Кого не увлекает возможность увидеть на экране живого Ильича, выступающего на митингах, призывающего к защите молодой Советской страны от интервентов и белогвардейских банд?
Кого не захватит кадр пустынного пространства, по которому бегают несколько человек с землемерными инструментами, если в следующем кадре это пространство оказывается той самой землей, на которой выросла наша гордость -- Магнитогорск?
* * *
Тупой, беспринципный, политически вредный поход бывшего руководства ГУКа против документального фильма[i] выражался сначала в "теоретической" полемике против документального жанра вообще. Потом "теоретические" аргументы, недостаточно веские и убедительные, были заменены административной "дубинкой" и полным зажимом творческой работы на этом участке.
Режиссерам-документалистам ставились всевозможные неперелазные производственные и денежные рогатки, хотя в обоих этих отношениях трудно найти более непритязательный жанр!
Эта расправа с документальным жанром покажется еще более возмутительной, если мы подробнее вглядимся в то, что сделано из интереснейшего материала, разысканного и собранного Эсфирью Шуб.
"Страна Советов"[ii] -- не простой "набор" фактов, хотя и в таком виде фильм сделал бы честь блестящим изыскательским способностям автора. "Страна Советов" -- не только кинодокумент. Это настоящее, полноценное произведение большого социального звучания.
В начале статьи мы ограничились перечислением наиболее ярких кусков первой части фильма, части, посвященной историческому нашему прошлому.
Вторая часть фильма говорит о настоящем нашей страны. Уже в первой части своей работы остро видящий режиссер выступил не только как археолог, просмотревший около миллиона метров старой кинопленки, чтобы отобрать то, что способно взволновать и захватить нас.
В самом выборе материала, в наиболее идейно впечатляющем сопоставлении отобранного режиссер выступил как подлинный художник. Труд его ничем принципиально не отличается от труда живописца или музыканта, выбирающего из всего многообразия звуков или красок именно те, а не иные...
Особенно остро это качество работы чувствуется во второй половине фильма, где показаны наши дни.
При показе современного материала задача найти вообще перерастает в задачу найти наиболее характерное, найти в документальном материале именно те его метры, которые поднимаются до обобщения зафиксированного ими факта. И этот отбор должен быть произведен из тысяч метров материала, часто весьма случайно охваченного камерой кинорепортера.
Закрепить талантливыми документальными фильмами не только хронику событий наших дней, но и живые образы нашей действительности так, как это делает Э. Шуб, -- огромная и почетная задача нашей кинематографии и ее долг перед будущими поколениями.
И тут огромное впечатление от картины Шуб перерастает в волнение за все это кинонаправление в целом и за громадный долг-нашего поколения перед будущим вообще.
В том, что "Страна Советов" так остро заставляет нас думать и волноваться о выполнении этого долга, -- громадная заслуга фильма.
Комментарии
Статья написана в 1938 г. в связи с выходом на экран фильма "Страна Советов" и опубликована 17 февраля 1938 г. в газете "Кино", по тексту которой и воспроизводится. Авторский подлинник не сохранился.
-----
[i] ... поход бывшего руководства ГУКа [Главного управления кинематографии] против документального фильма... -- В конце 20 х -- начале 30 х гг. в печати проходила дискуссия об эстетической природе нового вида киноискусства -- образного документального кино. Среди тех, кто упорно не признавал художественной самостоятельности документального кино, были некоторые руководители кинематографии. В споре с документалистами они нередко прибегали к администрированию, грубо вмешивались в творческий процесс создания фильмов. В итоге ведущие кинодокументалисты: Д. Вертов, Э. Шуб, М. Кауфман и другие -- были вынуждены покинуть Московскую кинофабрику.
[ii] "Страна Советов" -- документальный фильм, снятый в 1938 г. режиссером Э. Шуб по сценарному плану Б. Агапова и Э. Шуб; операторы: Э. Тиссэ (съемки на Украине и в Грузии), В. Крылов (Крым), Д. Фельдман (Москва), музыкальное оформление Л. Штейнберг и Н. Крюков; дикторский текст и песня М. Светлова.