Гольцев Виктор Александрович
Иностранное обозрение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИНОСТРАННОЕ ОБОЗРѢНІЕ.

   Общее вниманіе привлекаютъ къ себѣ въ то время, когда пишется это обозрѣніе, пренія въ рейхстагѣ о торговыхъ трактатахъ, заключенныхъ германскимъ правительствомъ съ Австро-Венгріей, Италіей и Швейцаріей. Трактаты эти наносятъ чувствительный ударъ бисмарковской таможенной системѣ, имѣвшей въ виду интересы крупнаго землевладѣнія, такъ называемыхъ аграріевъ. Они могутъ послужить поворотнымъ пунктомъ въ германской торговой политикѣ, дошедшей до многихъ крайностей и нелѣпостей протекціонизма. Ожидали, что противъ правительственныхъ законопроектовъ выступитъ бывшій канцлеръ имперіи, а нынѣ депутатъ парламента князь Бисмаркъ. Само собою разумѣется, что его рѣчи придали бы преніямъ рейхстага еще большее значеніе и раскрыли бы истинный смыслъ и подлинные размѣры того разномыслія, какое существуетъ между бывшимъ и нынѣшнимъ канцлеромъ, точнѣе говоря -- между княземъ Бисмаркомъ и императоромъ Вильгельмомъ II. Но князь Бисмаркъ въ рейстагъ не явился.
   Усиливается борьба противъ протекціонизма и во Франціи. Въ прошломъ мѣсяцѣ при обсужденіи сенатомъ республики торговыхъ трактатовъ съ иностранными государствами поучительныя рѣчи произнесли Шаллемель-Лакуръ и Жюль Симонъ. Первый изъ ораторовъ обстоятельно доказывалъ, что экономическое состояніе Франціи, несмотря на неслыханныя несчастія, навлеченныя на нее второю имперіей, вполнѣ удовлетворительно, что національное богатство Франціи уступаетъ богатству только одной Великобританіи. Какое же основаніе производить переворотъ въ торговой политикѣ, отступать отъ началъ свободнаго обмѣна, давшихъ такіе блестящіе результаты? Всякая покровительственная пошлина создаетъ для предпринимателей въ той или другой отрасли промышленности привилегированное положеніе и такимъ образомъ порождаетъ несправедливость. Жюль Симонъ съ своей стороны доказывалъ, что протекціонизмъ уже повелъ къ вздорожанію предметовъ первой необходимости, то-есть является новою податною, хотя и демаскированною, тяжестью именно для народной массы.
   Нынѣшнее германское правительство и въ другомъ отношеніи нѣсколько отступило отъ бисмарковской системы: оно согласилось на возведеніе прелата Стаблевскаго въ санъ архіепископа познанскаго, т.-е. Сдѣлало маленькую уступку національнымъ стремленіямъ познанскихъ поляковъ. Славянскія Извѣстія напечатали по этому поводу статью, въ которой доказываютъ, что назначеніе Стаблевскаго есть новый актъ вражды Германіи къ Россіи. Газета приводитъ извлеченія изъ рѣчи нынѣшняго познанскаго архіепископа, произнесенной въ августѣ истекающаго года на съѣздѣ католиковъ въ Торнѣ. Съѣздъ постановилъ слѣдующую резолюцію: "Возстановленіе территоріальной власти папы есть необходимость; школы должны быть вѣроисповѣдныя, а не смѣшанныя; преподаваніе въ Познани религіи должно происходить на родномъ для поляковъ (польскомъ) языкѣ; возвращеніе монашескихъ орденовъ, а въ особенности "общества Іисусова", т.-е. іезуитовъ, составляетъ неотложную надобность по соображеніямъ религіознымъ и общественнымъ".
   Комментируя эту резолюцію, прелатъ Стаблевскій (онъ состоитъ и депутатомъ парламента) высказалъ, между прочимъ, слѣдующее: императору Вильгельму II, по мнѣнію оратора, "выпала, можетъ быть, труднѣйшая историческая задача -- защита христіанства, общественнаго строя, монархіи съ одной стороны въ борьбѣ съ соціализмомъ, а съ другой -- борьба съ міромъ Востока, во главѣ коего идетъ Россія съ своею особою цивилизаціей, съ своимъ оффиціальнымъ религіознымъ фанатизмомъ и съ притязаніемъ на всемірное владычество, или, по крайней мѣрѣ, на гегемонію въ мірѣ. Съ двухъ сторонъ грозитъ опасность старому порядку христіанскаго міра. Въ этой борьбѣ, происходящей безъ оружія, въ случаѣ бури, которую приносятъ тучи съ Востока, на чьей сторонѣ наше мѣсто? Его указываетъ намъ наша исторія, наше воспитаніе, вся наша цивилизація. Мы -- народъ христіанскій, мы принадлежимъ къ Западу, съ которымъ насъ единятъ вѣковыя связи, мы принадлежимъ къ католической церкви, которой анархія и схизма -- смертельный, неумолимый врагъ" {Славянскія Извѣстія, No 45.}.
   Подобнымъ же образомъ оцѣниваетъ назначеніе Стаблевскаго и главный органъ младо-чеховъ Narodni Listy. Эти неожиданныя уступи прусскимъ славянамъ,-- говоритъ чешская газета,-- могли бы удивить того, кто не знаетъ нѣмецкой политики и не понимаетъ, ради какой цѣли нѣмецкій "Рейнеке" (лисица) внезапно показалъ себя внимательнымъ относительно славянскаго племени. Нѣмецкія газеты сами показываютъ намъ побужденія къ этой прусской ласкѣ. "Д-ръ Стаблевскій,-- говорятъ онѣ,-- на съѣздѣ католиковъ держалъ недавно рѣчь, въ которой выразилъ свою пламенную ненависть къ Россіи и огненными словами поражалъ русское правительство. Непосредственно затѣмъ онъ былъ назначенъ архіепископомъ познанскимъ и гнѣзненскимъ, съ каковымъ положеніемъ связано было и достоинство примаса въ старомъ Польскомъ государствѣ. Архіепископъ познанскій имѣлъ, какъ примасъ католической церкви, право во время безкоролевья заступать короля Польши и руководить сеймомъ при выборѣ новаго короля" {Варшавскій Дневникъ, No 254.}.
   По поводу толковъ и споровъ, вызванныхъ упомянутымъ назначеніемъ, обширную и обстоятельную статью помѣстила издающаяся въ Петербургѣ польская газета Kraj. Въ виду чрезвычайной важности правильнаго пониманія русско-польскихъ и польско-нѣмецкихъ отношеній, мы приведемъ изъ статьи Края нѣсколько извлеченій:
   "Что облегченія и уступки въ пользу познанскихъ поляковъ со стороны прусскаго правительства,-- говоритъ Край,-- радуютъ насъ, это весьма естественно. Нашу радость, мы увѣрены въ этомъ, раздѣлятъ съ нами всѣ истинные друзья славянства. Не могутъ же они смотрѣть равнодушно на вѣковую борьбу, которая ведется изъ-за вопроса о существованіи между поляками и нѣмцами на границахъ славянщины. Отъ временъ грюнвальдскихъ, симпатіи славянъ въ этой борьбѣ -- на польской сторонѣ. Невозможно себѣ представить, ни повѣрить, чтобы тотъ, кто истинно преданъ идеѣ будущности славянскаго міра, могъ быть доволенъ убылью крови и силъ въ передовыхъ рядахъ борцовъ славянства, или сожалѣть о временной пріостановкѣ германскихъ захватовъ. Мы говоримъ "временной", ибо кто же изъ знающихъ исторію повѣритъ, чтобы борьба между культурами германской и польской, какъ и освященный вѣками "Drang nach Osten", пріостановились сразу по всей линіи и безповоротно".
   Опасность, по мнѣнію Края, заключается въ томъ, что многіе забываютъ уроки исторіи начинаютъ твердить о перемѣнѣ прусской политики и строить воздушные замки... Назначеніе печати въ такихъ случаяхъ,-- приводитъ Край слова Шуйскаго,-- дѣйствовать на подобіе пожарной команды и выливать струи холодной воды на (разгоряченныя мечтательныя головы. Система культуртрегерства съ отставкой князя Бисмарка,-- этого, какъ выражается Край, великаго жандарма народовъ въ XIX столѣтіи,-- при болѣе спокойномъ отношеніи къ дѣлу, оказалась вовсе не такою побѣдоносною, какъ надѣялись прусскіе политики:
   "Если по отношенію къ цифрѣ средняго польскаго землевладѣнія мы должны отмѣтить значительные потери и убытки (главнымъ образомъ, прибавимъ, вслѣдствіе общихъ неблагопріятныхъ условій, содѣйствовавшихъ упадку землевладѣнія во всей Германіи), то, съ другой стороны, по отношенію къ приросту польской народности, не подлежитъ сомнѣнію, даже по заявленіямъ нѣмецкихъ оффиціальныхъ и неоффиціальныхъ органовъ, что онъ усилился сравнительно съ нѣмецкимъ населеніемъ польскихъ провинцій въ Пруссіи. Городское населеніе такихъ городовъ, какъ Познань и Гордъ, въ настоящее время стало болѣе польскимъ, чѣмъ было во времена польской республики. Сознаніе общихъ интересовъ распространяется среди всѣхъ слоевъ общества, болѣе и болѣе проникая въ крестьянскую среду. Если бы не было никакихъ иныхъ послѣдствій, то уже одно это, положенное на вѣсы, могло бы вознаградить за всѣ потери и несчастія. Дольскій народъ въ великомъ княжествѣ Познанскомъ и Силезіи въ сравнительно короткое время дошелъ до той степени самосознанія и вообще до той степени умственнаго и общественнаго развитія, о какой лѣтъ шестьдесятъ тому назадъ едва могъ мечтать величайшій изъ нашихъ поэтовъ, жаждавшій дожить до "великаго утѣшенія: увидѣть свои сочиненія попавшими подъ крестьянскія кровли". Познанскій и силезскій крестьянинъ какъ бы проснулся отъ вѣковой летаргіи; онъ знаетъ, кто ему другъ, кто врагъ, кто норовитъ устроить засаду противъ его вѣрованій и отцовскихъ обычаевъ и кто ихъ защитникъ. У него свои читальни, свои земледѣльческія товарищества и сельскіе кружки; онъ имѣетъ свои періодическія изданія, изъ коихъ у иныхъ уже до 20 тысячъ подписчиковъ; отцовской земли ни за какія деньги нѣмцу "отщепенцу" онъ не уступитъ и никогда изъ него не выйдетъ фундаментъ для расширенія германской культуры".
   По нѣмецкимъ источникамъ, въ Познани въ 1867 году считалось 684,790 нѣмцевъ и 844,020 поляковъ, а теперь въ этой области живетъ 700,000 нѣмцевъ и 1.050,000 поляковъ.
   Край убѣжденъ, что на большія уступки нѣмецкое правительство ни въ какомъ случаѣ не пойдетъ, что оно ни за что не дастъ про стора ни одному изъ существенно важныхъ національныхъ стремленій познанскихъ поляковъ. Въ то же время, почтенная газета признаетъ, что русскіе ученые и публицисты, говоря о положеніи поляковъ въ Россіи, "тѣсно отграничиваютъ западный край отъ привислянскаго, доказывая, что первый этнографически русскій, а второй -- польскій, между тѣмъ какъ ни одинъ нѣмецкій публицистъ не допускаетъ признанія ни за одною пядью земли въ предѣлахъ нѣмецкаго государства названія чисто-польской земля".
   Нѣмецкіе оффиціозы усердно раздуваютъ назначеніе Стаблевскаго архіепископомъ познанскимъ, и ихъ разсчетъ ясенъ: надо привлечь на свою сторону поляковъ, поманить ихъ къ себѣ заманчивыми и туманными перспективами перемѣнъ германской политики по отношенію въ Познани. Дѣлается это, разумѣется, не для поляковъ, а противъ русскихъ, и мы искренне радуемся тому спокойному достоинству и той политической дальновидности, которую обнаружилъ Kraj. Мы продолжаемъ питать твердую увѣренность, что наступитъ пора,-- и она не за горами,-- когда между русскими и поляками установятся такія отношенія, которыя устранятъ всякія основанія опасаться онѣмеченія Познани.
   Уважаемый редакторъ Края, г. Эразмъ Пильцъ, кончаетъ свою статью такими скорбными словами:
   "Голоса нѣмецкой печати, нынѣ уподобляющіеся голосу сирены и зовущіе насъ къ рѣшенію вопроса: на чью сторону намъ стать въ будущности,-- напоминаютъ намъ тѣ звуки марша Домбровскаго, которыми электризировались познанскіе полки, шедшіе въ штыки подъ Садовой и Граве лотомъ. Вслѣдъ за этикъ маршемъ, исполнявшимся въ свое время по приказанію кронъ-принца, солнце прусскаго величія вступило въ знакъ Бисмарка и настали долгіе годы преслѣдованій..."
   По этому поводу мы скажемъ нашему почтенному собрату, что печать должна дѣйствовать не на подобіе только пожарной команды. На долю русской печати выпала благородная и нелегкая, но многимъ причинамъ, задача: будить въ русскомъ обществѣ сознаніе политической справедливости, устранять недоразумѣнія, сглаживать уколы національнаго самолюбія и врачевать раны, нанесенныя братскою рукой братскому народу. Эту священную обязанность мы, по мѣрѣ возможности и нашихъ силъ, выполняли до настоящаго времени и неуклонно станемъ ее исполнять и на будущее время, глубоко вѣруя, что интересы русскаго и польскаго народа могутъ и должны быть согласованы.
   Резолюція торнскаго съѣзда католиковъ, поскольку она относится къ возстановленію свѣтской власти папы, встрѣтитъ, разумѣется, сочувствіе во всемъ католическомъ мірѣ. Французское духовенство, вдохновленное примѣромъ епископа Гутъ-Суляра, рѣшительно приняло воинственную осанку. Клерикальныя, монархическія и въ особенности, конечно, бонапартистскія газеты въ самыхъ запальчивыхъ и рѣзкихъ выраженіяхъ нападаютъ на правительство. Наибольшій задоръ и наглость обнаруживаетъ, по обычаю, органъ Кассаньяка -- Авторитетъ. Парламентаризмъ въ статьяхъ этой газеты предается проклятіямъ, удивительнѣйшимъ образомъ во имя свободы совѣсти, которая будто бы попирается народнымъ представительствомъ. Смѣшно и противно читать такія выходки по поводу мнимаго притѣсненія католической церкви, которая всегда стремилась сама поражать свободу совѣсти и мысли, запрещая величайшія произведенія человѣческаго генія, стараясь подчинить себѣ свѣтскую власть. Нельзя не замѣтить, что въ послѣднемъ отношеніи православная церковь составляетъ противуположность римско-католической, и упрекъ ей можетъ быть сдѣланъ также въ противоположномъ лишь смыслѣ.
