Цветаева Марина Ивановна
Поэма Воздуха

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Марина Цветаева.

Поэма Воздуха

   Ну, вот и двустишье
   Начальное. Первый гвоздь.
   Дверь явно затихла,
   Как дверь, за которой гость.
   Стоявший -- так хвоя
   У входа, спросите вдов --
   Был полон покоя,
   Как гость, за которым зов
   Хозяина, бденье
   Хозяйское. Скажем так:
   Был полон терпенья,
   Как гость, за которым знак
   Хозяйки -- всей тьмы знак! --
   Та молния поверх слуг!
   Живой или призрак --
   Как гость, за которым стук
   Сплошной, не по средствам
   Ничьим -- оттого и мрём --
   Хозяйкина сердца:
   Берёзы под топором.
   (Расколотый ящик
   Пандорин, ларец забот!)
   Без счёту -- входящих,
   Но кто же без стука -- ждёт?
   Уверенность в слухе
   И в сроке. Припав к стене,
   Уверенность в ухе
   Ответном. (Твоя -- во мне.)
   Заведомость входа.
   Та сладкая (игры в страх!)
   Особого рода
   Оттяжка -- с ключом в руках.
   Презрение к чувствам,
   Над миром мужей и жён --
   Та Оптина пустынь,
   Отдавшая -- даже звон.
   Душа без прослойки
   Чувств. Голая, как феллах.
   Дверь делала стойку.
   Не то же ли об ушах?
   Как фавновы рожки
   Вставали. Как ро -- та... пли!
   Ещё бы немножко --
   Да просто сошла б с петли
   От силы присутствья
   Заспинного. В час страстей
   Так жилы трясутся,
   Натянутые сверх всей
   Возможности. Стука
   Не следовало. Пол -- плыл.
   Дверь кинулась в руку.
   Мрак -- чуточку отступил.
   
                   * * *
   
   Полная естественность.
   Свойственность. Застой.
   Лестница, как лестница,
   Час, как час (ночной).
   Вдоль стены распластанность
   Чья-то. Одышав
   Садом, кто-то явственно
   Уступал мне шаг --
   В полную божественность
   Ночи, в полный рост
   Неба. (Точно лиственниц
   Шум, пены о мост...)
   В полную неведомость
   Часа и страны.
   В полную невидимость
   Даже на тени.
   (Не черным-черна уже
   Ночь, черна -- черным!
   Оболочки радужной
   Киноварь, кармин --
   Расцедив сетчаткою
   Мир на сей и твой --
   Больше не запачкаю
   Ока -- красотой.)
   Сон? Но, в лучшем случае --
   Слог. А в нем? под ним?
   Чудится? Дай вслушаюсь:
   Мы, а шаг один!
   И не парный, слаженный,
   Тот, сиротство двух.
   Одиночный -- каждого
   Шаг -- пока не дух:
   Мой. (Не то, что дыры в них --
   Стыд, а вот -- платать!)
   Что-то нужно выравнять:
   Либо ты на пядь
   Снизься, на мыслителей
   Всех -- державу всю!
   Либо -- и услышана:
   Больше не звучу.
   
   Полная срифмованность.
   Ритм, впервые мой!
   Как Колумб здороваюсь
   С новою землёй --
   Воздухом. Ходячие
   Истины забудь!
   С сильною отдачею
   Грунт, как будто грудь
   Женщины под стоптанным
   Вое-сапогом.
   (Матери под стопками
   Детскими...)
                    В тугом
   Шаг. Противу -- мнения:
   Не удобохож
   Путь. Сопротивлением
   Сферы, как сквозь рожь
   Русскую, сквозь отроду --
   Рис, -- тобой, Китай!
   Словно моря противу
   (Противу: читай --
   По́ сердцу!) сплечением
   Толп. -- Гераклом бьюсь!
   -- Землеизлучение.
   Первый воздух -- густ.
   
   Сню тебя иль снюсь тебе, --
   Сушь, вопрос седин
   Лекторских. Дай, вчувствуюсь:
   Мы, а вздох один!
   И не парный, спаренный,
   Тот, удушье двух, --
   Одиночной камеры
   Вздох: ещё не взбух
   Днепр? Еврея с цитрою
   Взрыд: ужель оглох?
   Что-то нужно выправить:
   Либо ты на вздох
   Сдайся, на всесущие
   Все, -- страшась прошу --
   Либо -- и отпущена:
   Больше не дышу.
   Времечко осадное,
   То, сыпняк в Москве!
   Кончено. Отстрадано
   В каменном мешке
   Лёгкого! Исследуйте
   Слизь! Сняты врата
   Воздуха. Оседлости
   Прорвана черта.
   
   Мать! Недаром чаяла:
   Цел воздухобор!
   Но сплошное аэро --
   Сам -- зачем прибор?
   Твердь, стелись под лодкою
   Леткою -- утла!
   Но -- сплошное лёгкое --
   Сам -- зачем петля
   Мёртвая? Полощется...
   Плещется... И вот --
   Не жалейте лётчика!
   Тут-то и полёт!
   Не рядите в саваны
   Косточки его.
   Курс воздухоплаванья
   Смерть, и ничего
   Нового в ней. (Розысков
   Дичь... Щепы?.. Винты?..)
   Ахиллесы воздуха
   -- Все! -- хотя б и ты,
   Не дышите славою,
   Воздухом низов.
   Курс воздухоплаванья
   Смерть, где всё с азов,
   За́ново...
   
   Слава тебе, допустившему бреши:
   Больше не вешу.
   Слава тебе, обвалившему крышу:
   Больше не слышу.
   Солнцепричастная, больше не щурюсь
   Дух: не дышу уж!
   Твёрдое тело есть мёртвое тело:
   Оттяготела.
   Легче, легче лодок
   На слюде прибрежий.
   О, как воздух лёгок:
   Реже -- реже -- реже...
   Баловливых рыбок
   Скользь -- форель за кончик...
   О, как воздух ливок,
   Ливок! Ливче гончей
   Сквозь овсы, а скользок!
   Волоски -- а веек! --
   Тех, что только ползать
   Стали -- ливче леек!
   Что́ я -- скользче лыка
   Свежего, и лука.
   Па́годо-музыкой
   Бусин и бамбука, --
   Пагодо-завесой...
   Плещь! Всё шли б и шли бы...
   Для чего Гермесу --
   Крыльца? Плавнички бы --
   Пловче! Да ведь ливмя
   Льёт! Ирида! Ирис!
   Не твоим ли ливнем
   Шемахинским или ж
   Кашимирским...
                    Танец --
   Ввысь! Таков от клиник
   Путь: сперва не тянет
   Персть, потом не примет
   Ног. Без дна, а тве́рже
   Льдов! Закон отсутствий
   Всех: сперва не держит
   Твердь, потом не пустит
   В вес. Наяда? Пэри?
   Баба с огорода!
   Старая потеря
   Тела через воду
   (Водо-сомущения
   Плеск. Песчаный спуск...)
   -- Землеотпущение.
   Третий воздух -- пуст.
   
                   * * *
   
   Седью, как сквозь невод
   Дедов, как сквозь косу
   Бабкину, -- а редок!
   Редок, реже проса
   В засуху. (Облезут
   Все́, верхи бесхлебны.)
   О, как воздух резок,
   Резок, реже гребня
   Песьего, для пёсьих
   Курч. Счастливых засек
   Редью. Как сквозь про́сып
   Первый (нам-то -- засып!)
   Бредопереездов
   Редь, связать-неможность.
   О, как воздух резок,
   Резок, резче ножниц.
   Нет, резца... Как жальцем
   В боль -- уже на убыль.
   Редью, как сквозь пальцы...
   Сердца, как сквозь зубы
   Довода -- на Credo [*]
   Уст полураскрытых.
   О, как воздух цедок,
   Цедок, цедче сита
   Творческого (влажен
   Ил, бессмертье -- сухо).
   Цедок, цедче глаза
   Гётевского, слуха
   Рильковского... (Шепчет
   Бог, своей -- страшася
   Мощи...)
                    А не цедче
   Разве только часа
   Судного...
                    В ломо́ту
   Жатв -- зачем рождаем?
   ...Всем неумолотом,
   Всем неурожаем
   Верха... По расщелинам
   Сим -- ни вол ни плуг.
   -- Землеотлучение:
   Пятый воздух -- звук.
   
                   * * *
   
   Голубиных грудок
   Гром -- отсюда родом!
   О, как воздух гудок,
   Гудок, гудче года
   Нового! Порубок
   Гуд, дубов под корень.
   О, как воздух гудок,
   Гудок, гудче горя
   Нового, спасиба
   Царского... Под градом
   Жести, гудче глыбы --
   В деле, гудче клада --
   В песне, в большеротой
   Памяти народной.
   Соловьиных глоток
   Гром -- отсюда родом!
   Рыдью, медью, гудью,
   Вьюго-Богослова
   Гудью -- точно грудью
   Певчей -- небосвода
   Нёбом или лоном
   Лиро-черепахи?
   Гудок, гудче Дона
   В битву, гудче плахи
   В жатву... По загибам,
   Погрознее горных,
   Звука, как по глыбам
   Фив нерукотворных.
   Семь -- пласты и зыби!
   Семь -- heilige Sieben! [**]
   Семь в основе лиры,
   Семь в основе мира.
   Раз основа лиры --
   Семь, основа мира --
   Лирика. Так глыбы
   Фив по звуку лиры...
   О, ещё в котельной
   Тела -- "легче пуха!"
   Старая потеря
   Тела через ухо.
   Ухом -- чистым духом
   Быть. Оставьте буквы --
   Веку.
                    Чистым слухом
   Или чистым звуком
   Движемся? Преднота
   Сна. Предзноб блаженства.
   Гудок, гудче грота
   В бури равноденствья.
   Темени -- в падучке,
   Голода -- утробой
   Гудче... А не гудче
   Разве только гроба
   В Пасху...
                    И гудче гудкого --
   Паузами, промежутками
   Мо́чи, и движче движкого --
   Паузами, передышками
   Паровика за мучкою...
   Чередованьем лучшего
   Из мановений божеских:
   Воздуха с -- лучше-воздуха!
   И -- не скажу, чтоб сладкими --
   Паузами: пересадками
   С местного в межпространственный --
   Паузами, полустанками
   Сердца, когда от лёгкого --
   Ox! -- полуостановками
   Вздоха -- мытарства рыбного
   Паузами, перерывами
   Тока, паров на убыли
   Паузами, перерубами
   Пульса, -- невнятно сказано:
   Паузами -- ложь, раз спазмами
   Вздоха... Дыра бездонная
   Лёгкого, поражённого
   Вечностью...
                    Не все́ её --
   Так. Иные -- смерть.
   -- Землеотсечение.
   Кончен воздух. Твердь.
   
   Музыка надсадная!
   Вздох, всегда вотще!
   Кончено! Отстрадано
   В газовом мешке
   Воздуха. Без компаса
   Ввысь! Дитя -- в отца!
   Час, когда потомственность
   Ска -- зы -- ва -- ет -- ся.
   Твердь! Голов бестормозных --
   Трахт! И как отсечь:
   Полная оторванность
   Темени от плеч --
   Сброшенных! Беспочвенных --
   Грунт! Гермес -- свои!
   Полное и точное
   Чувство головы
   С крыльями. Двух способов
   Нет -- один и прям.
   Так, пространством всосанный,
   Шпиль роняет храм --
   Дням. Не в день, а исподволь
   Бог сквозь дичь и глушь
   Чувств. Из лука -- выстрелом --
   Ввысь! Не в царство душ --
   В полное владычество
   Лба. Предел? -- Осиль:
   В час, когда готический
   Храм нагонит шпиль
   Собственный -- и вычислив
   Всё, -- когорты числ!
   В час, когда готический
   Шпиль нагонит смысл
   Собственный...

<1927>

Медон, в дни Линдберга.

Сноски

   [*] - Верую (лат.).
   
   [**] -- Священная семёрка (нем.).

Примечания

   Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1930. No 1).
   Поводом к написанию поэмы послужило следующее событие. 21 -- 22 мая 1927 года американский лётчик Чарльз Линдберг впервые совершил беспосадочный перелёт через Атлантический океан. Шесть тысяч километров он преодолел за тридцать три с половиной часа, достигнув по тем временам сенсационного рекорда.
   
   Расколотый ящик Пандорин. -- Пандора (греч. миф.) -- женщина, созданная Гефестом (богом огня и кузнечного дела) из земли и воды. Она получила от Зевса запертый ящик, куда были заключены все человеческие несчастья; из любопытства, открыв его, выпустила содержимое наружу; отсюда "ящик Пандоры" -- источник всяческих бедствий.
   
   Без счёту -- входящих. -- "(NB! Смысл: Без счёту входящих без стука...)".
   
   Оптина пустынь -- мужской монастырь в Калужской губернии.
   
   Феллах -- крестьянин-земледелец в арабских странах.
   
   Еврея с цитрою // Взрыд: ужель оглох? -- "NB! (Смысл: Ужель оглох? Подразумевается: Бог), ибо о чём же думать еврею с цитрою?)"
   
   Мать! Не даром чаяла: // Цел воздухобор! -- "NB! Здесь речь о Линдберге, в те дни впервые перелетевшем океан, и о его матери, учившей его отказываться от всех земных почестей и выгод. Если вспомню её имя -- впишу".
   
   Не тот же ли об ушах? // Как фавновы рожки // Вставали. -- Фавн (рим. миф.) -- бог полей, лесов, стад, родоначальник мелких богов, фавнов, безобразных существ с острыми ушами и козлиными ногами.
   
   Колумб Христофор (1451 -- 1506) -- мореплаватель, открывший Америку и ряд новых земель.
   
   Ирида, Ирис (греч. миф.) -- богиня радуги, вестница богов.
   
   Шемахинским или же кашемирским... -- названия восточных тканей.
   
   Персть (церк.-слав.) -- земной прах, пыль.
   
   Пэри (пери) -- в персидской мифологии добрые феи в образе крылатых женщин, охраняющие людей от злых духов.
   
   ...Как сквозь про́сып // Первый (нам-то -- засып!) -- "NB! Смысл: Мы, поэты, просыпаясь -- засыпаем! NB! В этой поэме всё осмысленно".
   
   Лоном лиро-черепахи. -- По мифу, Гермес -- бог торговли, стад и дорог -- изготовил из панциря черепахи первую лиру и подарил её Амфиону.
   
   Фив нерукотворных. -- По мифу, сыновья Зевса Амфион и Зет возвели вокруг города Фивы мощные стены, причём камни двигались сами под звуки лиры Амфиона.
   
   Heilige Sieben (священная семёрка). -- Число "семь" наделено магическими свойствами во многих мифологических системах: семь было любимым числом Цветаевой. В письме к Рильке от 12 мая 1926 года она пишет: "Быть на седьмом небе от радости. Видеть седьмой сон. Неделя -- по-древнерусски -- седьмица. Семеро одного не ждут. Семь Симеонов (сказка). 7 -- русское число! О, ещё много: Семь бед -- один ответ, много". (Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 г. М.: Книга, 1990. С. 93).
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru