Ибо мы делаем для массы, а не через массу, не через карманы массы -- для себя, для своего кармана!
Мы должны нырять в гущу массы, чтобы узнать, чего она хочет. Мы должны ее втягивать в самостоятельное творчество своей кинематографии.
В массы!
Сегодня это будет -- Красный Балтфлот. Завтра -- Коломенский завод. Кондострой. Шахты. Гусь-Хрустальный.
Это тоже -- культурный поход.
Этим путем обогащается неоценимым богатством культура нашего кино. И мы мчим эту культуру снова в массы. Собранное в массах сырье готовым фабрикатом мчим обратно в массу новым культурным походом -- сотнями экранов -- во все уголки Союза.
Но этого мало. Принадлежность к советской кинопромышленности еще не исчерпывает общественных функций советских киноработников.
Киноэкспедиции центра должны стать культурной атакой [на] те "медвежьи углы, куда и вран кости не заносил" и куда пролезет разве только киноаппарат в поисках живого материала. Заглянет налоговый инспектор... иногда. Но... никогда культурник.
Вести культурную атаку по "Чухломе". А если нет возможности, то "натравливать", вернувшись с "мест"! Изобличать эти гадючьи гнезда тупой потенциальной контрреволюции! Злейшего вида врага культурной революции. И революции. И культуры!
Делаю почин: Пензенский округ, станция Пачелма, двадцать верст вправо.
Однако спим. Третья ночь в Невежкине. Название от невежества. Кругом: Разворуй, Никольский Поим. Названия не двусмысленны. Названия -- "буквальны".
Там разворовали... А тут поймали... Дристаловку. Должно быть, тоже...
А людей не так уж мало. Село Невежкино насчитывает двенадцать тысяч жителей. Десять верст в округе. При шести партийцах. Трех церквах. И ни одном комсомольце! Была одна -- да в кандидаты вышла и в Поим уехала.
Город. Город как будто и не существует. Двадцать верст до железнодорожной станции Пачелмы, а за три недели ни одной газеты не дошло.
Мануфактурного кризиса нет. Не от избытка, а оттого, что домоткаными ходят.
Мужики город видали. Бабы -- нет. Видали только те, которым от двадцати пяти до сорока лет. На войну к мужьям на побывку ездили. Немного повидали.
А остальные смеются: как так, лестница во "второй этаж" -- разве поверх друг друга живут?
Не мудрено, что при нашем приезде поднялась паника. Аппарат спугнул? Зеркала? "Горожане"? Ничего подобного -- перчатки! Обыкновенные кожаные, но под ними померещились бабам (даже писать неловко) -- "крючья антихристовы"! И... ну бежать! Сняли перчатки -- успокоились. Даже сниматься начали!
Вообще же для Невежкина город -- это... водка.
Водка безраздельно хозяйничает в кооперативе и в трех его отделениях. Не кооператив, а прямо "казенка". Впрочем, разница есть. Если по левую сторону от входа "стройными рядами" по полкам стоят четверти, бутылки, косушки, то по правую... фильдеперсовые! Повыше колен! Телесного цвета! Цвета экрю!! Цвета виктория!! Девичьи грезы -- чулки!!!
Целыми днями кружатся вокруг "кооперации". Как же! Помилуйте! -- контрактация {... контрактация... -- Система контрактации широко применялась в доколхозной деревне. Путем заключения договоров с единоличными хозяйствами на производство крестьянами определенного вида, количества и качества сельскохозяйственной продукции Советское государство оказывало организующее влияние на стихийное мелкотоварное крестьянское хозяйство.}: по восьми рублей на десятину выдали. Большое дело! И... к вечеру пропито дотла.
Впрочем, не все кампании проходят так популярно.
Еду с крестпомовцем Сидоркиным. В чем дело? А это во всех пунктах сходы назначены по займу индустриализации...
Контрактация прошла оживленнее.
Да разве одного крестпомовца на двенадцать тысяч хватит! Да еще на десяток пунктов на десять верст?!
Район не электрофицирован и не индустриализирован. Зато пензенская газета обозначает: сей район на девяносто процентов... сифилицирован. На 90 процентов. А каждая "улица" -- все эти Лягушовки, Самодурихи, Покосы, -- каждая свою "ластиху" имеет. За пару курьих яиц любого приобщит "к проценту"!
"Серые мы! В грязи завязли...". Скулят. Опять-таки выражение не "образное": дворы действительно навозом завалены по горло.
"Когда же на поле повезете?" Злой смех... "Что ж, я унавожу, а через два года -- передел. Так "ен" землю возьмет, а мне -- шиш?" -- всклокоченной бородой, с ненавистью, мотает на соседнюю хату.
Земельные переделы. Земли много (район многоземельный), а толку мало.
Семейные разделы ведутся со смаком, глотку перегрызть готовы, а пока... поперечной пилой избу поперек пилят -- отец и сын! Хоть бы на венцы сруб разделили. Так нет! Из принципа! Пополам так пополам: каждое бревно надвое!
И стоит изба безбокая и открытым зевом таращится на полнавеса коровника. А удаляясь, скрипит телега о двух колесах (два оставлено!), уволакивая перепиленные бревна -- погубленный лес.
А старик сидит: "срамно" глядеть -- декорация не декорация, балаган и печкой наружу!
Невежкинцы... Разворуевцы... Поимовцы... Лягушовцы... Возьмите список населенных пунктов Союза и ведите список дальше и дальше. На десятки верст кругом Невежкина и на тысячи верст вокруг этого круга.
Зеленеют участки целины, а контрактационные денежки пропиты. И все же земля тужится, тужится и приносит, дает все, что может дать.
Так неужели же нельзя копнуть до глубины и эту черноту! Перевернуть эту темень!
Ни судами, ни взысканиями, ни законами, ни декретами тут "не взять".
Только здоровый, ярый, молодой актив сможет сдвинуть и перевернуть этот тысячепудовый пласт старого мира.
У нас этих ребят миллион. Миллион буквальный.
Много!
Но сделайте разверстку им по бесчисленным Невежкиным, Воронам, Дристаловкам!
И... На двенадцать тысяч жителей ни одного комсомольца!
Нельзя так!
Комплектуйте ряды комсомола.
Врезайтесь активом, буденновским рейдом в гущу деревни!
Так нельзя!
Вызываем от имени съемочной группы "Генеральной линии" московский актив комсомола:
даешь крепкую комсомольскую организацию в Поимский округ, Пензенской губернии!
Даешь комсомольца в Дристаловку!
КОММЕНТАРИИ
Статья написана во время работы над фильмом "Генеральная линия" ("Старое и новое") и опубликована в 1928 г. в однодневной газете ЦК ВЛКСМ "Культурный поход". Печатается по газетному тексту.
Статья примечательна публицистической постановкой в печати вопроса об общественной роли кинематографистов в Советской стране. Эйзенштейн призывал деятелей кино к активному вмешательству в жизнь, используя для этого как художественные выразительные средства кино, так и личные выступления в печати и общественных аудиториях для пропаганды идей коммунизма и пробуждения народного самосознания. Этой статьей он хотел привлечь внимание советской общественности, и прежде всего комсомольцев, к проблеме далеких "медвежьих углов", вековая культурная отсталость которых серьезно задерживала социалистическую перестройку деревни.