|
Скачать FB2 |
| |
Франсуа Гизо
История цивилизации в Европе
Histoire de la civilisation en Europe (1828)
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
Предмет курса. - История европейской цивилизации. - Роль Франции в цивилизации Европы. - Цивилизация может служить предметом исторического изложения. - Она самый общий факт истории. - Употребительный, общепринятый смысл слова "цивилизация". - Два главных факта образуют цивилизацию: 1) развитие общества; 2) развитие человека. - Доказательства предыдущего положения. - Эти два факта необходимо связаны друг с другом и рано или поздно воспроизводят один другой. - Вполне ли исчерпывается назначение человека его индивидуальною или общественною жизнью? - История цивилизации может быть рассматриваема и описываема с двух точек зрения. - Несколько слов о плане курса. - О настоящем состоянии умов и о будущности цивилизации.
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
Исключительность древней цивилизации. - Разнообразие современной цивилизации. - Ее превосходство над древнею. - Состояние Европы в эпоху падения Римской империи. - Преобладание городов. - Попытка политической реформы, произведенная императорами. - Рескрипт Гонория и Феодосия II. - Могущество империи. - Христианская церковь. - Различные стадии, пройденные ею в V веке. - Духовенство, занимающее муниципальные должности. - Хорошее и дурное влияние церкви. - Варвары. - Внесение ими в мир чувства личной независимости и преданности человека человеку. - Обзор элементов цивилизации в начале V века.
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
Притязание различных систем на законность. - Что такое политическая законность? - Совместное существование всех образов правления в V веке. - Непрочность положения лиц, собственности и учреждений. - Две причины ее: одна внешняя - продолжавшееся нашествие варваров, другая - нравственная - эгоистическое чувство индивидуальности, свойственное варварам. - Началами цивилизации были: потребность порядка, предания Римской империи, христианская церковь, варвары. - Попытки организации, сделанные варварами, городами, христианскою церковью, Карлом Великим, Альфредом. - Прекращение нашествий германцев и арабов. - Начало феодального строя.
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Необходимая связь учений и фактов. - Перевес селений над городами. - Организация каждого отдельного феодального общества. - Влияние феодальной системы на характер феодального владельца и на семейный дух. - Народная ненависть к феодальному устройству. - Ничтожное значение священника для рабов. - Невозможность правильной организации феодализма: 1) отсутствие сильного авторитета; 2) отсутствие общественной власти; 3) затруднения, сопряженные с федеративным устройством. - Идея о праве сопротивления, свойственная феодализму. - Влияние феодальной системы: благое - на личное развитие человека, дурное - на общественный порядок.
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ
Религия содержит в себе принцип ассоциации. - Принуждение не составляет существенного характера правительства. - Условия законного правительства: 1) предоставление власти достойнейшим; 2) уважение к свободе управляемых. - Церковь, будучи корпорациею, а не кастой, удовлетворяла первому из этих условий. - Различные роды назначения и избрания должностных лиц, действовавшие в церкви. - Она не исполнила второго условия, незаконно расширив начало авторитета и употребив во зло материальную силу. - Движение и свобода умов в недрах церкви. - Отношения церкви к светским государям. - Независимость духовной власти, возведенная в степень принципа. - Притязания и усилия церкви подчинить светскую власть.