Эйзенштейн Сергей Михайлович
Крупным планом

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Вместо предисловия).


   Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т.
   М.: Искусство, 1968. Т. 5.
   

Крупным планом
(Вместо предисловия)

   Конечно, трудно найти более пошлое название для сборника статей о кино, нежели то, которое здесь стоит заголовком.
   Есть такие сборники "Речи и тосты на всякие случаи жизни", где учат, как надо в речах обращаться с невестой в зависимости от того, за кого она выходит замуж.
   Если за садовода -- говори о "нежнейшем цветке". Если за охотника -- о "робкой лани". Если за купца -- о "драгоценнейшей жемчужине". Если за архитектора -- то о "стройности домашнего очага", а если за музыканта -- то о "жизненном дуэте". Педагог, юрист, почтовый чиновник, лесничий, врач, банкир и т. д. и т. д. -- каждый найдет в таком сборнике какого-нибудь В. Д. Эфенди (Спб., 1900) изящное упоминание его профессиональной принадлежности в соответствующем свадебном тосте. К нему и отсылаем читателя, несомненно, заинтересовавшегося этим пантеоном пошлости.
   На первый взгляд так же пошло звучит заглавие сборника.
   Но здесь оно, к сожалению, глубоко мотивировано.
   И в нем заключена основная моя беда.
   Вернее, беда большинства моих высказываний о кино.
   Я поступал всегда очень скромно: брал ту или иную черту или сторону киноявления и старался в ней по возможности обстоятельно разобраться.
   Брал ее "крупным планом".
   Но законы кинематографической перспективы таковы, что таракан, снятый крупным планом, с экрана кажется во сто раз страшнее, чем сотня слонов -- общим планом.
   Такой же закон довлеет и широко за пределами кино.
   А потому мои работы и рассуждения о частных сторонах того или иного киноявления -- взятого крупным планом -- казались часто поглощающими всю проблему кино, ибо задевали внимание больше, чем рассуждения о "кинематографе в целом", взятые общим планом или, попросту говоря, поверхностно.
   Слишком в кинописаниях господствуют "взгляд и нечто", и потому так пугают мои "тараканы крупным планом".
   Такой зверинец крупным планом и сейчас перед читателем в этом сборнике статей, частично просто собранных, частично обработанных, частично написанных специально.
   И прошу я читателя об одном: не поступайте ни со всем собранием статей, ни с отдельными его статьями так, как поступали в недалекое и недоброе время со сценариями о деревне, вопрошая про каждый из них: а где же промкооперация? а где прополка? а почему не показана выжеребка? а как с повышением удойности? а почему нет показателей яйценоскости?
   Читайте в статьях то, что в них есть, и не ищите того, о чем они не пишут.
   Ищите в статьях то, про что они написаны, а чего среди них нет и о чем в них не сказано, так про то найдутся люди другие, чтобы написать.
   

Комментарии

   Публикуется впервые по сохранившемуся в архиве Эйзенштейна черновому наброску предисловия к сборнику "Крупным планом", который в 1940 г. подготавливался к печати, но впоследствии издан не был (ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 2).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru