Дмитриев Иван Иванович
Дмитриев И. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДМИТРИЕВ Иван Иванович [10(21).9.1760, с. Богородское, близ Сызрани Казан, (впоследствии Симбир.) губ.-- 3(15).10.1837, Москва; похоронен в Донском мон.], поэт, гос. деятель. Из старинной дворян, семьи, культурной и богатой; дядя М. А. Дмитриева. В 1767--70 обучался в частных пансионах Казани и Симбирска; с 14 лет -- в Петербурге, в Семёнов, полку (сначала в полковой школе), с 1776 унтер-офицер. Тяготясь службою, не раз испрашивал длительные отпуска, на время к-рых (год и более) уезжал на родину. Стихи начал писать еще в юности: первая публ.-- "Надпись [к портрету] князю Антиоху Димитриевичу Кантемиру..." ("С.-Петерб. ученые вед.", 1777, No 15), но ранние лит. выступления [стихи в ж. "Утро", 1782, No 5; газ. "Утр. часы", 1789, 29 марта, 5, 12 апр.; переводы Л. С. Мерсье (с франц.), а также пер. кн. "Жизнь Н. И. Панина" (написанной Д. И. Фонвизиным на франц. яз., опубл. 1777] успеха не принесли. Известность Д.-поэта началась с публикаций в "Моск. журнале" (1791--92) H. M. Карамзина; с ним он сблизился еще в 1783; их дружба длилась до смерти Карамзина. С 1790 был близко знаком с Г. Р. Державиным, в чьем доме встретился со мн. петерб. литераторами, в т. ч. с Ип. Ф. Богдановичем, Фонвизиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом. Державин ценил поэтич. вкус Д., предоставляя ему право исправлять свои соч., хотя не всегда был доволен его редактурой (РА, 1869, кн. 3, стб. 2095; об их взаимоотношениях, не всегда гладких, см.: Державин, ук.). Успех опубл. в "Моск. журнале" стихов позволил Д. утвердиться как поэту в глазах авторитетных писателей старшего поколения. В 90-е гг. он прославился в жанрах стихотв. сказки ("Модная жена", "Картина", обе -- 1792, "Причудница", 1794, "Искатели Фортуны", 1797), стихотв. сатиры ("Чужой толк", 1794, "Письмо от англ. стихотворца Попа к доктору Арбутноту", 1798, "Сокращенный пер. Ювеналовой сатиры о благородстве", 1803), басни (гл. обр. переводы из Ж. Лафонтена), песни ("Видел славный я дворец...", 1794, "Пой, скачи, кружись Параша!...", 1795, и др.); чрезвычайной популярностью пользовалась песня "Стонет сизый голубочек..." (1792), исполняемая на муз. Ф. М. Дубянского. Особенно ценились поэтич. "мелочи" Д.-- эпиграммы, надписи, мадригалы и т. д., воспринимаемые современниками на фоне бытовой культуры устного экспромта. Вместе с тем Д. обращался и к высоким жанрам: "Глас патриота на взятие... Варшавы" (СПб., 1794; единств, стих., к-рое Карамзин осудил за выбор темы), "Освобождение Москвы" (альм. "Аониды", 1797, кн. 2; первонач. загл.-- "Пожарский"), ода "Стихи на случай... коронования... Александра Первого" (М., 1801) и др.; его стих. "Ермак" (опубл. в сб-ке Д., 1795) было популярно на рубеже веков, пленяя современников как новизной обработки эпич. темы в лирич. ключе, так и колоритной "живописностью".
   После прекращения "Моск. журнала" Д. печатал стихи в "Приятном и полезном препровождении времени" (1794--95), "Аглае" (1794) и "Аонидах" (1797--99) Карамзина. В 1796 издал "Карманный песенник, или Собр. лучших светских и простонар. песен" (ч. 1--3, М.; помимо своих Д. опубл. здесь песни А. П. Сумарокова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого и др.). В 1795 выпустил первый сб-к своих произв. мои безделки" (СПб., назван по аналогии с "Моими безделками" Карамзина), в 1798 -- "Басни и сказки" (СПб.). Басни Д.-- особый этап в развитии этого жанра. Редуцировав басенную дидактику, заменив "объективный" басенный морализм выражением "личной", "частной" точки зрения, Д. расширил тематический и трансформировал стилевой диапазон жанра ("В басне "Два голубя" он дает нам лучшие образцы стихов элегии, а в "Дон-Кишоте" лучший образец стихов пастушеских" -- Вяземский, изд. 1982, т. 2, с. 73), "возвысил" басню до уровня др. поэтич. жанров (о поэтике "Дмитриевской" басни см. статьи И. 3. Сермана, В. П. Степанова в кн.: И. А. Крылов. Проблемы творчества, Л., 1975, с. 198--205, 237--50).
   Занятия поэзией и служба шли параллельно до 1799; в 1796 Д. вышел в отставку в чине полковника, но неожиданно возвысился на гражд. службе; был арестован по ложному доносу, затем торжественно прощен Павлом I и в 1797 назначен товарищем министра в Деп. уделов и обер-прокурором Сената. В 1799 после служебных неприятностей (как человеку карамзинского круга ему не могли импонировать павловские порядки) вышел в отставку в чине тайного советника. Поселившись в Москве у Красных ворот, стал вести неторопливую жизнь, общаясь прежде всего с Карамзиным, с Ф. И. Козлятевым (б. сослуживцем по полку), с В. А. Жуковским, А. И. Тургеневым, В. Л. Пушкиным. Авт. деятельность Д., приостановившаяся в 1799--1801, оживилась с началом карамзинского "Вест. Европы", в к-ром он публикует новые стихи (1802--06). В это время подготавливает издание своих "Сочинений и переводов" в 3 частях (М., 1803, 1805; переизд. под назв. "Сочинения" в 1810, 1814, 1818). Последнее переизд. под назв. "Стихотворения" (М., 1823) с апологетич. предисл. П. А. Вяземского, весьма сокращено за счет изъятия ранних произв., в частности сняты все басни, написанные до 1794, и мн. "безделки".
   В 1806 Д. вернулся на службу в Сенат (моск. департамент); в 1810 по личному приглашению благоволившего тогда к нему Александра I переехал в Петербург, где был назначен чл. Гос. совета и мин. юстиции. Он стремился упорядочить деятельность судебных инстанций, предлагая меры по улучшению судоустройства и судопроизводства, при нем "министерство юстиции получило свою окончат. организацию" (см.: Ефремовa H. H., Министерство юстиции Рос. империи 1802--1917 гг., М., 1983, с. 42, 51). Как гос. чиновник Д. подчеркнуто старался быть чуждым интригам, следуя прежде всего букве закона; на этой почве произошли мн. конфликты, в т. ч. размолвка с Державиным, чье ходатайство "по закону невозможно было удовлетворить" (Державин, т. 8, с. 605). С прекращением Александром I личных аудиенций в 1812 положение Д. пошатнулось, и после ряда оскорбительных для него служебных столкновений он подал в отставку (см. мемуары Д. "Взгляд на мою жизнь"). В 1814, после окончат, отставки, вернулся в Москву, где по проекту А. Л. Витберга построил новый дом (прежний сгорел в Отеч. войну 1812) вблизи Патриарших прудов, памятный мн. моск. литераторам (см. стих. Вяземского "Дом И. И. Дмитриева"). В 1816 возглавил Комиссию для оказания помощи жителям Москвы, пострадавшим от нашествия французов, за деятельность в к-рой получил чин д. тайного советника (1819). Пишет он теперь редко и мало. Самый крупный стихотв. труд -- "Апологи. В четверостишиях" (М., 1826; пер. катренов Ш. Л. Мольво; нек-рые опубл. в ПЗ на 1824; "Новостях лит-ры", 1823, ч. 3--6). В 1825 завершил мемуары "Взгляд на мою жизнь" (прим. завершены в 1832; опубл. М. А. Дмитриевым: М., 1866, прим. M. H. Лонгинова).
   Воздействие стихов Д. приравнивалось его младшими современниками к влиянию прозы Карамзина на лит-ру 1800--10-х гг. Он реформировал поэтич. язык, стремясь к созданию стихотв. аналога устной речи, к "изящному изображению обыкновенного и повседневного" (Вяземский, изд. 1982, т. 2, с. 322), в сказках и баснях использовал приемы стихотв. новеллы, способствовал становлению легкой поэзии. В лит. борьбе за "новый слог" Д. со времени участия в "Моск. журнале" не переставал мыслить себя соратником Карамзина, с чем связаны его редкие, но ощутимые для лит. жизни 1790--1800-х гг. полемич. выступления ("Гимн восторгу", 1792,-- пародия на стихи Н. П. Николева; эпиграмма на А. И. Клушина, 1793, и др.). Поэт призывал Карамзина к полемике против А. С. Шишкова, одним из первых осмеял "славено-росские" тенденции в лит-ре. Вокруг него группируются в нач. 1800-х гг. сторонники Карамзина. После выхода "Истории государства Российского" Карамзина Д., возмущенный критиками карамзинского труда (в т. ч. М. Т. Каченовским), выступает в поддержку друга, в частности в баснях "История" (1818) и "Дети и мыльные пузыри" (1821). Однако, внимательно следя за лит. полемиками своего времени, Д. предпочитал роль их закулисного режиссера; он был творцом интриги гораздо в большей степени, нежели ее участником. Как писатель Д. любил находиться в центре внимания, но умел вовремя сойти со сцены: после басенных дебютов И. А. Крылова, рекомендованных самим Д. к печати ("Моск. зритель", 1806, ч. 1, с. 73), и появления молодой школы "легкой поэзии" он в осн. переиздавал старые произв. Признание лит. заслуг Д. (в "Парнасском Адрес-календаре" А. Ф. Воейкова он назван "действительным поэтом первого класса"), покровительственное отношение ко мн. начинающим писателям, авторитет друга Карамзина снискали ему уважение разных лит. группировок. В 1811 он был избран попечителем одного из разрядов "Беседы любителей рус. слова". Особенно же Д. был ценим в кругу карамзинистов "арзамасского братства" (Жуковский, А. И. Тургенев, Вяземский, К. Н. Батюшков, В. Л. Пушкин, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков) и сам неизменно высоко отзывался об их творчестве.
   Многое сделав для становления "чувствительной" поэтики (прежде всего в жанре песни), Д. был прочно связан с традициями поэзии 18 в.; в мемуарах называл своими учителями А. П. Сумарокова и M. M. Хераскова. И современники видели в нем не певца "чувствований сердца", но "классика", сатирика, автора "неподражаемых" сказок и басен, выделяя в его творчестве именно "классич." черты: как и Карамзин, "он показал тайну употребления слова в прямом значении..." (Жуковский В. А., Эстетика и критика, М., 1985, с. 323); показательно сравнение Д. по "характеру дарования" не только с Ж. Лафонтеном (что было общим местом в лит. кругах), но с Н. Буало и А. Попом (Батюшков К. Н., Опыты в стихах и прозе, М., 1977, с. 421; Воейков: "... у Боало и Дмитрева учился / С пороками людей и глупостью бранился" -- ВЕ, 1808, No 6, с. 116).
   Признание заслуг Д. современниками выразилось также в многочисл. стихотв. посланиях к нему как к "блюстителю истинному Парнасского закона" с непременным сетованием на совр. состояние лит-ры (Марин С. Н., "Сатира (взятая из Боало)".-- "Драм. вест.", 1808, No 21; Пушкин В. Л., "Письмо к И. Д.".-- "Аониды", 1796, кн. 1; Писарев А. А., "Страсть к стихотворству".-- "Сев. Меркурий", 1805, No 2; Вяземский П. А., "Послание к И. И. Дмитриеву...".-- ПЗ на 1823).
   Лит. репутацию Д. поддерживали кри-тич. разборы его произв. и рец. на новые изд. "Сочинений": <П. И. Макаров> -- "Моск. Меркурий", 1803, No 10; <Воейков> -- "Цветник", 1810, No 10; "Новости лит-ры", 1824, No 3, с. 33--45, No 4, с. 49--62; <В. В. Измайлов> -- "Рос. музеум", 1815, No 2; <А. Е. Измайлов> -- "Благ.", 1818, No 2; 1826, No 8; А. И. Богданов -- "Нев. зритель", 1821, No 6. Замечания Каченовского в "Вест. Европы" (1806, No 8--9), сопровожденные "личностями" в адрес Д., вызвали антикритику Блудова (см.: Дмитриев М.,с. 267--78); сам Д. ответил на эту мелочную месть эпиграммой "Нахальство, Аристарх, таланту не замена" (РА, 1867, кн. 2).
   Успешное "соперничество" Крылова с Д. на поприще басни, борьба романтиков с классиками и переоценка карамзинизма в литре 1820--30-х гг. привели к постепенному пересмотру репутации Д. [см. пародии на его апологи А. С. Пушкина (совм. с H. M. Языковым) "Нравоучительные четверостишия" (1826), эпиграмму Д. В. Веневитинова "Я слышал, Камены тебя воспитали", 1827], к определению его роли в лит-ре как исторически необходимой в свое время, но теперь неактуальной. Отношение А. С. Пушкина к Д., первоначально испорченное из-за неблагосклонного отзыва Д. на "Руслана и Людмилу", смягчилось в 1830-е гг. в связи с борьбой "лит. аристократии" против враждебных ей группировок, а также вследствие специфич. "ретроспективизма", свойственного творч. ориентации Пушкина.
   Хотя совершавшееся на глазах Д. романтич. "отрицание принятых правил и вкуса" ("Письма И. И. Дмитриева к кн. П. А. Вяземскому 1810--1836 гг.", СПб., 1898, с. 46) и вызывали его неодобрение, он охотно принимал в своем доме литераторов нового поколения (М. П. Погодина, С. П. Шевырёва, Е. А. Баратынского, Н. А. Полевого и др.), продолжая следить за лит. жизнью. Последние 10--15 лет привыкший, чтобы его окружало "лучшее общество", любивший светскую беседу ["в разговоре он был самобытный рассказчик и сатирик" (M. M. Попов -- PC, 1901, No 3, с. 638)], Д. жил, несколько тяготясь одиночеством (у него не было собств. семьи), особенно после смерти В. В. Измайлова (1830), одного из немногих действительно близких ему людей. "Более и более он проводил вечера один, с книгами" (Дмитриев М., с. 149). Ставший свидетелем заката своей славы, Д., однако, имел все основания сказать о себе: "...едва ли кто из моих современников преходил авторское поприще с меньшею заботою и большею удачею" ("Взгляд...", с. 93).
   Изд.: Соч., т. 1 -- 2, СПб., 1893 (ред. и комм. А. А. Флоридова); Полн. собр. стих., 2-е изд., Л., 1967 (БПбс; вступ. ст. и комм. Г. П. Макогоненко); Соч., M., 1986 (стихи, автобиогр. проза, письма Д. и восп. о нем; вступ. статья A. M. Пескова; составление и комм, его же и И. 3. Сурат); Рус. мемуары. Избр. страницы. XVIII в., M., 1988 (изд. подготовлено В. В. Куниным и И. И. Подольской).
   Лит.: Письма Н.М.Карамзина к Д. (1787--1826), СПб., 1866; Письма разных лиц к Д., M., 1867; M. П. П<огодин>, Вечера у Д.-- "Русский", 1868, 9, 10 июля; Дмитриев M. А. (ук.); Державин Г. Р., Соч., т. 1--9, СПб., 1864--83 (ук.);Пушкин (ук.); Вигель (ук.); Жихарев (ук.); Вяземский, VII, 158--67; VIII (ук.); его же, Зап. книжки, M., 1963 (ук.); его же, Соч. в 2 тт., т. 2, M., 1982, с. 48--94; Макаров M. <Н.>, Восп. о знакомстве моем с Д.-- "Галатея", 1839, ч. 1, с. 359--71; (Полевой Н. А.), Соч. И. И. Дмитриева.-- СО, 1838, No 10, с. 77--102; Грот К. Я., К биографии Д.-- ИзвОРЯС, 1901, т. 6, кн. 4, с. 228--68 (отд. оттиск -- СПб., 1902); Чулицкий В. M., И. И. Дмитриев.-- ЖМНП, 1902, No 3--5; Сорокин В., Б-ка Д.-- "Книжные новости", 1937. No 23--24; К у прея нова Е. Е., Д. и поэты карамзинской школы.-- В кн.: История рус. лит-ры, т. 5, M.--Л., 1941, с. 121--43; Виноградов В. В., Из наблюдений над языком и стилем Д.-- В кн.: Материалы и иссл. по истории рус. лит. языка, т. 1, M.--Л., 1949, с. 161--278; Макогоненко Г. П., Пушкин и Д.-- РЛ, 1966, No 4; Альтшуллер М. Г., Неизвестный эпизод журн. полемики нач. XIX в.-- В кн.: XVIII век, сб. 10, Л., 1975, с. 98--106, Кочеткова Н. Д., Поэзия рус. сентиментализма. H. M. Карамзин. И. И. Дмитриев.-- В кн.: История рус. поэзии, т. 1, Л., 1968, с. 163--90; И. А. Крылов. Проблемы творчества, Л., 1975, с. 198--205, 237--50; Письма рус. писателей XVIII в., Л., 1980, с. 416--58 (публ. и комм. В. Э. Вацуро); Степанов В. П., Заметки о В. Л. Пушкине.-- В кн.: Пушкин. Иссл., т. 11, Л., 1983, с. 250--62; Вацуро В. Э., Д. в лит. полемиках нач. XIX в.-- В кн.: XVIII век, сб. 16, Л., 1989, с. 139--79; Лямина Е. Э., Пастернак Е. Е., Списки мемуаров Д. "Взгляд на мою жизнь" -- там же, сб. 17 (в печати). + Бантыш-Каменский Д. Н., Словарь достопамятных людей рус. земли, ч. 1, СПб., 1847; РБС; Брокгауз; Венгеров (Словарь; Источ.); Лонгинов М. П., Мат-лы для ПСС Д.-- РА, 1863, кн. 2--3; его же, Доп. к мат-лам для изд. соч. Д.-- РА, 1864, кн. 3; Чулицкий В. М., Из писательских отношений десятых гг. XIX столетия.-- ИзвОРЯС, 1904, т. 9, No 3, с. 199--338 (отд. оттиск -- СПб., 1904); КЛЭ; Словарь рус. писателей XVIII в., в. 1, Л., 1988; Муратова (1).
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1060; ЦГИА, ф. 844, оп. 2, д. 676 ("Взгляд...", кн. 4); ф. 1343, оп. 20, д. 2038 (герб рода Д.-- л. 22); ГПБ (I--IV, ук.); ИРЛИ, No 14781; ЦГАДА, Р. 1, No 73 (рукописи "Взгляда..." с разночтениями).

А. М. Песков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru