Бунин Иван Алексеевич
Освобождение Толстого

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    <Фрагмент, исключенный цензурой в советских изданиях>.


   
   Серия "РУССКИЙ ПУТЬ"
   И. А. Бунин: Pro et contra.
   Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология
   Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2001
   

И. А. БУНИН

Освобождение Толстого

<фрагмент, исключенный цензурой в советских изданиях>

   <...> Крайний пример наиболее тупого толкования его учения и даже смысла всех его писаний дали русские марксисты. Еще много лет тому назад, еще до воцарения коммунистов в России, читал в Париже известный марксист Дейч лекцию "О Толстом с точки зрения научного социализма". Лекция сопровождалась выступлениями других ораторов, в том числе одного из самых известных не только в России, но и во всей социалистической Европе марксиста Плеханова. Он вполне серьезно слушал Дейча, не во всем согласился с ним, однако в конце концов приветствовал его: "Все-таки, сказал он, это первая попытка подобрать ключ к творчеству Толстого". Алданов, сведениями которого я тут пользуюсь, замечает, говоря об этом ключе в своей статье, напечатанной в столетнюю годовщину рождения Толстого, что с таким же правом можно было бы подыскать ключ к творчеству Бетховена в связи с теорией о происхождении видов Дарвина. Позволительно было надеяться, говорит он, что "первая попытка" подобрать такой ключ к Толстому останется последней; но надежда эта не оправдалась: в коммунистической России вышло уже свыше 80 работ о Толстом -- все "с точки зрения научного социализма". Точка эта очень проста: "Толстой поражает своим социальным убожеством, идеологической ложью, но ценен тем, что в дни мрачной реакции возвысил свой голос против паразитствующих и насильничающих", -- о том, что Толстой возвысил бы свой голос и в дни коммунистической "реакции" против всех ее насилий, не говорится, конечно; "Толстой делал подрыв буржуазии и дворянско-помещичьему самодержавию... Читать о Толстом нужно теперь у Ленина, у Луначарского..." Что ж можно прочесть у Ленина?
   В его статье, написанной по поводу восьмидесятилетия Толстого, я прочел следующее: "Противоречия в произведениях, взглядах, учениях в школе Толстого -- кричащие. С одной стороны -- гениальный художник, давший не только несравненную картину русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны -- помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны -- замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, а с другой стороны -- "толстовец", то есть истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "Я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным усовершенствованием, я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками". С одной стороны -- беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны -- юродивая проповедь "непротивления злу насилием". С одной стороны -- самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; с другой стороны -- проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно -- религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, то есть культивирование самой утонченной и поэтому особенно омерзительной поповщины". Тут вспоминается и Горький. Горький, тоже имевший удивительную способность делать решительно все, о чем бы он ни заговорил, пошлым и плоским, говорит в своих воспоминаниях о Толстом (безмерно лживых чуть не на каждом шагу), будто Толстой сделал ему однажды такое заявление: "Наука есть золотой слиток в руках шарлатана-химика; вы хотите ее упростить, сделать ее доступной для всех: оказывается, что вы начеканили кучу фальшивой монеты, и народ не поблагодарит вас, когда узнает действительную цену этой монеты". Тут нет, конечно, ни единого толстовского слова, -- все выдумано и все совершенно противоположно духу и речи Толстого. Но не в том дело. Говоря по существу, так ли уж отличается Горький от всяких прочих толкователей Толстого? Прочие говорят в том же роде. Этот моралист и социальный реформатор был опаснейший революционер, выразитель наиболее бунтарских свойств русской души, -- так, возмущаясь, говорят толкователи "правые". "Левые" же восхищаются: "Не было, кажется, ни одно<го> рокового вопроса в сфере экономической, государственной, международной, которого не коснулся бы он". Упирают на это и его биографы: один (Бирюков) ставит во главу угла всех толстовских терзаний такое положение: "Над народом находится так называемый высший, правящий класс, -- преступный, по мнению Толстого". Другой (Полнер) -- "несправедливость существующих земельных отношений: в этом великом грехе старец Толстой видел главную причину всех социальных невзгод". <...>
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Бунин И. А. Освобождение Толстого. Париж, 1937. С. 188--192. Публикуемый фрагмент находится в начале главы XV.
   
   С. 14. Дейч Лев Григорьевич (1855--1941) -- народник, один из основателей первой русской марксистской группы "Освобождение труда" и социал-демократической партии. Участвовал в издании газет "Искра" и "Заря". На втором съезде РСДРП примкнул к меньшевикам. Один из лидеров меньшевизма. После Октябрьской революции отошел от политической деятельности. Жил в СССР, участвовал в подготовке издания сочинений Г. В. Плеханова.
   Плеханов -- автор пяти статей о творчестве Л. Н. Толстого: "Отсюда и досюда" (1910), "Смешение представлений" (1910), "Карл Маркс и Лев Толстой" (1911), "Еще о Толстом" (1911), "Толстой и природа" (1924). Эти работы собраны в XIV томе его собрания сочинений (М.; Л., 1927. С. 185--253).
   Алданов <...> в своей статье, напечатанной в столетнюю годовщину рождения Толстого... -- В 1928 г. была опубликована статья М. А. Алданова "О Толстом".
   ...у Ленина... -- В. И. Лениным написано шесть статей о Толстом: "Л. Н. Толстой" (1910), "Л. Н. Толстой и современное рабочее движение" (1910), "Толстой и пролетарская борьба" (1910), "Герои оговорочки" (1910), "Л. Н. Толстой и его эпоха" (1911). Самая известная и наиболее цитируемая -- "Лев Толстой как зеркало русской революции" (1908). В пятом издании собрания сочинений Ленина статьи вошли в 17 и 20 тома.
   ...у Луначарского... -- Работы А. В. Луначарского "Толстой и Маркс", "К предстоящему чествованию Л. Н. Толстого", "Ленин о Толстом", "Л. Н. Толстой", "Толстой-художник", "О творчестве Толстого", "Ленин и Раскольников о Толстом" собраны в книге, вышедшей к столетнему юбилею писателя: Луначарский А. В. О Толстом. М.; Л., 1928. С. 15. "Противоречия в произведениях, взглядах, учениях в школе Толстого ~ культивирование самой утонченной и поэтому особенно омерзительной поповщины". -- Цитата из статьи Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции".
   Горький <...> в своих воспоминаниях о Толстом (безмерно лживых чуть не на каждом шагу)... -- Очерк М. Горького "Лев Толстой", полный текст которого был впервые опубликован в книге Горького "Воспоминания" (Berlin, 1932), вызвал резко негативную оценку Бунина. В письме от 15 декабря 1947 г. Бунин укоряет Г. В. Адамовича за положительный отзыв о горьковских воспоминаниях, "лживость, топорная брехня которых достойна рваных ноздрей и каторги". В письме, написанном на следующий день, он приводит примеры очевидной для него лжи: Горький вкладывает в уста Толстого не свойственные ему выражения (например, невозможное высказывание о Чехове: "Ходит, как барышня"), говорит о робости Чехова, не присущей ему. Эта ложь нужна Горькому для укрепления сочиненного им мифа -- противопоставления своего "нахрапа", "челкашизма" выдуманнойим "тихости", "грусти" Чехова. Слова же Толстого, якобы сказанные Горькому: "Вы -- романтик", нужны ему для самооправдания, так как хорошо известно, что Толстому не нравились его сочинения (См.: Бунин И. Письма к Г. Адамовичу // Новый журнал. 1973. Кн. 110. С. 163--165). По свидетельству А. В. Бахраха, Бунин однажды так высказался об этом сочинении Горького: "Не спорю, эти воспоминания о Толстом написаны хлестко и не без блеска... но ведь почти все в них -- сплошная беллетристика, и Толстой у Горького не Лев Николаевич, а Лев "Алексеемаксимович"!" (Бахрах А. Бунин в халате. [Baville], 1979. С. 142).
   "Наука есть золотой слиток в руках шарлатана-химика ~ народ не поблагодарит вас, когда узнает действительную цену этой монеты" -- Неточная цитата заметки XVIII из очерка М. Горького "Лев Толстой".
   ...так ли уж отличается Горький от всяких прочих толкователей Толстого? -- В первоначальном тексте главы, опубликованном в журнале "Русские записки" (1937. No 1. С. 96), это место читается так: "...так ли уж отличаются все эти Дейчи, Ленины и Горькие от всяких прочих толкователей Толстого?" С. 16. Бирюков Павел Иванович -- последователь учения Толстого, несколько лет выполнявший обязанности секретаря писателя. Первый биограф Толстого. Его четырехтомный труд "Биография Льва Николаевича Толстого" впервые вышел в 1906 г. (толстовское издательство "Посредник"). 2-е изд. -- 1911 г. ("Посредник"), 3-е изд. -- М.; Пг., 1923.
   Полнер Тихон Иванович -- автор книг "О Толстом. Воспоминания" (Париж, 1920) и "Лев Толстой и его жена: История одной любви" (Париж, 1928).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru