|
Скачать FB2 |
| |
Георг Брандес.
Шекспир. Жизнь и произведения
Н. Стороженко.
ГЛАВА I
Вступление. -- Трудность и возможность написать биографию Шекспира.
ГЛАВА II
Стрэтфорд. -- Родители. -- Детство.
ГЛАВА III
Женитьба. -- Сэр Томас Люси. -- Отъезд из Стрэтфорда.
ГЛАВА IV
Лондон. -- Здания. -- Костюмы. -- Нравы.
ГЛАВА V
Политическое и религиозное состояние страны. -- Англия как нарождающаяся великая держава.
ГЛАВА VI
Шекспир -- актер. -- Переделка старых пьес. -- Нападки на него Роберта Грина.
ГЛАВА VII
Марло и его произведения. -- "Тит Андроник".
ГЛАВА VIII
Юношеские взгляды Шекспира на отношения между мужчиной и женщиной. Его брак с этой точки зрения.
ГЛАВА IX
"Бесплодные усилия любви". -- Эротика и стиль. -- Джон Лилли и эвфуизм. Личные элементы.
ГЛАВА X
"Вознагражденные усилия любви" как первый эскиз комедии "Конец делу венец". -- "Комедия ошибок". -- "Два веронца".
ГЛАВА XI
"Венера и Адонис". -- Описание природы. -- "Лукреция". -- Отношение к живописи.
ГЛАВА XII
"Сон в летнюю ночь". -- Повод к написанию пьесы. -- Элементы аристократический, народный, грубо-комический и фантастический.
ГЛАВА XIII
"Ромео и Джульетта". -- Два издания пьесы. -- Романское искусство. Пользование старыми мотивами. -- Взгляд на любовь.
ГЛАВА XIV
Современные нападки на Шекспира. -- Бэконовская ересь. -- Сведения Шекспира во всех областях знания.
ГЛАВА XV
Театры и их устройство. -- Актеры и драматурги. -- Народная и аристократическая публика. -- Аристократические воззрения Шекспира.
ГЛАВА XVI
Закрытие театров вследствие чумы. -- Возможность путешествия в Италию. -- Места в "Укрощении строптивой", "Венецианском купце" и "Отелло", говорящие в пользу этого путешествия.
ГЛАВА XVII
Шекспир обращается к исторической драме.-- Его "Ричард II" и "Эдуард II".-- Марло. -- Отсутствие юмора и недостатки стиля.
ГЛАВА XVIII
"Ричард III". -- Психология и монологи. -- Способность Шекспира перевоплощаться. -- Презрение к женщине. -- Лучшие сцены. -- Классическое направление трагедии.
Входит гонец.
ГЛАВА XIX
Шекспир теряет сына. -- Следы скорби в драме. -- "Король Иоанн". Старая пьеса того же имени. -- Перенесение центра тяжести. -- Устранение религиозной полемики. -- Сохранение национального отпечатка. -- Патриотизм Шекспира. -- Поэт игнорирует противоположность между англосаксонской и норманнской расой и совсем не упоминает о "великой хартии вольностей".
ГЛАВА XX
Обработка пьесы "Укрощение строптивой". -- Происхождение "Венецианского купца". -- Шекспир думает о богатстве. -- Его состояние растет. -- Покупка домов и земельных участков. -- Денежные дела и процессы.
ГЛАВА XXI
"Венецианский купец". -- Источники и характеры. -- Антонио, Порция, Шейлок,-- Лунный пейзаж и музыка. -- Взгляд Шекспира на музыку.
ГЛАВА XXII
"Эдуард III" и "Арден Февершем". -- Дикция Шекспира. -- Первая часть "Генриха IV". -- Введение в историческую драму личного жизненного опыта. -- Чем мог заинтересовать его сюжет? -- Трактирная жизнь. Кружок Шекспира. -- Джон Фальстаф. -- Сопоставление его с gracioso испанской комедии. -- Рабле и Шекспир.-- Панург и Фальстаф.
ГЛАВА XXIII
Генри Перси. -- Мастерство характеристики. -- Готспер и Ахиллес.
ГЛАВА XXIV
Принц Генрих. -- Связь между ним и Шекспиром. -- Национальный герой Англии. -- Свежесть и совершенство пьесы.
ГЛАВА XXV
Вторая часть "Генриха IV". -- Старое и новое. -- "Генрих V" как национальная драма. -- Любовь к отчизне и шовинизм. -- Мечты о Великобритании.
ГЛАВА XXVI
Елизавета и Фальстаф. -- "Виндзорские проказницы". -- Прозаический и мещанский тон пьесы. -- Эльфы.
ГЛАВА XXVII
"Остроумный" период в жизни Шекспира. -- Новый женский тип. Остроумные молодые аристократки. -- "Много шума из ничего". -- Рабская зависимость от сюжета. -- Бенедикт и Беатриче. -- Духовное развитие. -- Грубо-комические фигуры.
ГЛАВА XXVIII
Самый светлый период в жизни Шекспира. -- "Как вам угодно". -- Страсть к скитаниям. -- Тоска по природе. -- Жак и Шекспир. -- Пьеса как праздник остроумия.
ГЛАВА XXIX
Шекспир достигает полной душевной гармонии. -- "Двенадцатая ночь". Насмешки над пуританством. -- Тоскующие лица. -- Очаровательная грация Виолы. -- Прощание с шутливым настроением.
ГЛАВА XXX
Перемена в настроении Шекспира. -- Возрастающие меланхолия, пессимизм и мизантропия.
ГЛАВА XXXI
Англия в эпоху Елизаветы.
ГЛАВА XXXII
Елизавета на склоне лет.
ГЛАВА XXXIII
Елизавета. -- Эссекс. -- Бэкон.
ГЛАВА XXXIV
Процесс Эссекса и Саутгемптона.
ГЛАВА XXXV
1601 год в жизни Шекспира. -- Сонеты и Пемброк.
То the onlie begetter of
These insuing sonnets
Mr. W. H. All Happinesse
And that eternitie
Promised
By Our ever-living poet
Wisheth
The well wishing Adventurer in
Setting
Forth. Т. T.
{Единственному творцу нижеследующих сонетов мистеру В. Г. счастья и вечной славы, обещанной нашим бессмертным поэтом, желает издатель их Т. Т.}
ГЛАВА XXXVI
"Смуглая дама" сонетов.
ГЛАВА XXXVII
Платонизм. -- Шекспир и Микеланджело.
ГЛАВА XXXVIII
"Юлий Цезарь". -- Главные недостатки драмы. -- Ее достоинства.
ГЛАВА XXXIX
Характер Брута.
ГЛАВА XL
Римские драмы Бена Джонсона.
ГЛАВА XLI
"Гамлет". -- Новеллистические, исторические и драматургические предпосылки.
ГЛАВА XLII
"Гамлет", Джордано Бруно и Монтень. -- Этнографические предпосылки.
ГЛАВА XLIII
Личный элемент в "Гамлете".
ГЛАВА XLIV
Психология образа Гамлета.
ГЛАВА XLV
"Гамлет" как драматическое произведение.
ГЛАВА XLVI
Гамлет и Офелия.
ГЛАВА XLVII
Влияние "Гамлета" на последующие века.
ГЛАВА ХLVIII
Драматургия в "Гамлете". -- Шекспир, Кемп и Тарлтон.
ГЛАВА XLIX
"Конец -- делу венец". -- Выходки против пуританства.
ГЛАВА L
"Мера за меру". -- Анжело и Тартюф.
ГЛАВА LI
Восшествие на престол короля Иакова и королевы Анны. -- Судьба Рэлея. -- Труппа Шекспира получает звание актеров короля. -- Шотландское влияние.
ГЛАВА LII
"Макбет". -- "Макбет" и "Гамлет". -- Состояние текста затрудняет критику.
ГЛАВА LIII
"Отелло". -- Значение и характер Яго.
ГЛАВА LIV
"Отелло". -- Тема и ее обработка. -- Монография в крупном стиле.
ГЛАВА LV
"Король Лир". -- Основное настроение. -- Хроника, "Аркадия" Сиднея и старинная драма.
ГЛАВА LVI
Трагедия кончины мира в "Лире".
ГЛАВА LVII
"Антоний и Клеопатра". -- Что привлекло Шекспира к этому сюжету?
ГЛАВА LVIII
"Смуглая леди" как модель. -- Падение республики -- кончина мира.
ГЛАВА LIX
Уныние и презрение к людям.
ГЛАВА LX
Двор. -- Королевские любимцы и Рэлей.
ГЛАВА LXI
Теология короля и его нужда в деньгах. -- Его несогласия с нижней палатой.
ГЛАВА LXII
Нравы при дворе.
ГЛАВА LXIII
Арабелла Стюарт и Вильям Сеймур.
ГЛАВА LXIV
Рочестер и леди Эссекс
ГЛАВА LXV
Презрение к женщинам. -- "Троил и Крессида".
ГЛАВА LXVI
"Троил и Крессида". -- История сюжета.
ГЛАВА LXVII
Шекспир и Чапман. -- Шекспир и Гомер.
ГЛАВА LХVIII
Негодование на женское вероломство и на глупость публики.
ГЛАВА LXIX
Шекспир теряет мать. -- "Кориолан". -- Отвращение к черни.
ГЛАВА LXX
"Кориолан" как драма.
ГЛАВА LXXI
"Тимон Афинский". -- Человеконенавистничество.
ГЛАВА LXXII
Выздоровление. -- Переворот. -- Новые женские образы.
ГЛАВА LХХIII
"Перикл". -- Сотрудничество с Вилкинсом и Роули. -- Шекспир и Корнель.
ГЛАВА LXXIV
Френсис Бомонт и Джон Флетчер.
ГЛАВА LXXV
Шекспир и Флетчер. -- "Два благородных родственника" и "Генрих VIII".
Мистером Джоном Флетчером, джентл.
Мистером Вильямом Шекспиром, джентл.,
ГЛАВА LXXVI
"Цимбелин". -- Сюжет. -- Исходная точка. -- Мораль. -- Идиллия. Имоджена.
ГЛАВА LХХVII
"Зимняя сказка". -- Эпическая постройка. -- Образ ребенка. -- Пьеса как музыкальное произведение. -- Эстетика Шекспира.
ГЛАВА LXXVIII
"Буря", написанная к свадьбе принцессы Елизаветы.
ГЛАВА LXXIX
Источники "Бури".
ГЛАВА LXXX
"Буря" как пьеса. -- Шекспир и Просперо. -- Прощание с искусством.
ГЛАВА LXXXI
Шекспир уезжает в Стрэтфорд.
ГЛАВА LXXXII
Стрэтфорд-на-Эвоне.
ГЛАВА LXXXIII
Последние годы жизни Шекспира в Стрэтфорде.
Заключение.
|