(сын Леона Г.) -- драматург и романист; родился в Париже в 1834 г. Найдя удачного сотрудника в лице Мельяка, Г. создал вместе с ним новый жанр -- оперетку, где под прикрытием шутки авторы высмеивали все что было напыщенного и пустого в нравах Второй империи. "Орфей в аду", "Прекрасная Елена", "Синяя борода", "Великая герцогиня Герольштейнская" имели в свое время значение тонкой общественной сатиры. Под легкий ритм оффенбаховской музыки публика вторила смеху авторов, не замечая, что она этим свергала с пьедесталов своих собственных кумиров. Смелость Г. и Мельяка доходила до осмеяния главной основы лицемерия и косности -- преклонения перед традициями. Вместе с Мельяком Г. написал и несколько более серьезно задуманных комедий. Самая крупная из них "Frou-Frou" (1869), героиня которой -- тип французской светской женщины, истеричной и пустой, несчастной вследствие своей неспособности чувствовать глубоко и цельно, и при всем том привлекательной именно благодаря своей нравственной беспомощности. Из остальных пьес Г. и Мельяка самые известные: "Fanny Lear" (1868), "Tricoche et Cacolet", "La Cigale", "Sonnettes". Г. написал еще несколько романов: "Madame et Mr. Cardinal", "La Famille Cardinal", "Criquette", "Abbé Constantin". П оследний из них, несколько сентиментальный, содействовал главным образом избранию Г. в члены Французской академии. Г. напечатал еще ряд рассказов из франко-прусской войны, озаглавленных: "Invasion".
З. Венгерова.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
II.
ГАЛЕВИ́, правильнее Алеви (Halévy), Людовик (1.I.1834, Париж, -- 8.V.1908, там же) -- франц. писатель. Чл. Франц. академии (с 1884). Сын писателя Леона Г. (1802--83) и племянник композитора Фроманталя Жака Г. (1799--1862). Г. начал лит. деятельность с одноактной шутки "Батаклан" (1855). Успех принес ему одноактный водевиль "Менуэт Данаи" (1861), написанный совм. с АнриМельяком, к-рый был соавтором Г. ок. 20 лет. Их оперетты, пародии, комедии нравов, водевили развлекали бурж. зрителя. Слегка шаржируя нравы Второй империи с помощью античных сюжетов или сказок, они создавали новый жанр -- либретто оперетт, буффонаду, полную остроумных диалогов, фривольных куплетов. Благодаря музыке Ж. Оффенбаха их оперетты вошли в мировой репертуар ("Прекрасная Елена", пост. 1864, "Синяя борода", пост. 1866, "Перикола", пост. 1868, и др.). Им же принадлежит и либретто оперы Ж. Бизе "Кармен" (пост. 1875). Г. и Мельяк изображали также парижскую светскую жизнь (комедии "Фру-фру", 1869, рус. пер. 1871; "Маленькая маркиза", 1874, рус. пер. -- "От поцелуя к поцелую", 1881, и др.). В 1872 Г. опубл. кн. сентимент. очерков и рассказов о франко-прусской войне "Нашествие" ("L'invasion") и повесть "Госпожа и господин Кардиналь" ("M-me et m-r Cardinal", рус. пер. -- "Семейство Кардиналь", 1895). Его роман "Аббат Константин" ("L'abbé Constantin", 1882, рус. пер. 1909) прославлял бурж. добродетели и идеализировал франц. духовенство.
Соч.: Le théâtre, v. 1 -- [8], P., [1900--1902] (совм. с H. Meilhac).
Лит.:Parigot H., Le théâtre d'hier, P., 1893; Zola E., Nos auteurs dramatiques, P., 1914; France A., Œuvres complètes, t. 6--7, P., 1926.
Гольдман М. А.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 39.