ГЕДЕОНОВ Степан Александрович [1816*, по др. сведениям -- 1815, Петербург -- 15(27).9.1878, там же], историк, археолог-искусствовед, драматург, театр, деятель. Из старинного смоленского шляхетского рода. Отец, Ал-др Мих.,-- дир. имп. театров (1833--58). За два года (1833--35)** окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та со степенью кандидата и с основат. познаниями в области классич. филологии; в 1835--48 секр. президента АН С. С. Уварова. С 1848 в Риме, с 1850 помощник заведующего, а с 1861 зав. Рус. археологич. комиссией и одновременно попечитель над пенсионерами Акад. художеств. Служа в Риме, приобрел для Эрмитажа много выдающихся ценностей -- как отд. произв. живописи и скульптуры, так и целых коллекций древнего и ренессансного иск-ва. С 1863 поч. чл. АН. По возвращении в Россию в 1863 дир. Эрмитажа (до конца жизни); провел реорганизацию в размещении экспонатов и посещении музея. В 1867--75 был также дир. имп. театров, но на театр.-адм. поприще успеха не имел: преодолеть закулисные злоупотребления (в т. ч. вмешательство офиц. "покровителей" театра) оказалось для Г., поглощенного ревностной деятельностью в Эрмитаже, непосильной задачей.
Еще в студенч. годы Г. начал серьезно изучать историю славян, в т. ч. проблемы происхождения рус. государственности. В 1837 в лексиконе А. Плюшара (т. 9) опубликовал ст. "Варяги", тема к-рой стала основной в его капитальном труде "Варяги и Русь" (ч. 1--2, СПб., 1876; удостоен Уваровской пр.; ранее опубл. "Отрывки из исследований о варяжском вопросе", ч. 1--2, СПб., 1862). Опровергая весьма обстоятельно норманскую теорию, обосновывал западнославянское происхождение призванных на Русь "варягов" -- концепция, серьезно воспринятая мн. историками (даже "норманистом" М. П. Погодиным -- см. "Зап. имп. АН", 1864, т. 6, прил. 2). В своем критич. аспекте труд Г. сохранил значение в совр. историографии.
Лит. выступления начались в 1840-е гг. и носили эпизодич. характер. Во время петерб. гастролей Полины Виардо в сезон 1843/44 Г. познакомился с ней и ее мужем и помогал ему так же, как и И. С. Тургенев, в пер. повестей Н. В. Гоголя на франц. язык (в предисл. к изд. переводчик обозначил имена своих помощников инициалами Г. и Т.). Дальнейшая лит. деятельность Г. связана с театром. В 1846 опубл. ист. драму "Смерть Ляпунова" (СПб.) -- о событиях "смутного времени". Несмотря на остроту выбранного ист. сюжета и яркую индивидуальность реального прототипа -- ист. деятеля Прокопия Ляпунова -- драма получилась риторически-холодной, лишенной внутр. динамизма и психол. глубины. Тургенев в анонимной рец. 1846 г. охарактеризовал ее как "произведение эклектическое" и по существу -- "оперное либретто"; "драма г. Гедеонова показывает, до какой степени, при образованности и начитанности, можно обходиться без таланта" (ПСС, I, 261). Тем не менее, поставленная на Александрии сцене (1845), она первоначально имела большой успех благодаря занятым в ней талантливым актерам (В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий, В. В. Самойлов и др.); оставалась в репертуаре вплоть до 1855, выдержав 43 представления. Отчасти ее успеху могла способствовать именно похожесть на оперное либретто; создание нац.-ист. оперы в сер. 19 в. повлияло на стиль ист. драмы: становясь декоративно-мелодраматич., он обретал яркость и выразительность при известной психол. однолинейности.
В 1867, став дир. имп. театров, Г. начал работать над драмой из эпохи Ивана Грозного и предложил А. Н. Островскому стать соавтором. Получив от Г. рукопись (без назв.; три действия и наброски след. явлений), Островский внес в нее радикальные изменения: переписал большую часть стихотв. текста, а прозу заменил стихами и стихами же дописал два последних действия. Отказавшись от замысла Г. сделать героиней пьесы царицу Анну, драматург поставил в центре другой, более сложный и яркий характер, по имени к-рого и назвал драму -- "Василиса Мелентьева" (ВЕ, 1868, No 2; подписи: А. Островский и Г-в; пост. янв. 1868, Александрии, т-р; до наших дней остается одной из наиб, репертуарных ист. драм). При жизни Островского перепечатывалась всегда с указанием на соавторство Г. (см.: Кашин Н. П., Этюды об А. Н. Островском, т. 1, М., 1912, с. 245--61; прил.-- текст Г., с. 281 -- 351; Островский А. Н., ПСС, т. 7, М., 1977, с. 567-- 69 --комм., т. 10, М., 1978 -- письмо к Г. и ук.).
В нач. 1870-х гг. Г. пишет сценарий оперы-балета "Млада" (из жизни полабских славян 9 в. и по мотивам их мифологии). Написанные в разное время по этому сценарию муз. произв.-- 1-й акт оперы-балета Ц. А. Кюи (1872), балет Л. Минкуса (1879), волшебная опера-балет в 4 действиях Н. А. Римского-Корсакова (1890) -- сценич. успеха не имели. Лишенные худож. достоинств, драматургич. опыты Г. отмечены достоверностью "местного колорита" воспроизводимых в них ист. эпох. Облик самого Г. запечатлен в ряде мемуаров; есть основания полагать, что стихотворение в прозе "Мои деревья" Тургенева отразило нек-рые черты Г.-сановника.
Лит.: Тургенев. Письма, XIII,кн. 2 (ук.); Григорьев. Эстетика; Алексеев А. А., Восп. актера, ч. 1, М., 1894, с. 179; Нильский А. А., Закулисная хроника 1856--1894, 2-е изд., СПб., 1900 (ук.); Никитина Н. С, О реальной основе "стихотв. в прозе" И. С. Тургенева "Мои деревья".-- РЛ, 1982, No 1 ; Лакшин В. Я., Островский, 2-е изд., М., 1982, с. 419--22; Шаскольский И. П., Антинорманизм и его судьбы.-- В кн.: Генезис и развитие феодализма в России, Л., 1983; Ловмяньский X., Русь и норманны, пер. с польского, М., 1985 (ук.); ИРДТ; ЛН, т. 73, кн. 1; т. 88, кн. 1--2. + Брокгауз (ст. "Эрмитаж"); Вольф; Венгеров. Источ.; РБС (ст. К. Сивкова); СИЭ; ТЭ; СДР; ИДРДВ.
Архивы: Архив Гос. Эрмитажа, ф. 1; ЦГАЛИ, ф. 728;ф. 1863, оп. 1, д. 16 (ф. с. 1855 г.); ИРЛИ, ф. 377; ГЦТМ, ф. 60; ЦГИА, ф. 497, оп. 2, д. 20425 (в т. ч.-- ф. с. 1873 г.)* [справка А. Хапачевой] ; ЛГИА, ф. 14, оп. 16, д. 648 а (аттестат об окончании ун-та)**.
Н.С.Никитина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989