Цветаева Марина Ивановна
Попытка комнаты

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Марина Цветаева.
Попытка комнаты

Поэма

   Стены косности сочтены
   До меня. Но -- заскок? случайность? --
   Я запомнила три стены.
   За четвёртую не ручаюсь.
   
   Кто же знает, спиной к стене?
   Может быть, но ведь может не
   
   Быть. И не было. Дуло. Но
   Не стена за спиной -- так..? Всё, что
   Не угодно. Депеша "Дно",
   Царь отрёкся. Не только с почты
   
   Вести. Срочные провода
   Отовсюду и отвсегда.
   
   На рояле играл? Сквозит.
   Дует. Парусом ходит. Ватой --
   Пальцы. Лист сонатинный взвит.
   (Не забудь, что тебе -- девятый.)
   
   Для невиданной той стены
   Знаю имя: стена спины
   
   За роялем. Ещё -- столом
   Письменным, а ещё -- прибором
   Бритвенным (у стены -- приём --
   Этой -- делаться коридором
   
   В зеркале. Перенёс -- взглянул.
   Пустоты переносный стул).
   
   Стул для всех, кому не войти --
   Дверью, -- чуток порог к подошвам!
   Та стена, из которой ты
   Вырос -- поторопилась с прошлым --
   
   Между нами ещё абзац
   Целый. Вырастешь как Данзас --
   
   Сзади.
   Ибо Данзасом -- та,
   Званым, избранным, с часом, с весом,
   (Знаю имя: стена хребта!)
   Входит в комнату -- не Дантесом.
   
   Оборот головы. -- Готов?
   Так и ты через десять строф.
   
   Строк.
   Глазная атака в тыл.
   Но, оставив разряд заспинный,
   Потолок достоверно -- был.
   Не упорствую: как в гостиной,
   
   Может быть и чуть-чуть косил.
   (Штыковая атака в тыл --
   Сил.)
   И вот уже мозжечка
   Сжим. Как глыба спина расселась.
   Та сплошная стена Чека,
   Та -- рассветов, ну та -- расстрелов
   
   Светлых: чётче, чем на тени
   Жестов -- в спину из-за спины.
   
   То, чего не пойму: расстрел.
   Но, оставив разряд застенный,
   Потолок достоверно цел
   Был (ещё впереди -- зачем нам
   
   Он). К четвёртой стене вернусь:
   Та, куда, отступая, трус
   Оступается.
   "Ну, а пол --
   Был? На чём-нибудь да ведь надо ж?.."
   Был. -- Не все́м. -- На качель, на ствол,
   На коня, на канат, на шабаш, --
   
   Выше!..
   Всем нам на "тем свету"
   С пустотою сращать пяту
   Тяготенную.
   Пол -- для ног.
   -- Как внедрён человек, как вкраплен! --
   Чтоб не капало -- потолок.
   Помнишь, старая казнь -- по капле
   
   В час? Трава не росла бы в дом --
   Пол, земля не вошла бы в дом --
   
   Всеми -- теми -- кому и кол
   Не препятствие ночью майской!
   Три стены, потолок и пол.
   Всё, как будто? Теперь -- являйся!
   
   Оповестит ли ставнею?
   Комната на́спех составлена,
   Белесоватым по́ серу --
   В черновике набросана.
   
   Не штукатур, не кровельщик --
   Сон. На путях беспроволочных
   Страж. В пропастях под веками
   Некий нашедший некую.
   
   Не поставщик, не мебельщик --
   Сон, поголее ревельской
   Отмели. Пол без блёсткости.
   Комната? Просто -- плоскости.
   
   Дебаркадер приветливей!
   Нечто из геометрии,
   Бездны в картонном томике,
   Поздно, но по́лно, понятой.
   
   А фаэтонов тормоз-то --
   Стол? Да ведь локтем кормится
   Стол. Разлоктись по склонности,
   Будет и стол -- настольности.
   
   Так же, как деток -- аисты:
   Будет нужда -- и явится
   Вещь. Не пекись за три́ версты!
   Стул вместе с гостем вырастет.
   
   Всё вырастет,
   Не ладь, не строй.
   Под вывеской
   Сказать -- какой?
   
   Взаимности
   Лесная глушь
   Гостиница
   Свиданье Душ.
   
   Дом встречи. Все́ -- разлуки --
   Те, хоть южным на юг!
   Прислуживают -- руки?
   Нет, то, что тише рук,
   
   И легче рук, и чище
   Рук. Подновлённый хлам
   С услугами? Тощища
   Оставленная там!
   
   Да, здесь мы недотроги,
   И в праве. Рук -- гонцы,
   Рук -- мысли, рук -- итоги,
   Рук -- самые концы...
   
   Без судорожных "где ж ты?".
   Жду. С тишиной в родстве,
   Прислуживают -- жесты
   В Психеином дворце.
   
   Только ветер поэту дорог!
   В чём уверена -- в коридорах.
   
   Прохожденье -- вот армий база.
   До́лжно долго идти, чтоб сразу
   
   Середь комнаты, с видом бога-
   Лиродержца...
   -- Стиха дорога!
   
   Ветер, ветер, над лбом -- как стягом
   Подымаемый нашим шагом!
   
   Водворённое "и так дале" --
   Коридоры: домашнесть дали.
   
   С грачьим профилем иноверки
   Тихой скоростью даль, по мерке
   
   Детских ног, в дождеватом пруфе
   Рифмы милые: грифель -- туфель --
   
   Кафель... в павлиноватом шлейфе
   Где-то башня, зовётся Эйфель.
   
   Как река для ребёнка -- галька,
   Дали -- долька, не даль -- а далька,
   
   В детской памяти, струнной, донной --
   Даль с ручным багажом, даль -- бонной...
   
   Не сболтнувшая нам (даль в модах)
   Что́ там тащится на подводах...
   
   Доведённая до пенала...
   Коридоры: домов каналы.
   
   Свадьбы, судьбы, событья, сроки, --
   Коридоры: домов притоки.
   
   В пять утра, с письмецом подмётным,
   Коридором не только мётлы
   
   Ходят. Тмином разит и дёрном.
   Род занятия? Ко -- ри -- дорный.
   
   То́ лишь требуя, что смолола --
   Коридорами -- Карманьола!
   
   Кто коридоры строил
   (Рыл), знал куда загнуть,
   Чтобы дать время крови
   За́ угол завернуть
   
   Се́рдца -- за тот за острый
   Угол -- громов магнит!
   Чтобы сердечный остров
   Со всех сторон омыт
   
   Был. Коридор сей создан
   Мной -- не проси ясней! --
   Чтобы дать время мозгу
   Оповестить по всей
   
   Линии -- от "посадки
   Нету" до узловой
   Сердца: "Идёт! Бросаться --
   Жмурься! А нет -- долой
   
   С рельс!" Коридор сей создан
   Мной (не поэт -- спроста!),
   Чтобы дать время мозгу
   Распределить места,
   
   Ибо свиданье -- местность,
   Роспись -- подсчёт -- чертёж --
   Слов, не всегда уместных,
   Жестов, погрешных сплошь.
   
   Чтобы любовь в порядке --
   Вся, чтоб тебе люба --
   Вся, до последней складки --
   Губ или платья! Лба.
   
   Платье все́ оправлять умели!
   Коридоры: домов туннели.
   
   Точно старец, ведомый дщерью --
   Коридоры: домов ущелья.
   
   Друг, гляди! Как в письме, как в сне том --
   Это я́ на тебя просветом!
   
   В первом сне, когда веки спустишь --
   Это я́ на тебя предчувствьем
   
   Света. В крайнюю точку срока
   Это я́ -- световое око.
   
   А потом?
   Сон есть: в тон.
   Был -- подъём,
   Был -- наклон
   
   Лба -- и лба.
   Твой -- вперёд
   Лоб. Груба
   Рифма: рот.
   
   Оттого ль, что не стало стен --
   Потолок достоверно крен
   
   Дал. Лишь звательный цвёл паде́ж
   В ртах. А пол -- достоверно брешь.
   
   А сквозь брешь, зелена как Нил...
   Потолок достоверно плыл.
   
   Пол же -- что́, кроме "провались!" --
   Полу? Что́ нам до половиц
   Сорных? Мало мела? -- Горе́!
   Весь поэт на одном тире
   
   Держится...
   Над ничем двух тел
   Потолок достоверно пел --
   
   Всеми ангелами.

St. Gilles-sur-Vie,
6 июня 1926

Примечания

   Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1928. No 3).
   Поэма обращена к Райнеру Мария Рильке и Борису Пастернаку.
   
   Депеша "Дно", Царь отрёкся. -- На станции Дно в ночь на 14 марта поезд Николая II по решению революционных властей был направлен вместо Царского села в Псков, где 15 марта состоялось отречение царя от престола.
   
   Данзас К. К. (1801 -- 1870) -- лицейский друг А. С. Пушкина. Был секундантом на его дуэли с Дантесом и свидетелем последних часов его жизни.
   
   Ревель -- старое название Таллинна.
   
   Психеиный дворец. -- Психея (греч.) -- мифологический персонаж, олицетворяющий душу.
   
   Бог-лиродержец -- Аполлон, предводитель муз.
   
   Пруф (англ.) -- непромокаемый. Здесь: плащ.
   
   Карманьола -- французская революционная песня, сложенная в Париже в 1792 году после взятия Тюильрийского дворца и падения королевской власти.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru