|
Скачать FB2 |
| |
ПОСЛѢДНІЯ ВРЕМЕНА ЯЗЫЧЕСТВА.
Историческіе очерки конечныхъ религіозныхъ столкновеній на Западѣ въ IV вѣкѣ.
СОЧИНЕНІЕ
Гастона Буассье,
ЧЛЕНА ФРАНЦУЗСКОЙ АКАДЕМІИ И АКАДЕМІИ НАДПИСЕЙ И ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ,
Переводъ Н. Трескина.
ТОМЪ ПЕРВЫЙ.
Изданіе журнала "Пантеонъ Литературы".
ПЕТЕРБУРГЪ.
Паровая типографія Шуллеръ и Богельманъ. Невскій 148.
1893.
ПРЕДИСЛОВІЕ.
КНИГА ПЕРВАЯ
Торжество христіанства.
ГЛАВА I.
Обращеніе Константина.
I.
Константинъ нападаетъ на Максенція.-- Положеніе имперіи въ этотъ моментъ.-- Ошибки, сдѣланныя Діоклетіаномъ.-- Гоненіе.-- Положеніе, принятое Констанціемъ Хлоромъ въ отношеніи христіанъ.-- Юность Константина.
II.
Дата обращенія Константина.-- Свидѣтельство Зосимы.-- Офиціальные источники указываютъ на то, что сближеніе Константина съ христіанствомъ воспослѣдовало прежде 812 года.-- Разсказъ Лактанція.-- Разсказъ Евсевія.
III.
Возраженія, вызванныя разсказовъ Евсевія.-- Представленіе, слагающееся о характерѣ Константина, чѣмъ онъ былъ въ дѣйствительности.
IV.
Разъясненіе разсказа Евсевія.-- Двѣ различныя части этого разсказа. Римская религія и христіанское чудо.
V.
Язычники точно также, какъ христіане, смотрятъ на пораженіе Максенція, какъ на чудо.-- Послѣдствія этого для Константина.-- Какимъ образомъ объяснилъ онъ свое благополучіе.
ГЛАВА II.
Миланскій эдиктъ и вѣротерпимость при Константинѣ и его сыновьяхъ.
1.
Что новаго заключалъ въ себѣ Миланскій эдиктъ.-- Принципъ вѣротерпимости.-- Доводы, которыми руководствовался Константинъ, провозглашая вѣротерпимость.
II.
Что вдохновило къ изданію Миланскаго эдикта?-- Причины враждебности язычества къ терпимости.-- Христіанскіе учители требовали терпимости во время гоненій.-- Мѣста въ Миланскомъ эдиктѣ, повидимому неблагопріятныя христіанству.-- Какъ они могутъ быть истолкованы.
III.
Затрудненія, встрѣченныя при исполненіи Миланскаго эдикта.-- Традиціи императорскаго режима.-- Подчиненность оффиціальной религіи авторитету государя.-- Константинъ удерживаетъ за собою главенство надъ прежнею религіей и распространяетъ его на новое вѣрованіе.-- Желаніе его установить религіозное единство.-- Онъ способствуетъ опроверженію ересей и язычниковъ.-- Дѣйствительно ли то, что онъ передъ смертію отмѣнилъ Миланскій эдиктъ и обнародовалъ законы, противные терпимости?
IV.
Какъ принятъ былъ церковью Миланскій эдиктъ?-- Его отношенія къ язычникамъ, христіанамъ и схизматикамъ.-- Дѣло донатистовъ.-- Полемика св. Августина противъ нихъ.-- Совѣщаніе въ Карѳагенѣ.-- Вмѣшательство свѣтской власти въ дѣло наказанія еретиковъ, -- Какъ оправдывалъ вмѣшательство это св. Августинъ.-- Слѣдствія такого вмѣшательства.
V.
Законы Константина противъ язычества.-- Христіанство и общественныя игры. Законы Констанція.-- Были ли они приведены въ дѣйствіе.
ГЛАВА III.
Императоръ Юліанъ.
I.
Языческая реакція при Юліанѣ.-- Какимъ образомъ Юліанъ сдѣлался воиномъ.-- Какимъ образомъ онъ обратился въ язычество.-- Первые годы его жизни.-- Онъ гордится своимъ греческимъ происхожденіемъ.-- Еллинизмъ.-- Юліанъ у риторовъ,-- у софистовъ.-- Что въ особенности влекло его къ язычеству,
II.
Юліанъ не понялъ христіанства.-- Какіе имѣлъ онъ доводы къ тому, чтобы дурно судить о немъ?-- Письмо къ Саллюстію.-- "Панегирики".-- Онъ объявляетъ о своемъ обращеніи.
III.
Юліинъ нападаетъ на христіанство, какъ философъ.-- Книга "Противъ христіанъ".-- Религіозное ученіе Юліана.-- Рѣчь о Царѣ-Солнцѣ.-- Низкое достоинство этой доктрины въ сравненіи съ христіанствомъ.-- Опытъ языческой проповѣди.-- Образованіе языческаго священства.
IV.
Сношенія Юліана съ христіанствомъ, какъ императора.-- Онъ обѣщаетъ терпимость.-- Какъ онъ сдерживаетъ свое обѣщаніе.-- Его пристрастіе къ язычникамъ.-- Онъ воспрещаетъ преподаваніе христіанскимъ профессорамъ.-- Почему?
V.
Результатъ предпріятія Юліана.-- Онъ возбуждаетъ неудовольствіе во многихъ язычникахъ.-- Онъ привлекаетъ на свою сторону лишь немногихъ христіанъ.-- Мнѣнія, о немъ высказанныя.-- Его истинный характеръ.
КНИГА ВТОРАЯ.
Христіанство и римское воспитаніе.
ГЛАВА I.
Народное просвѣщеніе въ Римской имперіи.
I.
Древнѣйшее воспитаніе у римлянъ.-- Какъ воспитывались дѣти благородныхъ.-- Воспитаніе въ народѣ.-- Primus magister или liberator.-- Начальная школа въ Римской имперіи.
II.
Греческое воспитаніе дѣтей въ Римѣ.-- Грамматики.-- Риторика.
III.
Частное обученіе и обученіе публичное.-- Основаніе въ Римѣ Веспасіаномъ каѳедры публичнаго краснорѣчія.-- Музыкальное обученіе въ Римской имперіи.-- Покровительство, которое оказывалъ ему императоръ.-- Положеніе преподавателей.-- Какъ назначались они.-- Основаніе Константинопольскаго университета.-- Университетская монополія.
IV.
Организація римской школы. Преподаватели.-- Грамматики и риторы.-- Ихъ положеніе.-- Ученики.-- Отношенія между учителями и учениками.-- Дурные ученики.
V.
Какимъ образомъ риторика сдѣлалась основаніемъ античнаго воспитанія.-- Тщетное противодѣйствіе Цицерона.-- Система Квинтиліана.-- Опасность подобнаго воспитанія.-- Успѣхи имъ достигнутые.-- Оно помогаетъ римлянамъ докончить ихъ побѣду надъ міромъ.