Аннотация: Текст издания: журнал "Изящная литература", No 12, 1883.
Послѣдняя реформа учебнаго дѣла въ Германіи*).
(Статья Эдуарда Гартмана).
*) Не соглашаясь съ нѣкоторыми положеніями этой статьи, мы печатаемъ ее цѣликомъ, какъ взглядъ одного изъ самыхъ передовыхъ и ученѣйшихъ людей Германіи на постановку учебнаго дѣла. Ред.
Циркуляромъ министерства народнаго просвѣщенія отъ 31 марта 1882 года были обнародованы нѣкоторыя измѣненія въ учебномъ планѣ высшихъ германскихъ учебныхъ заведеній -- измѣненія, вошедшія въ полную силу лишь съ начала нынѣшняго года и представляющія собою результатъ многолѣтнихъ трудовъ и долгихъ обсужденій. Я нахожу удобнымъ сказать теперь нѣсколько словъ по поводу этихъ реформъ. Въ 1872 г. въ серіи статей "Вопросъ о реальныхъ школахъ" я указалъ на тѣ обстоятельства, которыя требовали реформъ. Тотъ же вопросъ, но въ болѣе широкомъ смыслѣ, затронутъ былъ мною еще и въ 1875 г. въ статьяхъ "О реформахъ высшаго образованія," въ которыхъ я прежде всего выставилъ необходимость нѣкоторыхъ измѣненій въ гимназическомъ курсѣ, а именно -- включенія естественныхъ наукъ и французскаго языка въ составъ учебныхъ предметовъ; далѣе мною высказано было желаніе, чтобы министерство офиціально признало значеніе и достоинства реальныхъ училищъ съ девятигодичнымъ курсомъ безъ латинскаго языка, (эти послѣднія разсматривалъ я не какъ высшія образовательныя заведенія, а какъ среднія школы или высшія народныя училища съ трехгодичными спеціальными классами), и желалъ, чтобы существующія въ настоящее время реальныя училища съ обученіемъ въ нихъ латинскому языку были преобразованы или въ гимназіи, или въ реальныя школы безъ преподаванія латыни. Если эти предположенія и не вполнѣ приведены въ исполненіе вышеупомянутымъ опредѣленіемъ министерства, то по крайней мѣрѣ близки къ исполненію. Какъ въ 1859 г. учебное вѣдомство офиціально признало реальныя училища съ преподаваніемъ въ нихъ латыни и установило нормальную программу этихъ заведеній, такъ точно теперь утверждены и реальныя училища безъ латинскаго языка съ девятигодичнымъ курсомъ и снабжены нормальнымъ учебнымъ планомъ. Изъ предметовъ, входящихъ въ составъ гимназическаго курса, значительно усиленъ объемъ преподаванія естественныхъ наукъ и недостаточно увеличено число уроковъ французскаго языка въ ущербъ латинскому; въ прежнихъ же реальныхъ училищахъ усилено преподаваніе латинскаго языка, а курсъ естественныхъ наукъ нѣсколько сокращенъ, вслѣдствіе чего заведенія эти по плану своему стали до нѣкоторой степени приближаться къ гимназіямъ.
Такимъ образомъ въ Германіи существуютъ въ настоящее время слѣдующаго рода учебныя заведенія: гимназіи, реальныя гимназіи (бывшія реальныя училища 1-го разряда), высшія реальныя училища, (прежнія девятиклассныя комерческія и ремесленныя училища), прогимназіи, реальныя прогимназіи, реальныя училища (послѣднія три съ семилѣтнимъ курсомъ) и наконецъ высшія городскія училища, т. е. шестиклассныя школы безъ обученія въ нихъ латинскому, французскому и англійскому языкамъ. Эти училища даютъ законченное образованіе и отличаются отъ реальныхъ училищъ только тѣмъ, что въ нихъ нѣтъ высшаго класса.
Если смотрѣть на высшія реальныя училища, какъ на среднія школы съ присоединеннымъ къ нимъ трехкласснымъ спеціальнымъ курсомъ, то тогда падетъ внутренняя разница между высшими реальными училищами и высшими городскими школами и останется только внѣшнее различіе, основанное на продолжительности обученія. Если мы можемъ признать утвержденіе высшихъ реальныхъ училищъ и сближеніе программъ гимназій и реальныхъ гимназій за успѣхъ въ развитіи нашего учебнаго дѣла, то тѣмъ болѣе можемъ привѣтствовать направленіе, которымъ проникнута объяснительная записка къ вышеупомянутому циркуляру министерства.
Направленіе это выражается въ стремленіи къ уменьшенію учебнаго матеріала, обременяющаго память, и въ совѣтахъ не придавать рѣшающаго значенія письменнымъ класснымъ работамъ въ дѣлѣ оцѣнки ученическихъ способностей. Непомѣрное напряженіе умственныхъ силъ ученика, особенно вслѣдствіе занятій въ внѣклассное время, является послѣдствіемъ чрезмѣрнаго расширенія задачъ школы и стремленія каждаго изъ учителей сдѣлать свой предметъ главнымъ занятіемъ учениковъ. Что касается дальнѣйшихъ измѣненій въ учебномъ планѣ гимназій, то внѣшнимъ поводомъ съ тому было желаніе предоставить родителямъ еще годъ для окончательнаго предназначенія дѣтей къ той или другой спеціальности; по новому уставу начало преподаванія греческаго языка перенесено въ третій классъ, и такимъ образомъ гимназіи и прежнія реальныя школы 1-го разряда имѣютъ почти соотвѣтствующія программы для четырехъ младшихъ классовъ. Слѣдовательно, выборъ между обѣими школами необходимъ только при переходѣ въ 3-й классъ. Въ обученіи греческому языку не было бы сдѣлано ущерба, если бъ вмѣсто прежнихъ шести уроковъ въ недѣлю, въ среднихъ и высшихъ классахъ назначили бы по семи: большее концентрированіе преподаванія и увеличеніе числа уроковъ чтенія въ старшихъ -- второмъ и первомъ -- классахъ принесло бы существенную пользу; къ сожалѣнію, число уроковъ увеличено только для 3-го и 2-го класса. Въ первомъ остались прежніе шесть уроковъ, изъ которыхъ одинъ (не смотря на уничтоженіе письменнаго экзамена по греческому языку) посвящается extemporale и повторенію грамматики. Подобное измѣненіе безспорно является ухудшеніемъ, равно какъ и увеличеніе на одинъ часъ числа уроковъ по исторіи и географіи въ трехъ младшихъ классахъ.
Никто до сихъ поръ не заявлялъ претензій на недостаточность сообщаемыхъ знаній изъ области исторіи и географіи, да если бы кто и претендовалъ, то увеличеніе историческаго и географическаго матеріала, обременяющаго память учениковъ младшихъ классовъ, едва ли можетъ способствовать, шесть или девять лѣтъ спустя, къ увеличенію знанія поступающихъ въ университетъ. Напротивъ того формальное развитіе ума посредствомъ грамматическихъ упражненій на столько важно, что пока латинская грамматика признается средствомъ къ такому развитію, до тѣхъ поръ преподаванію этого языка въ младшихъ классахъ врядъ ли когда можетъ быть назначено слишкомъ большое число уроковъ. Изъ этого слѣдуетъ, что измѣненіе въ количествѣ учебныхъ часовъ, назначенное для исторіи и географіи, является безполезнымъ. Если въ каждомъ изъ трехъ младшихъ классовъ оставить взятый урокъ латинскаго языка, то при подобномъ распредѣленіи легко было бы безъ ущерба латыни удѣлить въ 1 классѣ два часа въ пользу греческаго языка.
Преподаваніе и математическихъ наукъ по новой программѣ нѣсколько усилено. Въ первомъ и во второмъ классахъ на этотъ предметъ удѣлено по четыре часа въ недѣлю, и если въ третьемъ классѣ оставлены прежніе три урока, то въ пятомъ и четвертомъ прибавлено еще по часу; такъ какъ преподаваніе геометріи начинается уже съ 4-го класса, а геометрическое черченіе, введенное въ 5-мъ, служитъ подготовленіемъ къ этому предмету, то число уроковъ геометріи въ 3-мъ и младшемъ 2-мъ классахъ можетъ быть уменьшено; такимъ образомъ является возможность удѣлить больше времени да практическія классныя работы по арифметикѣ и алгебрѣ. Хотя часъ, употребляемый въ 5-мъ классѣ на геометрическое черченіе, и получился отъ сокращенія уроковъ по Закону Божію съ трехъ на два, но измѣненіе это можно одобрить вслѣдствіе того, что двухъ уроковъ по Закону Божію въ недѣлю во всѣхъ классахъ высшихъ заведеній вполнѣ достаточно.
Для прохожденія курса естествовѣдѣнія назначался во 2-мъ классѣ только часъ въ недѣлю, вслѣдствіе чего и страдало преподаваніе этого предмета; поэтому совершенно справедливо было прибавить для естественныхъ наукъ второй часъ, сокративъ количество уроковъ латинскаго языка. Что же касается 4-го класса, въ которомъ преподаваніе естествовѣдѣнія прерывалось, то не было въ сущности необходимости устраивать преподаваніе этого предмета при двухъ часахъ въ недѣлю; но измѣненіе совершилось подъ вліяніемъ современнаго направленія, благопріятнаго естественнымъ наукамъ, при чемъ изъ шести получившихся уроковъ отъ уничтоженія греческаго языка два удѣлили на естествовѣдѣніе, три -- на французскій языкъ и одинъ -- на геометрію.
Въ общемъ, новѣйшая реформа учебнаго плана гимназій слѣдуетъ правильному пути, хотя сокращеніе объема курса греческаго языка, повидимому незначительное, должно необходимо быть исправлено впослѣдствіи. Наибольшее же значеніе произведенныхъ реформъ заключается въ томъ, что по новому уставу, гимназіи значительно утратили характеръ латинскихъ школъ. Уменьшеніе числа уроковъ латинскаго языка на 9 часовъ непремѣнно повлечетъ за собою и извѣстныя измѣненія въ письменныхъ упражненіяхъ учениковъ и сократитъ требованія въ этомъ отношеніи; при подобной постановкѣ дѣла лѣтъ черезъ десять вполнѣ обнаружится, на сколько безцѣльны упражненія учениковъ старшихъ классовъ въ писаніи латинскихъ сочиненій, которыя тогда легко и съ большимъ успѣхомъ замѣнятся французскими, а греческій языкъ опять получитъ прежнее значеніе.
Переходя къ нормальной программѣ реальныхъ гимназій, прежде всего слѣдуетъ обратить вниманіе на то обстоятельство, что въ нихъ курсъ латинскаго языка увеличенъ на 10 часовъ въ недѣлю. По прежнему учебному плану въ гимназіяхъ уроковъ по латинскому языку было на 42 часа болѣе, чѣмъ въ реальныхъ; теперь разница эта уменьшилась до 23 ч. и могла бы уменьшиться до 18, если бы программа въ трехъ младшихъ классахъ реальныхъ гимназій вполнѣ соотвѣтствовала гимназической. Удивительно, что соотвѣтствіе еще не установлено, хотя по новымъ правиламъ ученики трехъ младшихъ классовъ могутъ безъ экзамена переходить изъ одного рода заведеній въ другое. Далѣе замѣчательно еще и то обстоятельство, что древняя исторія въ высшихъ гимназическихъ классахъ проходится при двухъ урокахъ въ недѣлю, тогда какъ въ реальныхъ гимназіяхъ на тотъ же предметъ удѣляется только часъ, какъ будто древняя исторія не должна имѣть мѣста въ учебныхъ предметахъ реальныхъ заведеній. Количество уроковъ по латинскому языку (шесть въ 3-мъ классѣ и пять во 2-мъ и 1-мъ) было бы совершенно достаточно, чтобы на основаніи довольно значительнаго грамматическаго курса научить учениковъ читать избранныхъ латинскихъ классиковъ; но такъ какъ чтеніе только латинскихъ авторовъ безъ дополненія ихъ греческими не можотъ дать уму желаемое классическое или гуманистическое направленіе, (чего вполнѣ достигнуть можно при посредствѣ греческихъ писателей), то измѣненный учебный планъ реальныхъ училищъ 1-го разряда не оправдываетъ переименованія этихъ училищъ въ реальныя гимназіи. Кромѣ вышеупомянутаго несоотвѣтствія между программами трехъ младшихъ классовъ обоего рода гимназій, существуетъ и еще недостатокъ, заключающійся въ томъ, что въ реальныхъ гимназіяхъ общее число учебныхъ часовъ превышаетъ на 2 часа число уроковъ въ гимназіяхъ, хотя требованіе въ послѣднихъ конечно не ниже первыхъ.
Пока между преобразованными гимназіями и между высшими реальными школами еще стоятъ третьяго рода заведеніе -- реальныя гимназіи, до тѣхъ поръ будетъ существовать у этихъ послѣднихъ стремленіе расширить права свои. Многіе возражаютъ противъ этого; однако нельзя не согласиться, что подобное стремленіе вполнѣ естественно; потому-то и слѣдовало бы облегчить по возможности добавочные экзамены для учениковъ реальныхъ гимназій, поступающихъ въ университетъ. До сихъ поръ добавочныя испытанія эти производились изъ латинскаго, греческаго языковъ и древней исторіи. Слѣдовало бы совершенно уничтожить экзамены по исторіи и латинскому языку: хотя ученики реальныхъ гимназій и проходятъ по этому предмету курсъ менѣе обширный, но за то съ избыткомъ пополняютъ недостатокъ этотъ знаніемъ французскаго и англійскаго языковъ; такимъ образомъ обязательнымъ останется только экзаменъ по греческому языку.
Впрочемъ, нужно полагать, что послѣ измѣненій, произведенныхъ въ гимназіяхъ, родители все болѣе и болѣе будутъ признавать преимущество гимназій надъ реальными гимназіями и эти послѣднія вслѣдствіе уменьшенія числа поступающихъ должны будутъ силою вещей преобразоваться или въ гимназіи, или въ высшія реальныя школы.