Он насаждал в Москве немецкую драму и издавал журнал... "Мельник".
Был драматическим писателем и основал "Школу иностранных корреспондентов".
Неожиданный был человек1.
Но и русская жизнь полна неожиданностей.
В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, -- встречаю страшно знакомое лицо.
-- Не узнаете?!
-- Право...
-- Балкашин! Актер Балкашин!
-- Но, батюшка! Кто же мог ожидать вас встретить летом в Париже, а не где-нибудь в Тетюшах2, "в поездке".
-- Кончено! Антрепренеры не платят. Вы у нас в отделе еще не были?
-- В каком?
-- Я представляю мукомольную промышленность.
-- Что?!
-- Мукомольную промышленность. Это, батенька, чрезвычайно важная вещь. Мы экспортируем зерно и, таким образом, оставляем помол иностранным мельникам. Тогда как мы могли бы вывозить хлеб в муке, и тогда помол...
Государственное дело!
Потому-то и представляет его актер.
И актер на роли "резонеров" начал играть передо мной мукомола.
Он открывал какие-то баночки, пересыпал с руки на руку что-то белое.
-- Крупчатка первый сорт... Второй сорт... Но французам наша мука крупна. Они пекут хлеб из конфетной муки.
-- Скажите!
-- Народ балованный! Перестанов3 же мельниц на конфетный помол...
Он измазался в муке сам, измазал меня и сказал:
-- Да вот приедет Дмитрий Августович Мансфельд, он вам разъяснит подробно!
-- Нет, уж зачем же! Довольно и актера.
Зачем же еще спрашивать о мукомольном деле драматургов, декораторов, суфлеров?
Немецкую драму Д.А. Мансфельд насаждал вместе с Георгом Парадизом.
В качестве секретаря театра "Парадиз".
Благодаря Парадизу, мы сделали массу интересных знакомств.
Он познакомил нас с величественным Поссартом, гениальным Барнаем, умным Гаазе, оригинальным Миттервурцером.
У него в театре раненой пантерой металась в "Мессалине"4 Гертруда Гирс, и впервые появился перед Москвой скорбный лик Элеоноры Дузе.
У него играли богоподобный Росси, пламенный Маджи, вдумчивый Эммануэль.
Всегда Великим постом.
Георг Парадиз стоял около кассы, откинув борт сюртука, запустив палец за жилет.
Когда кончался спектакль, спрашивал у кассира:
-- Wieviel?
-- 14 Rubel zwanzig Kopeken5.
И Парадиз схватывал под руку кого-нибудь из знакомых:
-- Пойдем в буфет, пропьем сбор!
А Д.А. Мансфельд сидел в секретарской и выдавал контрамарки актерам.
Пишу по его рассказам.
К нему приходили разные люди.
Приходили хромые:
-- Я драматический артист.
Мансфельд выдавал контрамарку.
Приходили горбатые:
-- Драматический!
Выдавал.
Приходили шепелявые, с кашей во рту:
-- Пазвольте контламалоську. Я дламатисеский актел!
-- Нет, уж извините! Заика драматическим актером быть не может!
-- И что же вы думаете? -- с горем рассказывал Д.А. Мансфельд. -- Даром человека обидел. Оказался актером!
Это был известный трагик г. Р.6.
Разве не страна неожиданностей?
Если в России заика может быть драматическим актером, -- почему же драматургу не быть редактором журнала "Мельник"?
В то время русская драматическая литература писалась очень нетрудно.
Крылов писал ее с французского.
Крюковский с польского.
Мансфельд с немецкого.
Крюковский переделывал пана Хелминского в Холмогорова.
Крылов -- Дюпона в Дубинина.
Мансфельд -- Мейера в Майорова.
И получались русские пьесы.
Так Д.А. Мансфельд, никогда не бывши драматургом, сделался одним из самых плодовитых драматических писателей.
И, всю жизнь свою занимаясь драматургией, сделался мельником.
Живописная страна неожиданностей!
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Рус. слово. 1909. 17 марта.
1 Д.А. Мансфельд учился в Московском коммерческом училище, был преподавателем технического железнодорожного училища в Одессе. Литературную деятельность начал в газетах "Одесский вестник" и "Новороссийский телеграф", был издателем и редактором ряда журналов. Написал и переделал для сцены более семидесяти пьес. См.: Мансфельд Д.А. Драматические сочинения и переводы: В 3 т. М., 1886-1891.
2Тетюши -- уездный город в Казанской губернии (ныне в Татарстане).
3 То есть переход на другой режим работы.
4 Пьеса итальянского драматурга Пьетро Косса.
5 -- Сколько?
-- 14 рублей, двадцать копеек (нем.).
6Имеется в виду актер Н.П. Россов, популярный исполнитель ролей трагического репертуара. "Николай Петрович имел прекрасные внешние данные, но... очень, очень заикался" (Цирпонс И. Актеры. Роли. Зрители. Псков. 1997. С. 126).