   Немудрено, что мысль о прекращеніи конкордата, заключеннаго государствомъ съ папскимъ престоломъ, получаетъ все большее и большее распространеніе во Франціи. Телеграфъ извѣстилъ, что большинство палаты депутатовъ высказалось за сохраненіе нынѣшняго порядка вещей, но большинство это составилось, очевидно, изъ оппортюнистовъ, республиканцевъ лѣваго центра и монархическо-клерикальныхъ группъ. Запросъ Гюббара, вызванный дѣломъ Гутъ-Суляра, и пренія, происходившія по этому поводу, не пройдутъ безслѣдно. Общественное мнѣніе страны перестаетъ вѣрить въ примирительныя стремленія римско-католической церкви, несмотря на заявленія въ этомъ смыслѣ отдѣльныхъ вождей духовенства,-- либо въ дѣйствительности кроткихъ пастырей, либо большихъ честолюбцевъ. Paris, возражая органу Жюля Ферри, L'Estafette, указываетъ на происки клерикаловъ, стремящихся покрыть Францію сѣтью различныхъ комитетовъ и обществъ, чтобы вмѣшиваться въ политическую жизнь и вліять на парламентскіе выборы {Paris отмѣчаетъ (5 décembre) забавный фактъ: на обложкѣ книги епископа Гутъ-Суляра: Мой процессъ -- издатель помѣстилъ объявленіе о книгѣ Бонифона: Завтрашній папа (Le pape de demain), осужденной папскимъ престоломъ.}.
   Многочисленное французское духовенство старается вновь забрать въ свои руки народную начальную школу, среднее и высшее образованіе. Естественно, что республиканцы всѣми силами противятся разрушенію того дѣла, на которое республика потратила столько средствъ. Школа въ рукахъ духовенства -- это значитъ Франція въ рукахъ папскаго престола и іезуитовъ. Государство вводитъ всеобщее и обязательное начальное образованіе, оно преобразуетъ среднеучебныя заведенія, подымаетъ уровень университетскаго образованія, сближая отдѣльные факультеты, разбившіеся было на разрозненныя высшія спеціальныя школы. Общественное мнѣніе возлагаетъ большія надежды на дѣятельность нынѣшняго министра народнаго просвѣщенія, г. Леона Буржуа, который имѣетъ между прочимъ, въ виду реформу обветшалой классической системы образованія. При обсужденіи къ палатѣ депутатовъ бюджета министерства народнаго просвѣщенія выступилъ извѣстный депутатъ-оппортюнистъ и журналистъ, Рейнахъ. Онъ нападалъ на декретъ 4 іюня нынѣшняго года, устанавливающій параллельно съ классическою другую систему общаго образованія, -- enseignement secondaire moderne,-- въ которой широкое мѣсто отведено естественнымъ наукамъ, родному языку и литературѣ, а также новымъ европейскимъ языкамъ и литературамъ. Рейнахъ настаивалъ на томъ, что при опредѣленіи программы средне-учебнаго заведенія не слѣдуетъ руководствоваться утилитарными соображеніями. Нѣсколько лѣтъ безкорыстныхъ занятій классическимъ міромъ должно содѣйствовать, по мнѣнію оратора, образованію изъ юноши человѣка и гражданина. Рейнахъ требуетъ, чтобы классическая школа была общимъ достояніемъ, потому что Франція велика и сильна именно тѣмъ, что всегда ставила идеальное выше полезнаго. "Вы хотите сдѣлать изъ Франціи Америку?-- спрашиваетъ Рейнахъ.-- И какую Америку? Безъ хлопка Франція не будетъ Америкой и перестанетъ быть Франціей". Ораторъ говоритъ далѣе, что греческая и латинская литературы, въ противуположность литературамъ новыхъ народовъ, отличаются космополитическимъ характеромъ. Чтобы понять Гомера, Виргилія, Софокла, достаточно быть человѣкомъ, способнымъ вообще понимать прекрасное. Для пониманія Шекспира и Гёте надо войти въ душу англичанина и германца. "Когда мы переходимъ Рейнъ и Альпы,-- продолжалъ Рейнахъ,-- мы въ области чужеземнаго, ихъ боги -- не наши боги".
