|
Скачать FB2 |
| |
ТРИ ПРОЛОГА.
Гуго фонъ-Гофмансталя.
I.
Прологъ для театра маріонетокъ.
Открытое мѣсто въ лѣсу. Дорога, поднимающаяся вверхъ справа, теряется въ глубинѣ сцены среди высокихъ елей. Слѣва стѣна утеса, маленькій водопадъ. Лѣсъ полонъ движенія. Голоса птицъ, шумъ листьевъ.
Является поэтъ. Онъ съ непокрытой головой, будто онъ только что всталъ изъ-за письменнаго стола и поднялся сюда для прогулки.
(Онъ осматривается, какъ будто ищетъ чего-то.)
(Въ лѣсу движенье, дикій голубь воркуетъ, кукушка кукуетъ.)
(Снова воркуетъ голубь, кукуетъ кукушка.)
(Старуха выступаетъ изъ лѣса; она съ трудомъ тащитъ вязанку сухого дерева. Испуганная мужчиной, который передъ нею упалъ, она кричитъ: Іисусъ, Марія, Іосифъ! роняетъ ношу и стоитъ тяжело дыша. Поэтъ быстро вскакиваетъ.)
(Кукушка кукуетъ вблизи.)
(Къ зрителямъ.)
(Уходитъ. Кукушка кукуетъ нѣсколько разъ.)
(Занавѣсъ падаетъ.)
II.
Прологъ къ "Антигонѣ" Софокла.
Въ театрѣ.-- Главная декорація (дворецъ Креова) поставлена.-- Играющіе собираются уходить.-- Рабочіе тушатъ огни.
На авансценѣ первый и второй студентъ.-- Второй уже одѣтъ,-- Первый съ непокрытой головой, съ большимъ темнымъ плащомъ на рукѣ.
(Второй студентъ уже, уходя, между тѣмъ какъ всѣ другіе тоже ушли и только въ глубин1123; сцены, осталось скудное освѣщеніе.)
(Снова медлитъ.)
(Исчезаетъ, захлопывая за собою тяжелую, обитую желѣзомъ дверь. Становгітся совсѣмъ темно.)
(Хочетъ идти. Геній выходитъ изъ дверей дворца и медленно подымается по ступенямъ. На немъ струящаяся одежда и на лицѣ трагическая маска. Молочно-бѣлое мерцаніе окружаетъ его. Первый студентъ, внѣ себя.)
(Вполголоса, успокаивая себя улыбкой.)
(Геній останавливается передъ нимъ: на его обнаженныхъ рукахъ прекрасныя запястья; правой рукою онъ держитъ высокій посохъ вѣстника.)
(Смущенно умолкаетъ, улыбается, мѣняетъ тонъ.)
(Снова умолкаетъ подъ властью таинственнаго, на него устремленнаго взора; отступаетъ на гнагъ назадъ, говоритъ принужденно оживляясь.) фантазію все возбуждаетъ здѣсь,
(Снова умолкаетъ, усиліемъ воли придумываетъ выходъ.)
(Послѣ мертваго молчанія пауза; подходитъ къ нему съ напускнымъ легкомысліемъ,)
(Коснувшись руки, онъ отшатывается блѣднѣя и дрожа.)
(Сильно.)
(Шепотомъ.)
(Ударяетъ съ силою посохомъ въ полъ.)
(Тихая музыка начинаетъ сопровождать слова.)
(Порывисто.)
(Устало и уныло отступая.)
(Музыка нарастаетъ въ силѣ.)
(Студентъ склоняется передъ нимъ, онъ дышитъ на него. Сильная дрожь потрясаетъ его тѣло. Геній отступаетъ и медленно поднимается по ступенямъ ко дворцу, два раза оглядываясь. Студентъ выпрямляется. Онъ блѣденъ. Онъ озирается съ совершенно измѣненнымъ выраженіемъ глазъ. Музыка внезапно обрывается.)
(Смотритъ вверхъ.)
(Со страхомъ озирается.)
(Опять начинаетъ играть музыка и нарастаетъ съ новой силою.)