе въ печати. Само собою разумѣется, что такая разумная мѣра правительства вызываетъ полное сочувствіе общественнаго мнѣнія.