   Рейнахъ не замѣчаетъ, что объ этомъ можно лишь пожалѣть, что Корнель и Расинъ не могутъ идти ни въ какое сравненіе съ могучимъ и плодотворнымъ обще-человѣческимъ вліяніемъ Гёте и Шекспира. Несомнѣнно, что въ ихъ созданіяхъ звучатъ и національныя особенности, какъ звучали онѣ и въ трагедіяхъ Софокла, въ поэмахъ Гомера. Обще-человѣческимъ, космополитическимъ не можетъ оставаться лишь то, что заключается въ произведеніяхъ грековъ и римлянъ.
   Справедливо указывая на то, что эти произведенія яснѣе и доступнѣе дѣтскому пониманію (хотя, прибавимъ, многихъ изъ нихъ невозможно давать дѣтямъ и подросткамъ), Рейнахъ находитъ, что изъ Шиллера, напримѣръ, для школы годится только одинъ водевиль! Не стоитъ, конечно, и опровергать такого мнѣнія.
   Опытъ иной постановки среднеучебныхъ заведеній, который происходитъ въ настоящее время во Франціи, заслуживаетъ полнаго вниманія и сочувствія. Космополитическій элементъ, конечно, необходимъ въ образованіи, и не только необходимъ, но безъ него и нѣтъ вовсе общаго образованія; но ничего космополитическаго нѣтъ въ греческой и латинской грамматикахъ. Развивать гражданское мужество и уваженіе съ человѣку, разумѣется, высокая цѣль, но не ex temporalia развиваютъ эти доблести. А въ настоящее время приходится бороться именно съ враждебнымъ отношеніемъ и къ общечеловѣческимъ началамъ, и къ гражданскому мужеству, "къ идеѣ прогресса, т.-е. совершенствованія человѣка къ обществѣ. Самое космополитическое явленіе нашихъ дней -- это милитаризмъ. Недавно императоръ Вильгельмъ II высказалъ основную мысль милитаризма: "Остерегайтесь,-- сказалъ императоръ, обращаясь къ новобранцамъ,-- искушеній и опасностей Берлина, посѣщайте товарищей, избѣгайте невоенныхъ".Армія, такимъ образомъ, противу полагается всему остальному обществу и народу. Но теперь, при всеобщей воинской повинности, при относительно-краткихъ срокахъ службы, на западѣ Европы уже мудрено дисциплинировать милліонныя войска до такой степени, чтобы они утратили живую и кровную связь "съ гражданскими чинами мчастными людьми".
   Въ Германіи, по счастью, половина населенія принадлежитъ къ протестантскому вѣроисповѣданію, поэтому полнаго союза между двумя злыми началами современной западно-европейской жизни, милитаризмомъ и клерикализмомъ, нѣтъ и быть не можетъ. Иное могло бы произойти во Франціи при возстановленіи монархическаго образа правленія. Всѣ претенденты на престолъ стараются заслужить благорасположеніе непогрѣшимаго папы и заручиться содѣйствіемъ французскаго духовенства. Но республика стоитъ твердо во Франціи и клерикальныя притязанія встрѣчаютъ рѣшительный отпоръ со стороны общественнаго мнѣнія, парламента и правительства. Въ этомъ отношеніи знаменательно заявленіе, сдѣланное на-дняхъ въ сенатѣ г. Фрейсинэ: "До сихъ поръ, -- сказалъ министръ-президентъ, -- мы слѣдовали политикѣ умѣренности и умиротворенія. Но мы не желаемъ быть обманутыми, поэтому измѣняемъ нашъ образъ дѣйствій. Это не значитъ, конечно, чтобы мы имѣли намѣреніе преслѣдовать кого бы то ни было. Но теперь мы будемъ болѣе осторожны, а въ случаѣ надобности и болѣе строги. И мы будемъ дѣйствовать въ этомъ направленіи до тѣхъ поръ, пока не убѣдимся, что съ другой стороны принято искреннее рѣшеніе не возбуждать болѣе столкновеній. Прежде всего, мы будемъ требовать отъ духовенства повиновенія законамъ. Если употребляемыя для этого средства окажутся недостаточными, мы прибѣгнемъ къ другимъ; если и они не достигнутъ цѣли -- мы не поколеблемся испросить у парламента новыхъ орудій. Наконецъ, если обстоятельства поставятъ насъ лицомъ къ лицу съ намѣреннымъ и обдуманнымъ возмущеніемъ, тогда за послѣдствія отвѣтитъ духовенство, и мы не остановимся передъ нашею задачей. Кабинетъ,-- прибавилъ г. Фрейсине,-- не считаетъ себя въ настоящее время уполномоченнымъ -- ни отъ парламента, ни отъ страны -- къ проведенію, ни даже къ подготовкѣ отдѣленія церкви отъ государства. Но если это отдѣленіе сдѣлается неизбѣжнымъ, то мы съумѣемъ исполнить нашъ долгъ, причемъ, повторяю, отвѣтственность ляжетъ на тѣхъ, кто вызоветъ это отдѣленіе".
   Энергичная рѣчь министра-президента вызвала рукоплесканія республиканскаго большинства, и сенатъ принялъ слѣдующую резолюцію, которая можетъ послужить предостереженіемъ для вождей французскаго клерикализма: "Принимая во вниманіе, что недавнія манифестаціи со стороны извѣстной части духовенства могутъ поколебать общественное спокойствіе и составляютъ явное нарушеніе правъ государства, сенатъ, довѣрія заявленіямъ правительства, надѣется, что оно воспользуется тѣми полномочіями, которыми располагаетъ или какія оно найдетъ нужнымъ испросить у парламента съ цѣлью обезпечить всеобщее уваженіе къ республикѣ и повиновеніе законамъ".
   По всей вѣроятности, папа и его ближайшіе совѣтники дадутъ французскому духовенству сигналъ къ отбою, потому что отмѣна конкордата была бы сильнымъ ударомъ для католической церкви. Въ концѣ-концовъ, республика можетъ извлечь изъ дѣла Гутъ-Суляра немаловажную пользу: черезъ-чуръ умѣренное теченіе среди значительныхъ группъ республиканскаго большинства замѣнится теперь болѣе правильнымъ отношеніемъ къ духовенству, которое обнаружило, что оно только по наружности отступаетъ отъ своихъ стремленій господствовать надъ государствомъ.
   Болѣе серьезнымъ представляется внутреннее положеніе Германіи. Странная претензія императора Вильгельма II возстановить личное правленіе повела къ тому, что расшаталась вся правительственная система, и, вмѣсто недостижимаго при современныхъ культурныхъ условіяхъ единоначалія, наступаетъ довольно хаотическое состояніе. Органъ министра финансовъ Никеля, National-Zeitung, рѣзко нападаетъ на имперскаго канцлера и указываетъ вредъ и опасности суетливой и безпокойной политики императора Вильгельма II. Очень кстати къ концу года прозвучалъ, въ австрійскомъ парламентѣ голосъ знаменитаго хирурга Бильрота, который въ яркой картинѣ изобразилъ всевозможные ужасы войны, если она вспыхнетъ между современными государствами,-- говоримъ: государствами, а не народами,-- потому, что ни одинъ европейскій народъ войны не желаетъ. Рѣчь Бильрота произвела глубокое впечатлѣніе на общественное мнѣніе Запада. Она была перепечатана большинствомъ нашихъ газетъ и принесла, такимъ образомъ, свою долю пользы и нашему политическому самосознанію. Выраженіемъ непоколебимаго убѣжденія въ дальнѣйшемъ ростѣ этого самосознанія мы и закончимъ послѣднее иностранное обозрѣніе 1891 года.

В. Г.

"Русская Мысль", кн.XII, 1891

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru