|
Скачать FB2 |
| |
Федерико Гарсия Лорка
Иерма
Трагическая поэма в трёх актах и шести картинах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
АКТ ПЕРВЫЙ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
При поднятии занавеса Иерма спит; в ногах у ней рабочая шкатулка. Зыбкий, фантастический свет озаряет сцену. Входит на цыпочках Пастух и внимательно смотрит на Иерму. Он ведёт за руку ребёнка, одетого в белый костюмчик. Бьют часы. После ухода Пастуха сцену заливает радостный свет весеннего утра. Иерма просыпается
Хуан уходит. Иерма поднимает шкатулку, проводит рукой по животу, потягивается, сладко зевает и садится за шитьё.
(Вдевает нитку в иголку.)
(Как бы обращаясь к воображаемому ребёнку.)
Пауза.
(Продолжая шить.)
Пауза.
В дверях появляется Мария со свёртком в руках.
Входит Виктор.
(Иерма задумчиво встаёт, подбегает к тому месту, где стоял Виктор, глубоко дышит -- точно горным воздухом, затем отходит в противоположный конец сцены, словно ища чего-то, наконец возвращается, садится и берётся за шитьё. Начинает шить и вдруг уставляет глаза в одну точку и остаётся неподвижной.
Занавес
КАРТИНА ВТОРАЯ
Поле. Входит Иерма. В руках у неё корзинка. Появляется Бойкая старуха.
Появляются две подруги Иермы.
(Иерма прислушивается к пению.)
Иерма направляется к выходу и сталкивается с Виктором.
Пауза.
Пауза. В напряжённой тишине между двумя персонажами идёт глухая внутренняя борьба.
Пауза.
Входит Хуан.
Пауза.
Конец первого акта
АКТ ВТОРОЙ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
При поднятии занавеса слышно пение. Крестьянки,, поодаль друг от друга, полощут в ручье бельё.
Песня
(Женщины смеются.)
Женщины шушукаются. Входят две золовки Иермы. Они в трауре. Среди всеобщего молчания обе принимаются полоскать бельё. Вдали звенят колокольчики.
Золовки выпрямляются и смотрят.
В такт машут в воздухе бельём и колотят его о камни.
Занавес
КАРТИНА ВТОРАЯ
Комната в доме Иермы. Сумерки. Хуан сидит. Две его сестры стоят.
Старшая сестра утвердительно кивает головой.
Сестра утвердительно кивает головой.
Входит Иерма с двумя кувшинами и останавливается в дверях.
Сестра уходит.
Иерма ставит кувшины на место. Пауза.
Пауза.
Входит старшая сестра и медленно направляется к стенному шкафу.
Входит другая сестра, направляется к кувшинам и наливает в большой кувшин воды.
Младшая сестра с кувшином в руках медленно направляется к двери и уходит.
Другая сестра, торжественно, словно хоругвь, держа в руках миску, направляется к двери и уходит. Пауза.
Иерма пристально смотрит на мужа, тот поднимает голову, и взгляды их встречаются.
В дверях появляются обе сестры.
Пауза.
Сестры входят.
Мария делает такое движение, будто хочет взять у Иермы ребёнка.
Входит одна из золовок, достаёт из шкафа хлеб и уходит.
Входит Виктор.
Пауза.
Сцену окутывает мягкий сумрак.
Пауза.
Входит Младшая золовка, медленно проходит к другой двери и останавливается, освещенная последними лучами заката.
Из-за сцены доносится протяжная и грустная мелодия пастушьих свирелей.
Пауза.
Виктор направляется к выходу, но Иерма делает чуть заметное движение, и он оборачивается.
Иерма с тоской смотрит на свою руку, которую только что пожал Виктор. Затем быстро отходит налево и берёт шаль.
На сцене почти совсем темно. Входит Старшая золовка со свечой в руке; сцена должна быть освещена только этим естественным светом свечи и никаким другим. Золовка идёт в глубину сцены, разыскивая Иерму. Вдалеке играют на свирелях пастухи.
Входит Вторая золовка. Они смотрят друг на друга и направляются к двери.
Слышны звуки свирелей и рожков. Сцена погружается в полную темноту.
Занавес
АКТ ТРЕТИЙ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Дом знахарки Долорес. Светает. Входят Иерма, Долорес и две старухи.
За сценой голоса.
Иерма направляется к двери; в этот момент за сценой кто-то зовёт её. Долорес и две старухи цепенеют.
Долорес колеблется.
Глухой шум голосов. Входят Хуан и две золовки.
Иерма падает.
За сценой голоса.
Быстро падает занавес
КАРТИНА ВТОРАЯ
Окрестности скита в горах. На переднем плане -- импровизированная палатка Иермы: повозка, а над ней шатёр из одеял. Входят женщины с приношениями старцу. Все босые. Тут же вертится Бойкая старуха из первого акта. Еще до поднятия занавеса за сценой поют.
Женщины уходят.
Входят Мария и Первая подруга Иермы.
Слышны голоса.
Уходят. Слышны голоса. Входят Иерма и шесть женщин; они направляются в часовню. Все они босы, в руке у каждой витая свеча. Начинает темнеть.
Слева вбегают девушки с длинными лентами в руках. Справа, оглядываясь назад, вбегают ещё три девушки. Crescendo голосов, бубенчиков и погремушек. В глубине сцены, на возвышении, появляются семь девушек, размахивающих лентами в сторону левой группы. Шум нарастает. Входят двое в балаганных костюмах: один изображает Самца, другой -- Самку. Они в огромных масках. В руках у Самца бычий рог. В этих фигурах не должно быть ничего от гротеска, напротив, они должны быть красивы и глубоко народны. Самка всё время размахивает ожерельем из больших бубенцов. В глубине сцены собирается шумная толпа. Все смотрят на танец и оживлённо переговариваются. Сильно стемнело.
Звон гитар.
(Подходит к Самке.)
Уходят, танцуя, хлопая в ладоши и улыбаясь. Поют.
По сцене с криками пробегают две девушки. Входит Бойкая старуха.
Входит Иерма.
Иерма чем-то удручена и не отвечает.
Вдали гремит хор богомольцев. Иерма направляется к повозке, из-за неё выходит Хуан.
За сценой поёт хор богомольцев.
Вбегают несколько человек и останавливаются в глубине сцены. Слышен хор богомольцев.
Занавес
|