Въ "Русскихъ Вѣдомостяхъ" профессоръ Гольцевъ пишетъ: "Необходимо, при обсужденіи въ тысячный разъ вопроса о женскомъ образованіи, высказать въ тысячный разъ одну существенно важную оговорку: къ такому обсужденію не слѣдуетъ примѣшивать соображеній политическаго свойства, либеральныхъ или консервативныхъ -- все равно. Среди защитниковъ женскаго образованія не мало людей охранительнаго образа мыслей и, съ другой стороны, далеко не всѣ "либералы" раздѣляютъ убѣжденіе въ необходимости уравненія женскаго и мужскаго образованія. Было бы оскорбительно предположить, что какой-либо общественный "порядокъ" держится невѣжествомъ, что распространять образованіе -- значитъ eo ipso создавать враговъ этому порядку.
"Вопросъ стоитъ гораздо проще. Желательно ли, чтобы жена и мать имѣла достаточное образованіе, чтобы она могла вполнѣ сознательно относиться къ дѣятельности мужа и разумно воспитывать дѣтей? Желательно ли, чтобы нѣкоторыя общественныя профессіи, исполнять которыя женщины могутъ, при удовлетворительной подготовкѣ, съ несомнѣннымъ успѣхомъ, не были закрыты для этихъ женщинъ.
"Въ обширномъ трудѣ доктора Е. А. Покровскаго "физическое воспитаніе дѣтей у разныхъ народовъ, преимущественно Россіи" {Извѣстія Императорскаго общества любителей естествознанія, антропологіи и этнографіи, Труды антропологическаго отдѣла, т. VII, вып. I -- III.} собрано множество фактовъ, свидѣтельствующихъ о томъ, какъ уродуются и гибнутъ дѣти вслѣдствіе невѣжественнаго ухода за ними матерей не только въ низшихъ, но въ среднихъ и высшихъ классахъ общества. Мода и тщеславіе, соединяясь съ глубокимъ непониманіемъ условій правильнаго развитія организма, побуждаютъ женщинъ уродовать свое тѣло и тѣло дѣтей. Въ результатѣ оказывается слѣдующее. Въ 1855 г. въ Россіи родилось 1.400,000 мальчиковъ; къ 1876 году (призывъ къ воинской службѣ) изъ этого числа въ живыхъ оказалось только 610,000 (43%%). При осмотрѣ врачами 280,000 молодыхъ людей изъ родившихся въ 1855 году оказалось: 50,000 человѣкъ страдаетъ разными недугами, изъ которыхъ 9% падаетъ на прирожденные недостатки, около 70% на недуги, происшедшіе отъ дурнаго ухода въ дѣтствѣ, и вообще плохія условія развитія. И это крайне опасное явленіе повторяется изъ году въ годъ, указывая на физическое вырожденіе значительной части населенія;
"Указавши на то, какъ нелѣпо воспитываются дѣти тѣхъ семей, которыя принадлежатъ къ высшимъ классамъ общества, Е. А. Покровскій задается вопросомъ,-- гдѣ же спасенье? И отвѣчаетъ: "Спасительный выходъ изъ этого положенія одинъ, это -- свѣтъ науки, свѣтъ знанія и просвѣщенія, широко и хорошо примѣненный"! Только образованная мать къ состояніи, при благопріятныхъ общественныхъ условіяхъ, уберечь дѣтей отъ калѣченія въ физическомъ, умственномъ и нравственномъ смыслѣ. Вопросъ о женскомъ образованіи есть, такимъ образомъ, вопросъ о самосохраненіи семьи, народа и государства, Основываются школы, въ которыхъ тщательно учатъ овцеводству, и рядомъ съ этимъ... отрицаютъ настоятельную и общую потребность въ серьезной школѣ, которая давала бы будущей матери основательныя и многостороннія познанія, чтобы она могла разумно воспитывать дѣтей!
"Нерѣдко слышатся сѣтованія на упадокъ родительскаго авторитета, на разложеніе семьи; а гдѣ же главная причина всего этого, какъ не въ невѣжествѣ, въ особенности женскомъ? Развѣ не ослабляется авторитетъ матери, когда гимназистъ втораго класса обгоняетъ ее въ познаніяхъ, когда мать не можетъ толково отвѣтить на вопросы десяти или двѣнадцатилѣтняго ребенка относительно элементарныхъ явленій природы? Развѣ не разлагается семья, когда лучшія духовныя стремленія мужа не находятъ соотвѣтствующаго отклика въ умѣ жены? Чѣмъ же можетъ быть крѣпка подобная семья?
"Съ другой стороны, не слѣдуетъ забывать, что семейная жизнь -- естественное назначеніе женщины, но отнюдь не профессія, и школа должна готовитъ человѣка. Справедливо, что дѣти могутъ поглотить у женщины все рабочее время; но дѣтей иногда не бываетъ, многимъ кромѣ того не приходится выходить замужъ. Затѣмъ необходимо обратить вниманіе еще на слѣдующее. Теперь дѣвушка, достигшая совершеннолѣтія, сплошь и рядомъ становится въ унизительное положеніе: она ждетъ жениха, ей больше дѣлать нечего. А ждать такимъ образомъ нелѣпо и томительно, и не отъ того ли заключается такъ много несчастливыхъ браковъ, гдѣ дѣвушка рѣшается "пристроиться", а мужчина обращаетъ вниманіе всего менѣе на духовное развитіе своей будущей жены? Сказанное относится къ сравнительно богатымъ семьямъ, гдѣ содержать ожидающую замужества дочь не въ тягость родителямъ. Легко представить себѣ положеніе этой дочери, когда у семьи не хватаетъ средствъ на существованіе, когда родители начнутъ понукать дѣвушку выбрать поскорѣе жениха. Это ли не извращеніе семейнаго начала? Конечно, для многихъ мужчинъ, интересы которыхъ охраняются нахальнымъ невѣжествомъ извѣстной части печати, невыгоденъ иной порядокъ вещей, когда дѣвушка, занятая серьезнымъ дѣломъ, можетъ достойно ждать и разумно выбрать себѣ человѣка, съ которымъ свяжетъ всю свою жизнь. Но для подобныхъ людей семья недорога и несвята; они не въ состояніи уважать въ женщинѣ человѣка, и ихъ интересы сходятся съ интересами не государства, а различныхъ противообщественныхъ учрежденій, позорно разцвѣтающихъ въ наше время.
"И вотъ въ числѣ профессій, которыя съ большимъ успѣхомъ открыты для женщинъ, на двухъ останавливается преимущественное вниманіе: женщина-учительница и женщина-врачъ приносятъ великую, незамѣнимую пользу въ дѣлѣ правильнаго народнаго воспитанія. Въ этомъ отношеніи у насъ сдѣлано уже доброе начало, и всѣ честные люди, безъ различія направленій, могутъ только пожелать, чтобы случайныя препятствія не заградили русской женщинѣ дороги къ высшему образованію.
-- Кромѣ статьи г. Гольцева, мы можемъ указать еще на нѣсколько статей, заслуживающихъ самаго почтеннаго вниманія. Усилія извѣстной части печати доказать ненужность и даже зловредность высшаго женскаго образованія вынудили "Вѣстникъ Европы", "Сѣверный Вѣстникъ", "Русскую Мысль" и нѣкоторыя другія изданія выступить на защиту этого образованія. Многія провинціальныя газеты горячо поддержали печать столичную, и такимъ образомъ еще разъ было доказано живое сочувствіе общественнаго мнѣнія къ разрѣшенію вопроса о женскомъ образованіи,-- вопроса, который, въ силу нашей самобытности, явился послѣ того, какъ необходимость и практическая осуществимость этого образованія была доказана у насъ дѣломъ, то есть существованіемъ и женскихъ гимназій, и высшихъ женскихъ курсовъ.
Разъ возникло сомнѣніе о пользѣ женскаго образованія, разъ оно явилось у людей. добросовѣстныхъ и вліятельныхъ -- на обязанности печати лежитъ новое разъясненіе стараго вопроса. Надо приводить и соображенія нравственнаго порядка, и статистическія данныя, и мотивы чисто-утилитарнаго свойства, которые въ ихъ совокупности дѣлаютъ неотразимымъ требованіе серьезнаго образованія женщинъ. Поэтому нельзя не отмѣтить съ особымъ сочувствіемъ такихъ работъ, какъ статья г. Песковскаго въ іюльской книжкѣ "Русской Мысли": "Образованіе женщинъ у насъ и заграницей".
"Если мужчины сочиняютъ законы.-- приводитъ авторъ слова знаменитаго Брока,-- то женщины создаютъ нравы". Именно слабое развитіе женскаго образованія составляетъ одну изъ главнѣйшихъ причинъ нашихъ общественныхъ недуговъ. Нѣкоторое время у насъ получило широкое распространеніе довольно наивное мнѣніе, что въ дѣлѣ женскаго образованія мы перегнали Европу и Сѣверную Америку. Такъ какъ это мнѣніе еще не окончательно исчезло, то мы приведемъ изъ статьи г. Песковскаго нѣсколько поучительныхъ данныхъ. Въ сѣверо-американскихъ Соединенныхъ Штатахъ уже въ 1876 году было женщинъ-врачей 800, учительницъ, кончившихъ курсъ въ университетахъ и высше-образовательныхъ коллегіяхъ -- до 200,000.-- Послѣ паденія наполеоновскаго режима женское образованіе сильно подвинулось во Франціи. Въ 1880--1881 гг. вышли законодательныя постановленія, учреждавшія новый типъ женскихъ среднеучебныхъ заведеній, съ обстоятельною и достаточно высокою программою,-- и черезъ три года число такихъ заведеній перешло за шестьдесятъ. Только Англію можно считать въ этомъ отношеніи отставшею.
Мы отсылаемъ за дальнѣйшими подробностями къ интересной статьѣ г. Песковскаго.