Дорошевич Влас Михайлович
Л.Д. Донской

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В. Дорошевич

Л.Д. Донской

  
   Театральная критика Власа Дорошевича / Сост., вступ. статья и коммент. С. В. Букчина.
   Мн.: Харвест, 2004. (Воспоминания. Мемуары).
   OCR Бычков М. Н.
  
   "Прощальный бенефис Л.Д. Донского".
   Это звучит странно.
   У г. Донского вовсе не такой голос, чтоб говорить:
   -- Прощайте!
   Таким голосом хорошо сказать и:
   -- Здравствуйте!
   Г-н Донской может сказать это, как угодно.
   В стиле "а terra" {Приземленно (лат.).} из "Пророка", замирая как Рауль на фразе:
   -- Di mi ancora! {Дай мне еще раз (ит.).}
   Сладко, как Лионель из "Марты", или мужественно, как Роберт.
   Его голос -- гибкий и послушный инструмент.
   78 партий звучат на этом инструменте красиво и художественно.
   И каких разнообразных партий!
   Репертуара г. Донского хватило бы и на очень хорошего тенора di forza, и на очень хорошего тенора di grazia.
   Природа была очень щедра к г. Донскому.
   Но она не была слишком щедра.
   Подарив отличное колье, не подарила к нему футляра.
   Г-н Донской все, что взял на сцене, взял искусством.
   Природа не наградила его внешностью "тенора-душки".
   Г-н Донской, когда я вижу его на сцене, -- напоминает мне контрабас Кусевицкого.
   Этот контрабас поет как виолончель.
   В его исполнении много художественности и школы.
   Превосходная школа сделала его голос и гибким, и прочным.
   А между тем, это самородок.
   Балетный артист Гольц, гуляя однажды, услыхал, как пел маляр, красивший дом.
   И в сущности, молчаливый служитель сцены и создал этого прекрасного певца.
   Гольц заинтересовался маляром, который пел превосходным тенором, и познакомил его с Мельниковым.
   Так получился Донской.
   Его история, -- это история о том, как маляр сделался художником.
   К импрессарио является певец.
   -- Я кончил консерваторию с золотой медалью!
   Поет, -- превосходный тенор. Импрессарио говорит:
   -- Превосходно. Теперь вам остается купить себе пролетку, лошадь и сделаться извозчиком.
   -- ???
   -- Я вас "найду". Случайно открою извозчика, который поет тенором. Самородок! Публика повалит валом. Публика обожает самородков.
   -- А мой диплом? А моя медаль?
   -- Медаль выбросьте. Диплом изорвите. Самородок не должен ничему учиться! Первое условие.
   И это правда.
   И публика любит самородков.
   И очень распространено убеждение:
   -- Самородок не должен ничему учиться!
   Больше всего это убеждение распространено между самородками.
   И, -- Боже мой! -- сколько самородков в искусстве, в литературе погибло на моих, на ваших глазах.
   Бедняги, которые не могли понять, что любопытство проходит, -- надо, чтоб оставался интерес.
   С ними нянчились, носились.
   Вокруг них кликушествовали.
   И затем, когда проходило любопытство, их забывали:
   -- Да он не представляет никакого интереса!
   И даже удивлялись:
   -- Кто его выдумал?
   И ругали тех Петров Ивановичей Добчинских и Петров Ивановичей Бобчинских, которые первыми вопили:
   -- Необыкновенное происшествие!
   -- Необычайное событие!
   А бедный самородок, которым поиграли и бросили, все еще с гордостью повторял:
   -- Мы, самородки... У нас, самородков, обыкновенно... И изумлялся, почему же ему никто не изумляется.
   -- Рассказ вот.
   -- Рассказ ваш напечатан не будет.
   -- Почему, хотел бы я знать!!!
   -- Безграмотен.
   -- Но я самородок!
   И самородок-литератор идет в трактир, где встречается с самородком-певцом.
   -- Антрепренеры! Дураки! Меня не брать! Меня! Самородка! Требовать, чтоб самородок целую оперу наизусть знал! Самородок. Да мы, самородки...
   Но в самородке-маляре жил истинный артист.
   Дорвавшись до искусства, которое он любил инстинктивно, он отдался этому искусству.
   Работал у Самуся, у Эверарди.
   Да и судьба его побаловала: на заре своей артистической карьеры он встретился с Мельниковым, Леоновой, Мусоргским.
   Так вырос этот маленький "оперный Ломоносов".
   Любовь к искусству, стремление к совершенствованию не оставляли его никогда.
   Уже известным артистом он все продолжал учиться и работать.
   И в результате -- "академический" певец, владеющий своим голосом, как виртуоз инструментом.
   В конце концов, биографию этого прекрасного, талантливого художника и работника можно было бы издать, как нравоучительный рассказ, -- даже в назидание детям.
   Но его портит финал:
   -- 13-го января 1904 года Л.Д. Донской праздновал свой прощальный бенефис.
   -- Почему же прощальный? У него не стало голоса?
   -- Голос как прежде.
   -- Искусства?
   -- Не говорите глупостей. С годами искусства только прибавляется.
   -- Так почему же?
   -- А так...
   Дети надуют губы и, по свойственному им легкомыслию, скажут:
   -- Стоит тут работать, ежели так награждают за "трудолюбие и искусство"!
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Театральные очерки В.М. Дорошевича отдельными изданиями выходили всего дважды. Они составили восьмой том "Сцена" девятитомного собрания сочинений писателя, выпущенного издательством И.Д. Сытина в 1905--1907 гг. Как и другими своими книгами, Дорошевич не занимался собранием сочинений, его тома составляли сотрудники сытинского издательства, и с этим обстоятельством связан достаточно случайный подбор произведений. Во всяком случае, за пределами театрального тома остались вещи более яркие по сравнению с большинством включенных в него. Поражает и малый объем книги, если иметь в виду написанное к тому времени автором на театральные темы.
   Спустя год после смерти Дорошевича известный театральный критик А.Р. Кугель составил и выпустил со своим предисловием в издательстве "Петроград" небольшую книжечку "Старая театральная Москва" (Пг.--М., 1923), в которую вошли очерки и фельетоны, написанные с 1903 по 1916 год. Это был прекрасный выбор: основу книги составили настоящие перлы -- очерки о Ермоловой, Ленском, Савиной, Рощине-Инсарове и других корифеях русской сцены. Недаром восемнадцать портретов, составляющих ее, как правило, входят в однотомники Дорошевича, начавшие появляться после долгого перерыва в 60-е годы, и в последующие издания ("Рассказы и очерки", М., "Московский рабочий", 1962, 2-е изд., М., 1966; Избранные страницы. М., "Московский рабочий", 1986; Рассказы и очерки. М., "Современник", 1987). Дорошевич не раз возвращался к личностям и творчеству любимых актеров. Естественно, что эти "возвраты" вели к повторам каких-то связанных с ними сюжетов. К примеру, в публиковавшихся в разное время, иногда с весьма значительным промежутком, очерках о М.Г. Савиной повторяется "история с полтавским помещиком". Стремясь избежать этих повторов, Кугель применил метод монтажа: он составил очерк о Савиной из трех посвященных ей публикаций. Сделано это было чрезвычайно умело, "швов" не только не видно, -- впечатление таково, что именно так и было написано изначально. Были и другого рода сокращения. Сам Кугель во вступительной статье следующим образом объяснил свой редакторский подход: "Художественные элементы очерков Дорошевича, разумеется, остались нетронутыми; все остальное имело мало значения для него и, следовательно, к этому и не должно предъявлять особенно строгих требований... Местами сделаны небольшие, сравнительно, сокращения, касавшиеся, главным образом, газетной злободневности, ныне утратившей всякое значение. В общем, я старался сохранить для читателей не только то, что писал Дорошевич о театральной Москве, но и его самого, потому что наиболее интересное в этой книге -- сам Дорошевич, как журналист и литератор".
   В связи с этим перед составителем при включении в настоящий том некоторых очерков встала проблема: правила научной подготовки текста требуют давать авторскую публикацию, но и сделанное Кугелем так хорошо, что грех от него отказываться. Поэтому был выбран "средний вариант" -- сохранен и кугелевский "монтаж", и рядом даны те тексты Дорошевича, в которых большую часть составляет неиспользованное Кугелем. В каждом случае все эти обстоятельства разъяснены в комментариях.
   Тем не менее за пределами и "кугелевского" издания осталось множество театральных очерков, фельетонов, рецензий, пародий Дорошевича, вполне заслуживающих внимания современного читателя.
   В настоящее издание, наиболее полно представляющее театральную часть литературного наследия Дорошевича, помимо очерков, составивших сборник "Старая театральная Москва", целиком включен восьмой том собрания сочинений "Сцена". Несколько вещей взято из четвертого и пятого томов собрания сочинений. Остальные произведения, составляющие большую часть настоящего однотомника, впервые перешли в книжное издание со страниц периодики -- "Одесского листка", "Петербургской газеты", "России", "Русского слова".
   Примечания А.Р. Кугеля, которыми он снабдил отдельные очерки, даны в тексте комментариев.
   Тексты сверены с газетными публикациями. Следует отметить, что в последних нередко встречаются явные ошибки набора, которые, разумеется, учтены. Вместе с тем сохранены особенности оригинального, "неправильного" синтаксиса Дорошевича, его знаменитой "короткой строки", разбивающей фразу на ударные смысловые и эмоциональные части. Иностранные имена собственные в тексте вступительной статьи и комментариев даются в современном написании.
  

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

  
   Старая театральная Москва. -- В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. С предисловием А.Р. Кугеля. Пг.--М., "Петроград", 1923.
   Литераторы и общественные деятели. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. IV. Литераторы и общественные деятели. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1905.
   Сцена. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. VIII. Сцена. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1907.
   ГА РФ -- Государственный архив Российской Федерации (Москва).
   ГЦТМ -- Государственный Центральный Театральный музей имени A.A. Бахрушина (Москва).
   РГАЛИ -- Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).
   ОРГБРФ -- Отдел рукописей Государственной Библиотеки Российской Федерации (Москва).
   ЦГИА РФ -- Центральный Государственный Исторический архив Российской Федерации (Петербург).
  

Л.Д. ДОНСКОЙ

  
   Впервые -- "Русское слово", 1904, 13 января, No 13.
   Донской Лаврентий Дмитриевич (1858--1917) -- русский оперный певец (лирико-драматический тенор). В 1883--1904 гг. пел в Большом театре. С 1907 г. был профессором Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
   "Прощальный бенефис" Л.Д. Донского -- состоялся в Большом театре 13 января 1904 г., в спектакле "Фауст" по опере Гуно. Донской исполнял партию Фауста, партию Мефистофеля пел Шаляпин.
   ...из "Пророка", замирая как Рауль... -- "Пророк" (1849) -- опера Дж. Мейербера.
   ...Лионель из "Марты", или... Роберт. -- "Марта", "Марта, или Ярмарка в Ричмонде" (1847) -- опера немецкого композитора Фридриха Флотова (1812--1883). Роберт--герой оперы Дж. Мейербера "Роберт-Дьявол" (1831).
   Тенор ai form -- драматический тенор.
   Тенор di grazia -- лирический тенор.
   Кусевицкий Сергей Александрович (1874--1951) -- русский дирижёр и контрабасист.
   Гольц Николай Осипович (1800--1880) -- русский артист балета, педагог, балетмейстер. С его помощью Донской поступил в церковный хор.
   ...как пел маляр. -- В юности Донской работал маляром.
   Мельников Иван Александрович (1832--1906) -- русский оперный и камерный певец, в 1877--1878 гг. профессор Петербургской консерватории, один из основателей "Бесплатного хорового класса", учеником которого был Донской.
   Зудерман Герман (1857--1908) -- немецкий писатель.
   Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский -- персонажи комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
   Самусь Василий Максимович (1848--1903) -- русский певец, педагог, профессор Петербургской консерватории.
   Эверарди Камилло (1825--1899) -- певец и вокальный педагог, в 1880--1888 гг. профессор Петербургской консерватории.
   Леонова Дарья Михайловна (1829--1896) -- русская оперная и камерная певица, педагог.
   Мусоргский Модест Петрович (1839--1881) -- русский композитор.
   "Оперный Ломоносов". -- Ломоносов Михаил Васильевич (1711--1765) -- первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк, просветитель. Здесь: трудолюбивый самоучка.
   Почему же прощальный? -- С 1904 г. в течение двух лет Донской держал оперную антрепризу в Тифлисе, затем занялся педагогической деятельностью.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru