Давыдов Иван Иванович
Несчастная судьба философии и возрождение наук у арабов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Несчастная судьба Философіи и возрожденіе наукъ у Арабовъ.

   Въ етомъ вѣкѣ представляется упадокъ духа, наблюдавшаго Природу и человѣка. Стеченіе ужасныхъ обстоятельствъ роскошь, нѣга, алчность къ частымъ выгодамъ -- все ето подавило умъ человѣческій и тѣ смѣлые и творческіе таланты, которые украшали цвѣтущій вѣкъ Перикловъ. Уже нестало того благороднаго побужденія къ совершенствованію силъ своихъ, которое одно только въ состояніи возвысить душу къ открытіямъ и изобрѣтеніямъ. Люди терялись во множествѣ системъ, думая, что не оставалось болѣе новыхъ познаній. Философія въ ето время походила на роскошнаго сына, которой думаетъ прожить при всѣхъ прихотяхъ отцовскимъ наслѣдствомъ.
   И здѣсь родился Еклектицизмъ {Смѣсь разныхъ сектъ.}: умъ не хотѣлъ творить; онъ оставался доволенъ прежними открытіями. Побѣды Римлянъ, путешествія, связи, всеобщая страсть къ Греческому языку -- все сіе болѣе и болѣе знакомила съ Греческимъ просвѣщеніемъ; казалось, вмѣстѣ съ могуществомъ и силою оружія соединилися въ Римѣ и всѣ познанія. Тогда ѳеоріи Платоновы смѣшаны съ моралью Стоиковъ, Епикурейцы присоединились къ Стоикамъ. Таковы Римскіе писатели Августова вѣка. Послѣ Плутархъ, Аполлоній Тіанскій измѣняютъ ученіе Пиѳагорово; Тразилъ, Теонь, Люцій-Апулей, Аттикъ также измѣнили ученіе Платоново. Перипатетицизмъ скоро принялъ иной видъ при Неронѣ: етому поводъ подали Аммоній, Евдемъ, Ѳемистій, Олимпіодоръ и Симплицій. Всѣхъ продолжительнѣе оставался Портикъ съ знаменитыми послѣдователями: Атенодоромъ, Епиктетомъ, Сенекой и Антонинами; но и Портикъ со временемъ разрушился, и его развалины смѣшались съ остатками Циницизма и Платонизма.
   Между тѣмъ Александрія при Птоломеяхъ привлекала всѣхъ геніевъ, сдѣлавшись средоточіемъ Римлянъ, Грековъ и всѣхъ восточныхъ народовъ. Тутъ явились системы, составленныя изъ прденій Халдеевъ, Зороастра, Гимнософистовъ Азійскихъ, Египтянъ, разныхъ Греческихъ Софовъ, Евреевъ, Хрістіанъ. Умы наблюдательные прилѣплялись къ Пиѳагору; умы пылкіе болѣе любили Платона; Аристотелію слѣдовали въ одной Метафизикѣ; но вся опытность Зенона и Циренаиковъ была въ совершенномъ забвеніи. Въ етомъ странномъ, безобразномъ смѣшеній мнѣній болѣе занимали ученыхъ Зороастръ и Платонъ -- таинственность, украшенная вымыслами воображенія.
   Ученіе Зороастрово и сочиненій приписываемыя Гермесу Трисмегисту произвели секту Гностикоеъ (Знающихъ), которые изъ Азій распространились въ Египтѣ, Палестннѣ и другихъ Римскихъ провинціяхъ; она-то была колыбелью тѣхъ разрушительныхъ споровъ, которые раздѣляли Ѳеософистовъ. Они много заимствовали отъ учета Орфея и Греческихъ Догматковъ. Начало познаній полагали они въ духовномъ созерцаніи; ето древняя система еманацій. Порфирій, Ямблихій, Проклъ -- важнѣйшіе защитники сихъ мнѣній. Отъ Пиѳагора заимствовали они предположеніе монады; слѣдуя Платону, вѣрили врожденнымъ идеямъ; вмѣстѣ съ Елеатиками изслѣдывали начала Космологіи, у Аристотеля научились категоріямъ. Сія смѣсь Поезіи съ Метафизикой есть изображеніе тогдашней Философіи. Особенно достойны вниманія изъ Еклектиковъ: Альціоной и Максимъ Тирскій.
   Между тѣмъ какъ всѣ ученые блуждали въ мрачныхъ системахъ, среди сего невѣжества являются умы наблюдательные, таковы: Плиній -- испытатели Природы, Галіенъ Философъ и врачъ, Птоломей -- Астрономъ, Лонгинъ -- критикъ, Діогенъ Лаертскій, собравшій все Философическія мнѣнія.
   Ученія Кабалистиковъ есть также ученіе неважное. Еврейскіе мудрецы, находясь въ плѣну Вавилонскомъ, познакомилися съ Греческою Философіей, и распространясь въ Египтѣ, они переводили системы Пиѳагора и Платона. Источникомъ всѣхъ познаній почитали они свои книги. Раввины обратились къ толкованіямъ, а Талмудъ доставилъ имъ случай поддерживать народное суевѣріе. -- Филонъ и Аристовулъ основали новыя системы; они облекли ихъ таинственностью, чтобъ придать болѣе важности, и назвали ее Кабалою или тайнымъ преданіемъ. Вся сущность Кабалы заключалась въ двухъ книгахъ -- Иезирагѣ, сочиненіи Раввина Акибга, и Согарѣ, сочиненіи Шамира Бенъ-Иогаи. Сіи двѣ книги послѣ соединены въ одно сочиненіе Раввиномъ Ирирою, извѣстное подъ названіемъ Porta coelerum. Въ Кабалѣ безпрестанно встрѣчаются обезображенный Зороастръ и Пиѳагоръ, или Платонъ и Аристотель. Всѣ мнѣнія Греческихъ Философовъ одушевлены. Такъ Разумъ Платоновъ или Логосъ называется Кадмономъ, душею міра, началомъ всего. Здѣсь смѣшаны Демонологія, Магія и Гаданія.
   Ѳеософисты заимствовали ученіе гораздо осторожнѣе мудрецовъ прежнихъ, но придерживались также ученія Зороастра, Пиѳагора и Платона. Оригенъ и Тертулліянъ особенно отличаются Синкретизмомъ. Манихеизмъ есть система Зороастрова въ новомъ видѣ. Вообще Философію Ѳеософисты брали въ помощь только для морали и Ѳеологіи; но Логика и Физика были ими совершенно оставлены.
   Въ четвертомъ столѣтіи, вмѣстѣ съ раздѣленіемъ двухъ столицъ, Рима и Константинополя, раздѣляются и ученые. Изъ числа первыхъ Арнобій сравнилъ мнѣнія разныхъ философическихъ сектъ, но безъ всякаго тонкаго разбора; ему послѣдовали Лактанцій, ученикъ его, и Евзевій. Послѣ нихъ особенно достоинъ вниманія Св. Августинъ. Онъ вмѣстѣ съ Платономъ возставалъ противъ чувствъ и держался методы a priori; положеніе его -- "я сомнѣваюсь, слѣдовательно существую", проложило дорогу Декарту.
   Въ пятомъ вѣкѣ извѣстны были Синезій, Капелла, Кассіодоръ, Клавдіанъ, и знаменитый своего времени Философъ; Боецій, единственный блестящій феноменъ сего мрачнаго вѣка. Онъ старался согласить Платона съ Аристотелемъ, и первый возобновилъ древнюю созерцательную Философію: здѣсь уже проясняется туманъ заблужденій, Если наблюдатель не находитъ въ етомъ вѣкѣ сѣмянъ глубокаго ума; по крайней мѣрѣ и мрачность для него поучительна: она должна напоминать, сколь пагубно ложное поощреніе способностей, которое болѣе ослабляетъ ихъ, нежели сколько возвышаетъ и укрѣпляетъ.
   Въ то же время на Востокѣ замѣчательны: Хризанѳъ; Евстаѳій и ученикъ ихъ Императоръ Юліанъ Въ Аѳинахъ тогда прославились: Плутархъ Несторіевъ, Маринъ, Изидоръ. Въ Александріи удивлялись ученой Гипатіи. Между Хрістіанами отличились: Гіороклъ и Немезій.
   Въ послѣдствіи времени ученые занимались преданіями Греческихъ мудрецовъ, повторяли мысли ихъ, и часто не разумѣли. Наконецъ въ царствованіе Юстиніана закрылись секты, и съ тѣхъ поръ въ той странѣ, которая произвела Сократа, Платона и Аристотеля, только слышны были теологическіе споры въ однихъ монастыряхъ.
   Таковъ сей періодъ Философіи. Главное положеніе, вразсужденіи начала познаній не пріобрѣло новыхъ открытій; оно еще болѣе помрачено. Еклектики измѣняли каждой сектѣ; и можно ли было ожидать новаго отъ тѣхъ, которые все смѣшивали и обезображивали? Гностики возобновили ветхое зданіе Зороастрова ученія; но чего должно было ожидать отъ ентузіастовъ? Кабалистики болѣе имѣли въ виду частныя выгоды; но можетъ ли истина терпѣть самолюбіе и алчность къ стяжанію? Ѳеософисты болѣе занимались спорами словъ; но въ етомъ ли Философія? Предъ симъ-то Раціонализмомъ поверженъ былъ и великій основатель Лицея.
   Среди мрака, когда Философія не только не приобрѣла новыхъ свѣдѣній, но и прежнихъ не сохранила -- среди сего мрака пробуждается умъ и оживляется страсть, къ познаніямъ. Калифъ Аль-Манзоръ и сынъ его Альмоди между Арабами, Константинъ Порфирогенцтъ и Левъ Мудрый между Греками, наконецъ Карломанъ, Альфредъ Великій на Западѣ -- вотъ первые благодѣтельные геніи, разсъявшіе мракъ невѣжества и пробудившіе умъ человѣческой.
   Философія при Дворѣ Калифовъ началась искусствомъ врачеванія. Прежде призваны были Греческіе врачи, а за ними въ слѣдъ и другіе иностранные ученые. Альмоди позволилъ имъ основать училище; Альратидъ самъ пользовался ихъ наставленіями. Тогда начали переводить сочиненія древнихъ Греческихъ Философовъ подъ руководствомъ знаменитаго Іоанна Месуегъ -- и такимъ образомъ въ Багдадѣ занялась заря наукъ, сіявшихъ въ полномъ свѣтѣ въ Аѳинахъ.
   Аристотель и Платонъ особливо обратили на себя вниманіе Арабовъ. Первый представлялъ въ сочиненіяхъ своихъ полную систему; второй льстилъ пламенными изображеніями, свойственными Восточнымъ народамъ. Іоаннъ Дамасскій, называемый у Арабовъ Альманзоромъ, перевелъ Аристотеля, сдѣлалъ на него замѣчанія, занимался особенно Метафизикой его и привелъ въ систему часть ея Онтологію -- науку о внутреннемъ существѣ, и составѣ предметовъ, "Человѣкъ" говорилъ онъ "находится въ сношеніи съ цѣлою вселенной, съ предметами чувственными -- посредствомъ чувствъ, съ существами духовными -- посредствомъ разума. Онъ представляетъ собою вселенную." Философія Арабовъ можно сравнить съ картиной, которой рамы составлены были Перипатетизмомъ, а всѣ краски заимствованы отъ Платонизма. Потомъ Альксиди объяснялъ Аристотела, также Аль-Фараби. Глубокомысленный изъ ученыхъ Арабовъ есть Авиценна удивительный по рѣзкимъ мыслямъ Абубекеръ. Послѣ нихъ Аверроесъ снова принялся за Аристотеля и во многомъ его обезобразилъ.
   Такимъ образомъ возраждались науки на Востокѣ, а на Западѣ извѣстна стала Философія Схоластическая, когда открылись учебныя заведенія. Распространенію наукъ особенно способствовали Греческіе ученые, пришедшіе изъ Константинополя. Славнѣйшіе Схоластики раздѣлялись на Реалистовъ и Номинатовъ; они основывали ученіе свое на трехъ знаменитыхъ мудрецахъ древности: Платонѣ, Аристотелѣ и Зенонѣ. Первый, какъ извѣстно, почиталъ идеи предвѣчными; второй думалъ, что отъ предметовъ отдѣляются нѣкоторыя изображенія, начертываются въ умѣ -- отсюда у Критическихъ Философовъ связь матеріи и формы: третій говорилъ: нѣтъ ничего въ умѣ, чего бы прежде не было въ чувствахъ. По симъ тремъ актамъ спрашивали Схоластики: понятія общія имѣютъ ли существованіе метафорическое, какъ думалъ Платонъ, или физическое, по мнѣнію Аристотеля? или наконецъ существованіе логическое, какъ говорилъ Зенонъ, что умъ составляетъ ихъ изъ ощущеній? Первому мнѣнію слѣдовали Реалисты, послѣднему Номинаты, каковъ Русселинъ и Абелардъ; а нѣкоторые ученые держали средину, полагаясь на мнѣніе Аристотеля. -- Изъ Схоластиковъ извѣстнѣйшіе въ послѣдствіи времени: Албертъ Великій, Ричардъ Мидлетонъ, Гильомъ Оккамъ, Рожеръ Баконъ.
   Греческіе ученые, пришедшіе изъ Константинополя, принесли съ собою древнихъ классиковъ и оживили здравый вкусъ. Изъ сихъ благодѣтельныхъ ученыхъ достойнѣйшіе. Хрисолорасъ, Плетонъ, Ѳеодоръ Газа, Георгій Трапезунтской, Вессаріонъ, Константинъ Ласкарисъ; въ скоромъ времени возобновлены древнія системы Философіи -- Стоическая -- Юстомъ Липсіемъ, Іоническая -- Бернгардомъ, Левзиппова -- Бруномъ, Сократова -- Петраркой. Тогда начали ученые очищать новѣйшіе языки, а вмѣстѣ и мысли приводить съ порядокъ -- и явились; Бокаччіо, Дантъ, Махіавель, Тассъ, Ариостъ. Въ это время Философія, послѣ долгаго странствованія, устремилась къ настоящей цѣли своей -- просвѣщать умъ человѣка и образовать его сердце. Умы замѣчательные сего времени: Іеронимъ Карданъ, Рудольфъ Агрикола, Кампанелла, Лараме.

Двдв.

-----

   [Давыдов И.И.] Несчастная судьба философии и возрождение наук у арабов / Двдв // Вестн. Европы. -- 1818. -- Ч.98, N 6. -- С.129-138.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru