Фламмарион Камиль
Вера в светопреставление

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Вѣстникъ Иностранной Литературы", No 12, 1893.


   

ВѢРА ВЪ СВѢТОПРЕСТАВЛЕНІЕ.
(По К. Фламмаріону).

   Въ "Revue Illustrée" Камиллъ Фламмаріонъ въ особомъ этюдѣ разсматриваетъ разныя фазы вѣры въ близость свѣтопреставленія, въ той послѣдовательности, въ какой переживала наиболѣе цивилизованная часть человѣчества съ первыхъ лѣтъ христіанской эры и до послѣдняго времени. Онъ указываетъ на существовавшее еще въ глубокой древности убѣжденіе, что міръ непремѣнно долженъ погибнуть отъ огня. Это увѣренность, выраженная, между прочимъ, и въ Зендавестѣ, быть можетъ, находилась въ нѣкоторой связи съ преданіями о предшествовавшемъ всемірномъ потопѣ.
   Въ первыя времена христіанства ожидали со дня на день свѣтопреставленія. Это доказывается, между прочимъ, слѣдующимъ мѣстомъ изъ перваго посланія св. апостола Павла къ Ѳессалоникійцамъ: "Самъ Господь при возвѣщеніи, при гласѣ Архангела и трубѣ Божіей, сойдетъ съ неба, и мертвые во Христѣ воскреснутъ прежде; потомъ мы, оставшіеся въ живыхъ, вмѣстѣ съ ними восхищены будемъ на облакахъ, въ срѣтеніе Господу на воздухѣ, и такъ всегда съ Господомъ будемъ. И такъ утѣшайте другъ друга сими словами". (Глава 4, ст. 16). Лозунгомъ, по которому христіане узнавали тогда другъ друга, служили слова: "Маронъ ата", т. е. "Господь грядетъ".
   Втеченіе почти всего перваго столѣтія по P. X., ознаменовавшагося жестокими гоненіями на христіанъ, страшнымъ изверженіемъ Везувія, уничтожившимъ Геркуланъ и Помпею, появленіемъ въ Іудеѣ лжепророковъ и разрушеніемъ Іерусалима, вѣрующіе усматривали въ этихъ катастрофахъ непреложное доказательство близости Страшнаго Суда. Затѣмъ, однако, когда въ римскомъ мірѣ установилось сравнительное спокойствіе, вѣра въ свѣтопреставленіе, хотя и не ослабѣла, приняла нѣсколько иной характеръ. Стали полагать, что грандіозной гибели міра должно предшествовать крушеніе римской имперіи. Карѳагенскій епископъ -- св. Августинъ -- былъ убѣжденъ, что уже присутствуетъ въ 426 году при первомъ дѣйствіи этой драмы. Турскій епископъ -- св. Григорій -- начинаетъ въ 573 году свою исторію франковъ слѣдующими словами: "Собираясь описывать борьбу царей съ враждебными народами, я испытываю желаніе изложить глубокое мое убѣжденіе. Ужасъ, вызванный ожиданіемъ близкаго свѣтопреставленія, заставляетъ меня внести въ лѣтопись все число минувшихъ годовъ, дабы извѣстно было въ точности, сколько ихъ протекло отъ сотворенія міра".
   Всякая мѣстная катастрофа -- землетрясеніе, эпидемическая болѣзнь, голодъ, наводненіе, необычайныя явленія природы, какъ напримѣръ солнечныя затменія, сильныя бури и грозы, появленіе кометъ и т. п.-- все это считалось предвѣстниками гибели міра. Вѣрующіе жили тогда въ постоянномъ страхѣ...
   Нѣсколько позднѣе возникло въ католическихъ народныхъ массахъ убѣжденіе, что свѣтопреставленіе произойдетъ именно въ тысячномъ году христіанской эры. Хартіи конца десятаго вѣка сплошь и рядомъ начинались словами: "Termino mundi appropinquante". (Въ виду приближающагося свѣтопреставленія). Многіе проповѣдники прямо заявляли, что свѣтопреставленіе состоится въ тысячномъ году 25-го марта. Это вызвало среди вѣрующихъ паническій страхъ. Во многихъ городахъ народъ 25-го марта до полуночи не выходилъ изъ церквей, съ минуты на минуту ожидая смерти. Общее убѣжденіе въ близкомъ концѣ міра оказывалось далеко не безвыгоднымъ для католическаго духовенства.
   Объятые ужасомъ богачи оставляли по завѣщанію движимое и недвижимое свое имущество монастырямъ, которые, несмотря на близость свѣтопреставленія, охотно принимали всяческія пожертвованія. Въ хроникѣ отъ тысячнаго года, писанной монахомъ Раулемъ Глаберомъ, значится на первой же страницѣ: "цѣпи, въ которыя закованъ сатана, вскорѣ теперь спадутъ согласно пророчеству св. Іоанна, такъ какъ тысяча лѣтъ уже исполнилась. Объ этихъ-то минувшихъ годахъ мы и будемъ говорить".
   Конецъ десятаго и начало одинадцатаго вѣка дѣйствительно имѣли зловѣщій характеръ. Съ 980 по 1040 годъ казалось, будто смерть распростерла свои крылья надъ христіанскимъ міромъ. Голодъ и чума свирѣпствовали повсемѣстно въ Европѣ. Явилась какая-то "жгучая" болѣзнь, поражавшая руки и ноги такъ, что онѣ гнили заживо и отваливались отъ туловища. Больные толпами тѣснились въ церквахъ и по дорогамъ къ святымъ мѣстамъ, устилая ихъ своими трупами. Отъ этой ужасающей заразы погибло въ одной Аквитаніи болѣе сорока тысячъ человѣкъ.
   Къ болѣзнямъ присоединился опустошительный голодъ. Вообще, впродолженіе семидесяти трехъ лѣтъ, съ 987 по 1060 годъ, насчитывается всего двадцать пять лѣтъ, неотмѣченныхъ голодомъ, или эпидеміей. Вторженіе венгровъ, съ 910 по 945 годъ, возобновило ужасы нашествія Аттилы. Потомъ, вслѣдствіе междоусобныхъ войнъ, все пришло въ такое раззореніе, что поля оставались невоздѣланными. Къ тому же цѣлыхъ три года шли сильные дожди, недозволявшіе, по словамъ лѣтописцевъ,-- ни сѣять, ни собирать въ житницы. Земля не давала болѣе плода, а потому ее не обработывали. "Гарнецъ пшеницы,-- пишетъ Рауль Главеръ,-- поднялся въ цѣнѣ до червонца золотомъ. Даже богачи исхудали и поблѣднѣли, бѣдняки же питались лѣсными кореньями, а многіе человѣческимъ мясомъ. На дорогахъ сильные умерщвляли слабыхъ, раздирали ихъ на части, жарили и ѣли. Дѣтей заманивали куда нибудь въ сторону, обѣщая дать имъ яйцо, или фруктъ, и тамъ съѣдали самихъ. Людоѣдство обратилось въ какое-то повальное сумасшествіе, доходившее до того, что звѣри пользовались, сравнительно съ людьми, большей безопасностью. Дѣти убивали родителей, чтобы насытиться ихъ трупами, матери пожирали собственныхъ дѣтей. Дошло, наконецъ, до того, что въ Турнѣ нашелся мясникъ, осмѣлившійся выставить у себя въ лавкѣ на продажу человѣческое мясо. Онъ въ этомъ и не запирался и былъ сожженъ на кострѣ, а мясо изъ его лавки отобрано и зарыто въ землю. Въ ту же ночь, однако, оттуда вырыли и съѣли его. Виновный былъ впрочемъ розысканъ и также сожженъ живьемъ".
   Смертность отъ голода была такъ велика, что не было возможности хоронить трупы, тѣмъ болѣе, что къ голоду присоединилась и чума. Впрочемъ, по городамъ и селамъ ходили цѣлыми стаями волки, принявшіе на себя уборку покойниковъ.
   Какъ говорится,-- нѣтъ худа безъ добра. Ужасающее народное бѣдствіе дозволило установить въ католическихъ странахъ такъ называемый Божій миръ еженедѣльно съ среды вечера до понедѣльника утра. Втеченіе четырехъ дней воспрещалось подъ страхомъ отлученія отъ церкви нападать на сосѣдей, ихъ грабить и убивать...
   Тысячный годъ миновалъ, однако, подобно своимъ предшественникамъ, безъ свѣтопреставленія. Вѣрующіе рѣшили тогда, что нѣсколько ошиблись въ вычисленіяхъ, и что конецъ міра долженъ наступить не въ тысячномъ, а въ тысяча тридцать третьемъ году. Продолжали ждать и надѣяться. Какъ разъ въ 1033 году 29 іюня случилось солнечное затменіе. Дневное свѣтило внезапно приняло шафранно-желтый цвѣтъ. Люди казались другъ другу блѣдными, какъ смерть. Все кругомъ потускло. Всѣ оцѣпенѣли отъ страха и ждали неизбѣжной катастрофы... Тѣмъ не менѣе и на этотъ разъ дѣло обошлось безъ свѣтопреставленія.
   Тогда именно и приступили въ западной Европѣ къ сооруженію великолѣпныхъ храмовъ, многіе изъ которыхъ уцѣлѣли еще до сихъ поръ. Духовенство продолжало обогащаться обильными пожертвованіями. По словамъ Рауля Глабера, всѣ, какъ бы по общему соглашенію, рѣшились сбросить съ себя лохмотья ветхаго человѣка и облачиться въ бѣлыя одежды. Вѣрующіе не только отстроили заново всѣ храмы въ городахъ, но также монастыри, посвященные разнымъ святымъ, и даже простыя сельскія часовни".
   Во всѣхъ этихъ храмахъ надъ входомъ изображены были набожными ваятелями сцены изъ Страшнаго Суда въ томъ видѣ, какъ онѣ представлялись средневѣковому воображенію. Посерединѣ, надъ порталомъ, возсѣдалъ ангелъ съ вѣсами, по лѣвую руку котораго толпились грѣшники, увлекаемые во адъ фантастически уродливыми чертями.
   Въ двѣнадцатомъ столѣтіи вся Европа приведена была въ ужасъ сообщеніемъ астрологовъ о предстоявшемъ соединеніи всѣхъ планетъ въ созвѣздіи Вѣсовъ. Предсказаніе это дѣйствительно оправдалось, такъ какъ всѣ планеты сошлись въ этомъ созвѣздіи на протяженіи всего лишь 10® (между 180® и 190® долготы). Свѣтопреставленія отъ этого, однако, не послѣдовало.
   Знаменитый алхимикъ Арнольдъ Вильневъ вычислилъ, что конецъ міра долженъ наступить въ 1335 году, но въ вычисленія его, безъ сомнѣнія, вкралась какая-нибудь ошибка. Въ 1406 году въ царствованіе Карла VI солнечное затменіе 16-го іюня вызвало общую панику, о которой современники пишутъ:
   "Нельзя было безъ жалости смотрѣть на народъ, толпившійся въ церквахъ въ убѣжденіи, что наступилъ конецъ міра". Одинъ изъ католическихъ святыхъ, Винцентъ Феррье, написалъ въ 1491 году цѣлый трактатъ "О свѣтопреставленіи и наукѣ духовной", въ которомъ доказывалось, что христіанскому человѣчеству предстоитъ жить всего столько лѣтъ, сколько имѣется стиховъ въ Псалтырѣ, то есть ни больше, ни меньше, какъ 2537 лѣтъ.
   Германскій астрологъ Штоффлеръ, въ свою очередь, предсказалъ на 20-е февраля 1524 года всемірный потопъ. Это предсказаніе вызвало общую панику. Помѣстья, находившіяся въ долинахъ, близь рѣкъ, или неподалеко отъ морского прибрежья,-- продавались за безцѣнокъ и... находили себѣ покупателей, безъ сомнѣнія не питавшихъ особеннаго довѣрія къ астрологамъ. Подобный скептицизмъ являлся, однако, исключеніемъ изъ общаго правила. Дѣйствительно, въ это самое время въ Тулузѣ д-ръ Ореолъ построилъ ковчегъ для себя, своей семьи и пріятелей. Тогдашніе лѣтописцы утверждаютъ, что многіе послѣдовали его примѣру. Архиканцлеръ императора Карла V освѣдомился у компетентнаго духовнаго лица: "будетъ-ли на самомъ дѣлѣ всемірный потопъ?" Ему отвѣчали, что бѣдствіе наврядъ-ли окажется столь пагубнымъ, какъ думаетъ Штоффлеръ, но что тѣмъ не менѣе зловѣщее соединеніе планетъ вызоветъ серьезные безпорядки въ земной природѣ. Роковой день наконецъ наступилъ... и прошелъ благополучно.
   Весь февраль мѣсяцъ отличался въ 1524 году даже бѣдностью атмосферныхъ осадковъ. Это не помѣшало, однако, придворному астрологу курфюрста бранденбургскаго, Іоганну Каріону, предсказать потопъ на 1532 годъ. Другой астрологъ Кипріанъ Леовичъ вычислилъ "съ ручательствомъ въ точности", что потопъ непремѣнно случится въ 1584 году. Этому предсказанію, разумѣется, тоже повѣрили. По словамъ одного изъ современниковъ Гюйона, церкви не въ состояніи были вмѣщать стремившіяся туда испуганныя массы народа. Многіе спѣшили писать завѣщанія, совершенно забывая о безполезности такихъ документовъ на случай свѣтопреставленія. Другіе отдавали свое имущество священно-служителямъ, которые, по ихъ мнѣнію, могли отсрочить своими молитвами день "Страшнаго Суда".
   Въ 1588 году состоялось слѣдующее астрологическое предсказаніе: "Восьмой годъ послѣ 1580, считая отъ Рождества Спасителя, будетъ временемъ страшнымъ и всяческаго страха полнымъ. Если въ этотъ ужасный годъ весь міръ не распадется во прахъ,-- если моря и суша не погибнутъ, то рѣшительно всѣ царства поколеблятся, и горе будетъ тяготѣть надъ родомъ человѣческимъ".
   Знаменитый магъ и волшебникъ Нострадамусъ, безъ сомнѣнія, долженъ былъ тоже предсказать конецъ міра. Онъ это и сдѣлалъ въ четверостишіи, въ которомъ заявлялось, что свѣтопреставленіе можетъ произойти лишь въ томъ году, когда Пасха случится 25-го апрѣля. Необходимо замѣтить, что въ его время въ Западной Европѣ держались еще юліанскаго лѣтосчисленія, по которому Пасха ни коимъ образомъ не могла совпасть съ 25-мъ апрѣля. Впослѣдствіи, однако, когда былъ введенъ грегоріанскій календарь, такое совпаденіе стало для католической Пасхи возможнымъ. Оно предстоитъ и теперь въ 1943, 2038, 2198 и т. д. годахъ, причемъ, однако, ожидающіе свѣтопреставленія будутъ повидимому не вправѣ ссылаться на авторитетъ Нострадамуса.
   Появленіе кометъ зачастую тоже вызывало паническій страхъ, заставляя ожидать свѣтопреставленія или, по крайней мѣрѣ, какой-нибудь бѣдственной катастрофы. Еще въ 1665 году португальскій король Альфонсъ I былъ до такой степени напуганъ появленіемъ кометы, что съ отчаянія выстрѣлилъ въ нее изъ пистолета. Въ 1680 году явилась большая комета, орбита которой, по вычисленіямъ Ньютона, почти пересѣкалась съ земною орбитой. Англійскій астрономъ Уйстонъ утверждалъ, что предшествовавшее появленіе этой кометы вызвало всемірный потопъ. Кардиналъ Мазарини былъ въ то время при смерти. Ему сказали, что въ виду появленія большой кометы онъ наврядъ-ли можетъ разсчитывать на выздоровленіе. Остроумный кардиналъ возразилъ, что комета дѣлаетъ ему слишкомъ много чести. Очевидно, что онъ относился довольно скептически къ вліянію небесныхъ свѣтилъ на судьбы государственныхъ сановниковъ.
   Хотя кометы и начали уже утрачивать въ это время прежнее свое обаяніе, но все-таки еще въ трактатѣ о нихъ астронома Бернулли помѣщена слѣдующая многозначительная замѣтка: "Если ядро кометы само по себѣ и не является видимымъ знаменіемъ гнѣва Божія, то ея хвостъ пожалуй что и можетъ бытъ признанъ таковымъ".
   Впрочемъ, всего лишь сто двадцать лѣтъ тому назадъ, а именно въ 1773 году появленіе кометъ вызвало паническій страхъ повсемѣстно въ Европѣ, не исключая даже и Парижа. Кабинетъ астронома Лаланда, представившаго въ академію наукъ докладъ о кометѣ, былъ съ утра до вечера полонъ посѣтителями. Возбужденіе умовъ дошло до того, что многія вліятельныя лица обратились къ парижскому архіепискому съ просьбой предписать общее сорокачасовое молебствіе для предотвращенія грозившаго потопа. Архіепископъ собирался уже уступить этимъ просьбамъ, но представленія академіи наукъ убѣдили его отмѣнить свое рѣшеніе. Спустя нѣсколько дней Ладандъ обнародовалъ докладную свою записку о кометахъ. Тамъ заявлялось, что изъ шестидесяти извѣстныхъ въ то время кометъ восемь могли бы, пожалуй, подойдя слишкомъ близко въ Землѣ, "вызвать такое атмосферное давленіе, вслѣдствіе которого моря выступятъ изъ береговъ и покроютъ часть суши".
   Паника постепенно разсѣялась. Страхъ, который возбуждало появленіе кометъ, принялъ нѣсколько иную форму. Въ этихъ свѣтилахъ перестали усматривать знаменія гнѣва Божія, но вмѣсто того начали обсуждать научнымъ образомъ вѣроятность столкновенія ихъ съ земнымъ шаромъ. Само собой разумѣется, что въ то время были расположены считать результаты подобной катастрофы самыми роковыми. Еще въ концѣ прошлаго столѣтія Лапласъ изображалъ самыми мрачными красками картину такого столкновенія.
   Даже и въ нынѣшнемъ девятнадцатомъ вѣкѣ появленіе кометъ неоднократно возбуждало самыя трагическія опасенія. Такъ, утверждали, будто свѣтопреставленіе должно наступить 29-го октября 1832 года, вслѣдствіе того, что комета Белы какъ-разъ пересѣчетъ земную орбиту. Она дѣйствительно это и сдѣлала къ величайшему ужасу непосвященныхъ въ тонкости астрономіи. Между тѣмъ, еслибъ даже комета столкновеніемъ своимъ съ Землею и могла причинить какую-либо катастрофу, то въ данномъ случаѣ не было ни малѣйшаго основанія тревожиться. Комета пересѣкла земную орбиту въ такой точкѣ, до которой Земля могла дойти лишь мѣсяцемъ позднѣе. Такимъ образомъ наша планета осталась отъ блуждающаго свѣтила на довольно почтительномъ разстояніи -- 80 милліоновъ верстъ. Все ограничилось поэтому однимъ только страхомъ.
   Тоже самое случилось и въ 1857 году, когда предсказывали на 13-е іюня возвращеніе знаменитой кометы Карла V, приписывая ей обращеніе вокругъ солнца въ трехсотлѣтній срокъ. Многіе тогда перепугались не на шутку и даже въ самомъ Парижѣ исповѣдальни были переполнены кающимися.
   1872 годъ ознаменовался подобнымъ-же предсказаніемъ подъ фирмою директора женевской обсерваторіи Плантамура, который былъ тутъ, какъ говорится, ни душой, ни тѣломъ не виноватъ.
   Какъ уже упомянуто, не однѣ только кометы, но также и всѣ необычайныя земныя и небесныя явленія, какъ напримѣръ полныя солнечныя затменія,-- таинственныя звѣзды, внезапно показывавшіяся на небѣ,-- дожди падающихъ звѣздъ,-- грозныя вулканическія изверженія, распространявшія вокругъ огнедышащей горы среди бѣлаго дня ночной мракъ и осыпавшія все вокругъ густымъ слоемъ пепла,-- землетрясенія, обращавшія большіе города въ развалины, или же погружавшія ихъ цѣликомъ въ разверстыя нѣдры Земли, всѣ эти величественныя, или же страшныя событія постоянно вызывали у людей опасенія гибели обитаемой ими планеты.
   Лѣтописи солнечныхъ затменій или, точнѣе говоря, тѣхъ впечатлѣній, которыя затменія производили на умы, могли-бы оказаться столь-же интересными и поучительными, какъ исторія опасеній, вызывавшихся кометами. Ограничиваясь лишь сравнительно недавними фактами, упомянемъ объ одномъ изъ послѣднихъ полныхъ солнечныхъ затменій, видѣнныхъ во Франціи. Оно было предсказано астрономами на 12-е августа 1654 года. Предсказаніе это вызвало тотчасъ-же самые зловѣщіе толки. Одни утверждали, будто это небесное знаменіе ниспослано возвѣстить о бѣдственныхъ государственныхъ переворотахъ и разрушеніи города Рима. Другіе считали его предвѣстникомъ всемірнаго потопа. Третьи опасались, что Солнце обратитъ при этомъ случаѣ земной шаръ въ пепелъ... По самымъ оптимистическимъ воззрѣніямъ полное затменіе Солнца должно было мгновенно отравить воздухъ и породить какую-нибудь новую смертоносную эпидемію. Убѣжденіе въ этомъ было до такой степени сильно, что, по предписанію врачей, испуганные ихъ паціенты попрятались въ погреба и подвалы, предварительно натопленные и надушенные полезными для здоровья ароматами. Запершись тамъ за тридевятью замками, надѣялись уберечься отъ зловреднаго дѣйствія затменія. Объ этомъ упоминаетъ, между прочимъ, и Фонтенель. Другой писатель того-же столѣтія, Пти, разсказываетъ, что эпидемическій страхъ возросталъ съ каждымъ днемъ до рокового 12 августа. Народъ, думая, что настаетъ уже послѣдній часъ, устремился цѣлыми толпами исповѣдывать свои грѣхи. Одинъ сельскій священникъ, видя, что онъ не успѣетъ удовлетворить всѣхъ кающихся, вынужденъ былъ оповѣстить съ церковной каѳедры, чтобы они не особенно торопились, такъ какъ по распоряженію начальства затменіе отложено еще на цѣлыхъ двѣ недѣли. Прихожане повѣрили ему на-слово.
   Послѣдовавшія затѣмъ во Франціи солнечныя затменія 12-го мая 1706, 22 мая 1724 и 8 іюля 1842, а также неполныя, но довольно сильныя затменія 9-го октября 1847, 22 іюля 1851, 15 марта 1858, 18 іюля 1860 и 22 декабря 1870, производили тоже довольно сильное впечатлѣніе на робкіе умы. Достовѣрно извѣстно, что, при каждомъ изъ этихъ затменій, французское католическое духовенство считало возможнымъ усмотрѣть въ астрономическомъ явленіи знаменіе Божескаго проклятія. Во многихъ семинаріяхъ и народныхъ училищахъ, состоявшихъ подъ вѣдѣніемъ духовенства, предписано было ученикамъ и ученицамъ встрѣчать затменія соотвѣтственными молитвами. Сколько можно судить, однако, мистическое толкованіе этихъ небесныхъ явленій отжило уже свой вѣкъ. Будущее полное солнечное затменіе, которое окажется видимымъ въ южной Франціи 28-го мая 1900 года, вѣроятно, не вызоветъ къ сѣверу отъ Пиренеевъ уже никакихъ опасеній, тогда какъ къ югу отъ этого горнаго хребта пожалуй еще сохранится традиціонное чувство страха.
   Еще и теперь въ некультурныхъ странахъ солнечныя затменія вызываютъ такое же чувство ужаса, какое они производили нѣкогда въ Европѣ. Путешественникамъ нерѣдко случалось отмѣчать этотъ фактъ, преимущественно же въ Африкѣ. Такъ, въ 1860 году, въ Алжирѣ,-- солнечное затменіе страшно перепугало и мужчинъ, и женщинъ. Одни принялись молиться, другіе же бросились опрометью домой. Во время бывшаго въ 1878 году въ Сѣвероамериканскихъ Соединенныхъ Штатахъ полнаго солнечнаго затменія, одинъ негръ, обезумѣвшій отъ страха, зарѣзалъ жену и дѣтей, чтобы спасти ихъ отъ ужасовъ начинавшагося, по его мнѣнію, свѣтопреставленія.
   Нельзя отрицать, впрочемъ, что такое явленіе, какъ полное затменіе солнца, совмѣщаетъ въ себѣ всѣ условія для того, чтобы дѣйствовать самымъ поражающимъ образомъ на воображеніе. Божество дня -- Солнце, оживотворяющее Землю благодѣтельными своими лучами, внезапно начинаетъ меркнуть и, прежде чѣмъ угаснуть совсѣмъ, бросаетъ на насъ блѣдный мертвенный свѣтъ. Все небо принимаетъ зловѣщій, тусклый оттѣнокъ. Животныя, очевидно, поражены недоумѣніемъ и страхомъ,-- лошади отказываются идти впередъ, волы, запряженные въ плугъ, останавливаются, какъ вкопанные, собака жмется къ хозяину, насѣдки собираютъ своихъ цыплятъ и спѣшатъ съ ними въ курятникъ, птицы замолкаютъ, а иногда даже падаютъ мертвыя отъ страха. Араго, описывая затменіе, которое онъ наблюдалъ въ Перпиньянѣ 8-го іюля 1842 года, говоритъ, что собравшаяся на площади двадцатитысячная толпа представляла и сама по себѣ чрезвычайно любопытное зрѣлище. "Когда отъ солнца остался только узенькій серпъ, дававшій сравнительно очень мало свѣта, всю эту толпу охватило чувство какого-то безпокойства. Каждому хотѣлось подѣлиться своими впечатлѣніями съ сосѣдомъ. Съ площади поднялся глухой гулъ, подобный отдаленному шуму моря послѣ бури. Гулъ этотъ все усиливался по мѣрѣ того, какъ солнечный серпъ становился все болѣе узкимъ. Наконецъ серпъ этотъ совершенно исчезъ. Свѣтъ внезапно смѣнился мракомъ, и этотъ фазисъ затменія ознаменовался мертвымъ молчаніемъ, отмѣтившимъ его съ отчетливостью маятника нашихъ астрономическихъ часовъ. Величіе небеснаго явленія восторжествовало надъ веселымъ задоромъ юношества и надъ легкомысленнымъ, высокомѣрнымъ равнодушіемъ, которое многіе считаютъ необходимой вывѣской умственнаго развитія. Глубокое спокойствіе воцарилось также и въ воздухѣ. Птицы перестали пѣть... Послѣ томительнаго ожиданія, длившагося около двухъ минутъ, восторженныя проявленія радости и бѣшеныя рукоплесканія столь же единодушно привѣтствовали появленіе первыхъ солнечныхъ лучей. Чувство благоговѣйной грусти, навѣянное совокупностью впечатлѣній, вызванныхъ исчезновеніемъ дневного свѣтила, смѣнилось искреннимъ живѣйшимъ удовольствіемъ, порывы котораго никто не думалъ сдерживать, или скрывать".
   Каждый былъ глубоко взволнованъ зрѣлищемъ одного изъ самыхъ грандіозныхъ явленій природы и навсегда сохранилъ о немъ воспоминаніе.
   Въ сельскихъ округахъ многіе сильно перепугались при наступленіи темноты, вообразивъ себѣ, что внезапно ослѣпли. Мальчикъ-подпасокъ, находившійся въ полѣ со стадомъ и ничего не слыхавшій о солнечномъ затменіи, очень встревожился, видя, что солнце начало при безоблачномъ небѣ постепенно меркнуть. Когда, наконецъ, оно совершенно угасло, и сразу какъ-будто наступила ночь, бѣдный мальчикъ въ ужасѣ принялся плакать навзрыдъ и кричать: "Помогите!" Слезы продолжали еще у него струиться изъ глазъ, когда снова появились сіяющіе лучи дневного свѣтила. Мальчикъ тогда успокоился и, набожно сложивъ руки, воскликнулъ: "О, чудное солнце!"
   Не правда ли, что устами этого ребенка говорило какъ бы все человѣчество?
   Неудивительно, если солнечныя затменія, производя столь сильное впечатлѣніе на умы, продолжали вызывать мысль о свѣтопреставленіи до тѣхъ поръ, пока не объяснилось, что они обусловливаются обращеніемъ Луны вокругъ Земли и могутъ быть безошибочно предсказаны заранѣе на основаніи математическихъ выкладокъ. Подобное же впечатлѣніе производили и другіе необычайные небесные феномены, какъ напримѣръ внезапное появленіе новыхъ звѣздъ, случающееся, впрочемъ, гораздо рѣже, чѣмъ солнечныя затменія.
   Всего болѣе надѣлала шума новая звѣзда въ 1572 году. Спустя нѣсколько мѣсяцевъ послѣ Варѳоломеевской ночи, а именно 11-го ноября внезапно появилась въ созвѣздіи Кассіопеи яркая звѣзда первой величины. Появленіе ея до чрезвычайности удивило не только простыхъ смертныхъ, каждый вечеръ видѣвшихъ, какъ она сіяетъ на небѣ, но также и ученыхъ, которые никакъ не могли объяснить себѣ такой странный фактъ. Нѣкоторые астрологи не затруднились, впрочемъ, разрѣшить эту небесную загадку. Они признали новую звѣзду тою самой, которая являлась волхвамъ, и сообщили, что она вернулась, дабы предвозвѣстить Страшный Судъ и воскресеніе мертвыхъ. Понятно, что такое заявленіе должно было произвести величайшій эффектъ среди суевѣрныхъ народныхъ массъ... Свѣтъ новой эвѣзды, однако, постепенно ослабѣвалъ и черезъ какихъ-нибудь полтора года она снова угасла, не вызвавъ никакой катастрофы, кромѣ тѣхъ, которыми человѣческое безразсудство сплошь и рядомъ приправляетъ и безъ того уже злополучную людскую жизнь на здѣшней сравнительно плохенькой планетѣ.
   Что касается до вулканическихъ изверженій и землетрясеній, то они проявляются иногда съ такою грозною силой, что совершенно естественно наводятъ на мысль о свѣтопреставленіи. Вообразимъ себѣ, напримѣръ, настроеніе умовъ у жителей Геркулана и Помпеи во время изверженія Везувія, похоронившаго эти города подъ мощнымъ пластомъ вулканическаго пепла. Очевидно, что для нихъ изверженіе это должно было казаться настоящимъ свѣтопреставленіемъ. Точно также и въ сравнительно недавнее время уцѣлѣвшіе очевидцы изверженія, уничтожившаго большую часть острова Кракатоа въ Зондскомъ проливѣ, единодушно утверждаютъ, что испытывали подобную же увѣренность. Непроглядная тьма, длившаяся цѣлыхъ восемнадцать часовъ,-- горячій, словно въ раскаленной печи воздухъ, насыщенный пепломъ, залѣзавшимъ въ глаза, носъ и уши,-- глухое непрерывное громыханіе вулкана, напоминавшее пушечную пальбу, изверженные вулканомъ камни, падавшіе съ чернаго неба,-- все это производило тѣмъ болѣе ужасающее впечатлѣніе, что трагическая сцена освѣщалась лишь по временамъ блѣдными змѣями молніи да электрическими огнями, вспыхивавшими на верхушкахъ мачтъ и оконечностяхъ корабельныхъ снастей. Молніи съ адскимъ шипѣніемъ и трескомъ низвергались съ неба въ море, а подъ конецъ дождь пепла смѣнился дождемъ грязи... Вотъ что пришлось выносить впродолженіе восемнадцатичасовой ночи съ 26 по 28 августа 1883 года многочисленнымъ пассажирамъ одного изъ отплывшихъ съ Явы кораблей, въ то время, какъ часть острова Кракатоа взлетѣла на воздухъ, а море, отхлынувъ сперва отъ береговъ, устремилось затѣмъ обратно къ нимъ волною въ 17 саженъ вышины, затопившей на протяженіи пятисотъ верстъ полосу прибрежья шириною отъ одной до десяти верстъ. Когда эта волна снова отхлынула, она унесла съ собою въ пучину цѣлыхъ четыре города: Тиринжинъ, Меравъ, Теловъ-Бетонгъ и Анжеръ, а также прибрежныя деревни со всѣмъ населеніемъ въ общей сложности болѣе чѣмъ въ 40.000 душъ. Еще долгое время спустя судамъ попадались въ морѣ задерживавшія ихъ большія скопленія сбившихся въ кучу труповъ. Потроша рыбъ, находили у нихъ въ желудкѣ пальцы съ ногтями и обрывки кожи съ человѣческихъ головъ, покрытые еще волосами. Люди, пережившіе на кораблѣ эту катастрофу и увидѣвшіе на другой день снова свѣтъ солнца, который считали уже совершенно угасшимъ, съ ужасомъ разсказываютъ, что были вполнѣ убѣждены въ неизбѣжной всеобщей гибели и съ покорностью судьбѣ готовились ее раздѣлить... Солнце угасло, вся природа облеклась въ трауръ, и всюду кругомъ безраздѣльно царила смерть!..
   Слѣдуетъ замѣтить, что это страшное изверженіе отразилось сквозь весь земной шаръ даже у антиподовъ острова Кракатоа. Массы вулканическаго пепла были выброшены на двадцать верстъ въ вышину. Произведенное вулканическимъ взрывомъ сотрясеніе воздуха обѣжало въ 35 часовъ вокругъ всего земного шара. (Даже въ Парижѣ барометръ понизился на 4 миллиметра).
   Втеченіе болѣе года освѣщаемая солнцемъ тонкая пыль, занесенная взрывомъ въ верхніе слои атмосферы, придавала замѣчательный эффектъ утреннимъ и вечернимъ зорямъ. Такія грозныя вулканическія изверженія могутъ быть, пожалуй, названы частными свѣтопреставленіями. Подобный же характеръ имѣютъ иногда и землетрясенія. Такъ, при землетрясеніи въ Лиссабонѣ 1 ноября 1755 года погибло 30.000 человѣкъ. Землетрясеніе ощущалось тогда на поверхности, въ четыре раза превосходившей величину Европы. При землетрясеніи, разрушившемъ 28 октября 1724 года городъ Лиму, море внезапно поднялось на 13 саженъ выше обычнаго уровня, устремилось къ городу и смыло его до-чиста, не оставивъ ни единаго дома. Корабли, стоявшіе на рейдѣ, были подхвачены волной и занесены въ поля на нѣсколько верстъ отъ берега.
   Жители города Онлы въ Малой Азіи, испуганные 10 декабря 1869 года глухимъ грохотомъ и довольно сильнымъ подземнымъ ударомъ, бѣжали на сосѣдній холмъ. Оттуда они съ изумленіемъ видѣли, какъ на томъ мѣстѣ, гдѣ находился ихъ городъ, открылось нѣсколько зіяющихъ разсѣлинъ. Нѣсколько минутъ спустя онѣ закрылись, но земля поглотила безслѣдно весь городъ.
   Очевицы землетрясенія, которое происходило въ Ниццѣ 23 февраля 1888 года при гораздо менѣе драматической обстановкѣ, признаются, что первая мысль, пришедшая имъ въ голову при этой катастрофѣ, была именно о свѣтопреставленіи.
   Исторія земного шара представляетъ намъ множество подобныхъ частныхъ катаклизмовъ, наводящихъ на мысль о всеобщей гибели. При такихъ обстоятельствахъ неудивительно, если вѣра въ свѣтопреставленіе сохранялась въ теченіе столькихъ вѣковъ и тысячелѣтій, отчасти видоизмѣняясь, впрочемъ, по мѣрѣ успѣховъ человѣческаго знанія. На первое мѣсто выдвинулись теперь научныя изслѣдованія касательно долговѣчности солнечной системы, къ которой принадлежитъ и обитаемая нами планета. Геоцентрическое и антропоцентрическое представленіе о вселенной, считавшее земного человѣка центромъ и цѣлью всего творенія, постепенно ослабѣвало и подъ конецъ совершенно исчезло изъ научнаго сознанія. Теперь какъ нельзя лучше извѣстно, что наша скромная планетка является только песчинкою въ безконечности, что вся исторія человѣчества строилась до сихъ поръ на призрачной почвѣ самообмана, и что достоинство его обусловливается исключительно лишь развитіемъ разума и совѣсти. Верховною цѣлью человѣческаго ума должно при такихъ условіяхъ служить точное познаніе вещей, т. е. стремленіе къ истинѣ.
   Въ теченіе девятнадцатаго столѣтія лжепророки, болѣе или менѣе убѣжденные въ справедливости своихъ увѣреній, предсказывали уже двадцать пять разъ свѣтопреставленіе на основаніи многоразличныхъ каббалистическихъ выкладокъ, не имѣющихъ подъ собою сколько нибудь серьезной почвы. Надо полагать, что такія предсказанія будутъ появляться и впредь до скончанія вѣковъ.

В. Р.

"Вѣстникъ Иностранной Литературы", No 12, 1893

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru