Дорошевич Влас Михайлович
Д. А. Мансфельд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Дорошевич В.М. Воспоминания
   М., "Новое литературное обозрение", 2008.
  

Д. А. МАНСФЕЛЬД

   Скончался Дмитрий Августович Мансфельд.
   Мир его праху.
   Много бранили его в свое время газеты.
   Не меньше Фердинанда Кобурского.
   А как спросишь:
   -- За что?
   Оказывается:
   -- Было не за что.
   Он насаждал в Москве немецкую драму и издавал журнал... "Мельник".
   Был драматическим писателем и основал "Школу иностранных корреспондентов".
   Неожиданный был человек1.
   Но и русская жизнь полна неожиданностей.
   В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, -- встречаю страшно знакомое лицо.
   -- Не узнаете?!
   -- Право...
   -- Балкашин! Актер Балкашин!
   -- Но, батюшка! Кто же мог ожидать вас встретить летом в Париже, а не где-нибудь в Тетюшах2, "в поездке".
   -- Кончено! Антрепренеры не платят. Вы у нас в отделе еще не были?
   -- В каком?
   -- Я представляю мукомольную промышленность.
   -- Что?!
   -- Мукомольную промышленность. Это, батенька, чрезвычайно важная вещь. Мы экспортируем зерно и, таким образом, оставляем помол иностранным мельникам. Тогда как мы могли бы вывозить хлеб в муке, и тогда помол...
   Государственное дело!
   Потому-то и представляет его актер.
   И актер на роли "резонеров" начал играть передо мной мукомола.
   Он открывал какие-то баночки, пересыпал с руки на руку что-то белое.
   -- Крупчатка первый сорт... Второй сорт... Но французам наша мука крупна. Они пекут хлеб из конфетной муки.
   -- Скажите!
   -- Народ балованный! Перестанов3 же мельниц на конфетный помол...
   Он измазался в муке сам, измазал меня и сказал:
   -- Да вот приедет Дмитрий Августович Мансфельд, он вам разъяснит подробно!
   -- Нет, уж зачем же! Довольно и актера.
   Зачем же еще спрашивать о мукомольном деле драматургов, декораторов, суфлеров?
   Немецкую драму Д.А. Мансфельд насаждал вместе с Георгом Парадизом.
   В качестве секретаря театра "Парадиз".
   Благодаря Парадизу, мы сделали массу интересных знакомств.
   Он познакомил нас с величественным Поссартом, гениальным Барнаем, умным Гаазе, оригинальным Миттервурцером.
   У него в театре раненой пантерой металась в "Мессалине"4 Гертруда Гирс, и впервые появился перед Москвой скорбный лик Элеоноры Дузе.
   У него играли богоподобный Росси, пламенный Маджи, вдумчивый Эммануэль.
   Всегда Великим постом.
   Георг Парадиз стоял около кассы, откинув борт сюртука, запустив палец за жилет.
   Когда кончался спектакль, спрашивал у кассира:
   -- Wieviel?
   -- 14 Rubel zwanzig Kopeken5.
   И Парадиз схватывал под руку кого-нибудь из знакомых:
   -- Пойдем в буфет, пропьем сбор!
   А Д.А. Мансфельд сидел в секретарской и выдавал контрамарки актерам.
   Пишу по его рассказам.
   К нему приходили разные люди.
   Приходили хромые:
   -- Я драматический артист.
   Мансфельд выдавал контрамарку.
   Приходили горбатые:
   -- Драматический!
   Выдавал.
   Приходили шепелявые, с кашей во рту:
   -- Пазвольте контламалоську. Я дламатисеский актел!
   Выдавал.
   Появился раз господин:
   -- Па-а-а-азвольте ко... ко... ко... контра... ма... ма... ма...
   -- На каком основании?
   -- Я дра...дра...дра...
   Не выдал!
   -- Нет, уж извините! Заика драматическим актером быть не может!
   -- И что же вы думаете? -- с горем рассказывал Д.А. Мансфельд. -- Даром человека обидел. Оказался актером!
   Это был известный трагик г. Р.6.
   Разве не страна неожиданностей?
   Если в России заика может быть драматическим актером, -- почему же драматургу не быть редактором журнала "Мельник"?
   В то время русская драматическая литература писалась очень нетрудно.
   Крылов писал ее с французского.
   Крюковский с польского.
   Мансфельд с немецкого.
   Крюковский переделывал пана Хелминского в Холмогорова.
   Крылов -- Дюпона в Дубинина.
   Мансфельд -- Мейера в Майорова.
   И получались русские пьесы.
   Так Д.А. Мансфельд, никогда не бывши драматургом, сделался одним из самых плодовитых драматических писателей.
   И, всю жизнь свою занимаясь драматургией, сделался мельником.
   Живописная страна неожиданностей!
  

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Рус. слово. 1909. 17 марта.
   1 Д.А. Мансфельд учился в Московском коммерческом училище, был преподавателем технического железнодорожного училища в Одессе. Литературную деятельность начал в газетах "Одесский вестник" и "Новороссийский телеграф", был издателем и редактором ряда журналов. Написал и переделал для сцены более семидесяти пьес. См.: Мансфельд Д.А. Драматические сочинения и переводы: В 3 т. М., 1886-1891.
   2 Тетюши -- уездный город в Казанской губернии (ныне в Татарстане).
   3 То есть переход на другой режим работы.
   4 Пьеса итальянского драматурга Пьетро Косса.
   5 -- Сколько?
   -- 14 рублей, двадцать копеек (нем.).
   6 Имеется в виду актер Н.П. Россов, популярный исполнитель ролей трагического репертуара. "Николай Петрович имел прекрасные внешние данные, но... очень, очень заикался" (Цирпонс И. Актеры. Роли. Зрители. Псков. 1997. С. 126).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru