Эйзенштейн Сергей Михайлович
Зритель-творец

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т.
   М.: Искусство, 1968. Т. 5.
   

Зритель-творец

   "Зритель хочет", "зритель просит", "зритель требует". По всему земному шару, во всех кинотеатрах, во всех кинофирмах, во всех киностудиях неизменно слышатся эти фразы.
   Ими оправдывается любая макулатура, которая выбрасывается на кинорынки капиталистических стран. Может показаться, что кинематограф буржуазных стран действительно пристально следит за духовными запросами зрительских масс и старательно стремится навстречу этим запросам.
   На деле, конечно, совершенно не так. "Служение зрителю" в этих странах настолько же мало отвечает действительности, как и вся шумиха с вопросом свободы печати, слова и мысли.
   Под "служением зрителю" буржуазные кинематографисты понимают беззастенчивое потворствование самым грубым и примитивным инстинктам и мещанским вкусам. Потворствуя этому, буржуазные кинематографисты одновременно стараются привить зрительскому сознанию те реакционные идеи, которые через сотни фильмов проповедуют хозяева буржуазных стран {... через сотни фильмов проповедуют хозяева буржуазных стран... -- Здесь Эйзенштейн имеет в виду реакционную часть буржуазной кинематографии, не касаясь тех демократических прогрессивных течений, которые имеются в буржуазной культуре.} и работающие на них киноконцерны.
   И только в нашей стране положение совсем иное.
   Это потому, что и духовным и материальным хозяином советской кинематографии является сам зритель, -- и не как человек, который у кассы покупает билет, но как народ, который вдохновляет это искусство и руками советских кинодеятелей сам творит то искусство кинематографии, которого он требует и которого он хочет.
   А просить ему и не нужно. Не просить он должен, а сам может спрашивать. Спрашивать с тех, кто призван творчески воплощать его мысли, чувства, чаяния и идеалы.
   И спрос нашего зрителя суровый и требовательный.
   Кто наиболее строгий критик? Всегда тот, кто знает предметы изображения в искусстве. От боксера в зрительном зале не ускользнет малейшая техническая ошибка боксера на экране, от наездника -- ошибка в посадке экранного наездника, от литейщика -- неточность в воссоздании производственного процесса, от работника райкома -- неправильность в обхождении с людьми.
   И сила советского человека в том и состоит, что он знает -- знает все то, что в нем воспитывала могучая партия большевиков, все то, к чему приобщило великое учение Ленина.
   И этот человек, придя в качестве зрителя в кинотеатр, может спрашивать и знает, что спрашивать. Ибо в том, что перед ним проходит по экрану, -- он первый и главный специалист и знаток.
   Наш экран независимо от сюжетов, жанров, фабул и стилей имеет одну основную тему: отражение великого процесса роста и развития нашей страны в движении своем к коммунизму, и экран должен всячески этому способствовать.
   И кому же, как не нашему народу, на этот раз уже не зрителю, а под руководством партии большевиков созидателю великого исторического дела, -- лучше, чем кому бы то ни было, разбираться в подлинности и правдивости отражения этой темы на экране. Ибо в экранном творении он судит о собственном своем творчестве, а само экранное творчество является одним из наиболее прекрасных воплощений творческой вдохновенности нашего великого народа.
   Наш кинозритель -- это зритель-творец, вместе с кинематографистами разделяющий авторство в создании плеяды тех славных кинопроизведений, которые внесли на экран великие первые тридцать лет Советской власти на Руси.
   

Комментарии

   Статья написана 7 ноября 1947 г. и опубликована посмертно в журнале "Огонек", 1948, No 26, и в сб.: С. М. Эйзенштейн, избранные статьи, м., 1956, стр. 72 -- 73. публикуется по рукописи с редакторской правкой, сохранившейся в архиве Эйзенштейна (ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 2).
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru